В гостях у английского чемпиона


Я любитель охоты «по перу», и в какую-то Африку меня не сильно тянет, а вот в Европу я бы съездил с удовольствием. Например, в Германию или Польшу – птичек пострелять. Но мечты остались мечтами. И поскольку богатого наследства в ближайшее время не предвиделось, приходилось довольствоваться Подмосковьем или, при хорошем варианте, Калмыкией. Но вот познакомился на стрелковом стенде с одним из лучших, а может быть и самым лучшим английским стендовым стрелком, чемпионом Европы и мира по спортингу Филиппом Торрольдом. Разговорились, сначала о стрельбе, а потом, когда выяснилось, что Филипп страстный охотник, да ещё, как и я, предпочитает охоту по перу и не любит стрельбу пулей, тем для разговоров нашлось предостаточно.

О себе Фил рассказывал с неизменным смешком, и вообще чувствовалось, что с юмором у него всё в порядке. На ферме отца, где он работал, водилось огромное количество крыс, уничтожая которых, можно было не только приносить пользу, но и заработать денежку, поскольку за каждый хвост платили 15 пенсов. Первым оружием Филиппа стала рогатка. Затем родилась идея накопить денег на покупку ружья, а для этого надо было увеличить время охоты. И всё бы хорошо, да вот школа много времени отнимала – пришлось сократить часы занятий. И вот цель достигнута и двенадцатилетний Филипп стал обладателем испанской двустволки. Началась охота в окрестных (соседских) лесах на фазанов, кроликов, куропаток и зайцев. Всё это с удовольствием принимали в мясных лавках, за очень даже неплохие деньги. Но, чтобы много добывать фазанов и куропаток, нужно было учиться стрелять по летящей птице и бегущему зверьку. Филипп стал придумывать собственную технику стрельбы влёт. Результаты пошли лучше. На фазаньи деньги была приобретена новенькая японская горизонтальная двустволка, что позволяло участвовать в соревнованиях любых рангов и даже «традиционных». В общем, время на школу не оставалось совсем. Надо ли говорить, что такое положение вещей совершенно не устраивало Торрольда-старшего. Над охотой и ружьём нависла угроза. И вот тут Филиппу повезло. Соседи-охотники устроили соревнования в стрельбе по тарелочкам. Поскольку машинка была всего одна, охотники ходили вокруг неё и по очереди стреляли с разных точек. Использовав весь свой опыт браконьера, Филипп поднапрягся и выиграл первый приз – живую свинью!!!. Это было благосклонно принято папой-фермером, и на этот раз ружьё было спасено. Но, этого стало мало. Дело в том, что соревнования «Открытый чемпионат Англии» проводились в разных категориях. Одни упражнения стрелялись только из однозарядного ружья (одностволки), классика стрелялась только из горизонтальной двустволки, отдельные соревнования проходились среди «автоматчиков» и т.д. Пришлось охотиться дальше, чтобы пополнить свой оружейный парк и одновременно совершенствовать технику собственной разработки. И вот наконец наступил день, когда, вернувшись с очередных соревнований («Бритиш-опен», где Филипп участвовал в разряде «охотники»), он, ни слова не говоря, выложил перед отцом 50 000 фунтов стерлингов, что составляло тысячу месячных окладов фермера. С этого момента вопрос о выборе профессии не стоял. Забегая вперёд, скажу, что на ферме у Филиппа все трактора, бульдозеры, комбайны и краны переделаны в платформы для метательных машинок. Причём вся техника на ходу и может перемещаться по ферме-стрельбищу, составляя любые комбинации и занимать любой ландшафт.
Любопытный случай, делающий честь его сообразительности, произошёл с Филиппом на очередных соревнованиях. Стреляли, если можно так выразиться, на дальность. Победителям считался тот, кто разобьёт мишень, отпустив её дальше других. Надо заметить, что стрелял тогда Торрольд советскими патронами, которые издавали страшный грохот, метали огонь из ствола, но зато стоили дешевле других. И вот Филипп придумал такой фокус. Во-первых, он поменял семёрку, которой все стреляли, на пятёрку и, подложив под зарядное устройство монетку в один пенс, усилил давление пороха в патроне. Грохот стоял ужасный, плечо отваливалось, но тарелочки исправно бились дальше, чем у других стрелков. Объяснение было простое – патроны русские.
Пока мы разговаривали, подошли ребята из Спортклуба «Лисья нора» и предложили стрельнуть сотню патронов Английского спортинга. В двух словах «Английский спортинг» – это дуплетная стрельба, где полёты мишеней выбираются самые непредсказуемые. На каждой площадке стреляются 3-4 дуплета, не больше – и переход на другую площадку. Выиграл, разумеется, недавний победитель Чемпионата Европы (с феноменальным, кстати, результатом 198 из 200) Филипп Торрольд. Другие призовые места разобрали Александр Зудин и Олег Субботин. Ваш покорный слуга проигрался в пух и прах. Но зато, когда началась «охотничья» стрельба, то есть из положения «сидя», «лежа» и т.д., я не уступил даже самому Торрольду.
Так незаметно и пролетел день с моим новым английским другом. Расставаясь, я пригласил его к нам на охоту, а Филипп, разумеется, ответил любезностью на любезность. С одной стороны, мы знаем, как легко раздаются подобные приглашения, с другой – ничего нереального в такой поездке не было, учитывая стоимость билетов, питания и то, что Филипп предложил пожить у него на ферме, где полно пустых комнат. Паспорт заграничный у меня был, не прошло и месяца, как пришло приглашение от Филиппа, а ещё через пару дней мне поставили в паспорт британскую визу. Дальше всё как во сне. Аэропорт Хитроу, лондонское метро, поезд до города Дисса и улыбающийся Филипп в окошке своего «охотничьего» джипа.
Не заезжая домой, направляемся на стрельбище-ферму Филиппа. То, что я увидел, превзошло все ожидания. Повидал я стрелковые площадки, но эта была больше похожа на площадку строительную. Среди множества ярко-оранжевых осколков битых тарелочек стояли грейдеры, экскаваторы, подъёмные краны и прочая техника. Филипп тут же залез в кабину башенного крана и поднял стрелу вверх. Зрелище получилось весьма эффектное – на самой верхушке были размещены две метательные машинки, а посередине развевался британский флаг. Филипп ещё немного поревел моторами, и образовалась весьма оригинальная площадка спортинга, к которой добавились два грейдера и, по-моему, комбайн.
Затем Фил вынес из помещения несколько ружей и пояснил, что сейчас подъедет его друг сэр Роберт, и мы все вместе потренируемся перед завтрашней охотой. Признаться, я несколько волновался. Ну, согласитесь, что тренироваться в Англии, на столь оригинальном стрелковом комплексе, под руководством, не побоюсь сказать, лучшего стрелка в мире, да ещё в компании английского лорда – это не шутки, было от чего почесать затылок.
Но тем не менее в грязь лицом ударять не надлежало, и я отправился выбирать себе ружьё. Поскольку на классической, традиционной английской охоте стрелять приходится только из двуствольных ружей с горизонтально расположенными стволами, я выбрал себе симпатичную японскую горизонталочку и после нескольких вскидок убедился, что она мне вполне подходит. Тут как раз на шикарном «лимузине» появился друг-аристократ. Но, как оказалось, совсем не чванливый и чопорный, а довольно симпатичный пожилой джентльмен с приятными манерами. После официальных представлений прошли на стрелковую площадку (если так можно назвать полигон после активного бомбометания). Я, кстати, так и ляпнул, но совершенно напрасно. Торрольд специально создавал сложный рельеф, чтобы не быть застигнутым врасплох на любых рельефах других стрельбищ.
Первым на стрелковую позицию Филипп вывел сэра Роберта (после долгих пререканий мне удалось уступить ему первенство), а я с большим интересом стал наблюдать за манерой Мастера тренировать начинающих. На первый взгляд, он ничего особенного не делал, не поправлял стреляющего и даже мало говорил. Просто стоял сзади и смотрел на поводку стрелка и лишь иногда одобрительно кивал головой после того, как мишень (довольно редко) была поражена. Потом неожиданно остановил стрельбу по летящим мишеням и приказал выстрелить в тарелочку, лежащую на земле. Причём не просто так, а навскидку и очень быстро. К своему удивлению, ученик промазал. Филипп предложил продолжить опыт. Наконец, он добился, что все лежащие на земле мишени стали биться быстро и в мелкие осколки. Затем Роберту снова было предложено стрельнуть влёт. Я, признаться, внутренне улыбнулся: посмотрим, что это даст? К моему величайшему удивлению, ученика словно подменили. Он принялся «молотить» самые сложные мишени одну за другой. Как же так? Ведь стрельба по неподвижной цели и летящей – огромная разница. Наконец до меня дошло, что Филипп своим опытным взглядом разглядел ошибку в неправильной вкладке приклада в плече. Стрелок всё делал верно – не останавливал ружьё, работал корпусом, не боялся выстрела, но…снаряд проходил мимо, просто-напросто из-за открытой или закрытой (заваленной) планки или отрыва щеки от приклада (я так и не понял). Одним упражнением Мастер всё поставил на место. В медицине это называется диагностика. А, как я убедился, Филипп великолепный диагност. Для тренера, на мой взгляд, это важнейшее качество.
Когда настала моя очередь, я, признаться, несколько оробел. Но Торрольд и здесь мне помог. Причём, сразу. Он предложил стрелять одни дуплеты, а поскольку они считаются сложнее, чем одиночные мишени (тем более в глазах непрофессионала Роберта), промахнуться не так стыдно, Я перестал дёргаться и разбил (под крики сэра Роберта: «Фантастик!») все поданные мишени.
Довольные тренировкой и договорившись встретиться на завтрашней охоте, проводили сэра Роберта домой. Вечером я поймал пару карпов в пруду, расположенном тут же на стрельбище. Погоняли на машине кроликов, что было законно, поскольку кролик является вредителем и объявлен вне закона, и наконец я добрался до дома, который выделил мне Филипп. Нужно было хорошенько выспаться, так как назавтра предстояла большая охота на фазанов, куропаток, вальдшнепов и голубей.


№155

Содержание №155

МАСТЕР-NEWS

ОХОТА
На кабана с вышки
Ю. Константинов

А был ли борщ?..
И. Самохин

ВЕЛИКИЕ ОРУЖЕЙНИКИ
Последний король «империи» Вальтер
И. Шайдуров

ТВОЁ РУЖЬЁ
«Зауэр» на все времена (ч. 4)
Ю. Маслов

ИСТОРИЯ
Российская карьера ружья-пулемёта «Мадсен»
С. Федосеев

КЛИНОК
Российский нож для заокеанских джунглей
И. Скрылёв

ЭНЦИКДОПЕДИЯ «МР»
Тысяча и один вопрос об охотничьем оружии
Е. Копейко

ГОСТЬ НОМЕРА
Призовое ружьё от Спортганз

СПОРТ
В гостях у английского чемпиона
С. Лосев

АРСЕНАЛ
Rangemaster – английское качество и точность
Ю. Константинов

ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА
65 лет спустя
Ю. Максимов

КИНОВЫСТРЕЛ
«Бесславные ублюдки»
К. Тесемников

ОТ А ДО Я
Оружейные мастера и фирмы России XVII-XX веков
Ю. Шокарев

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
Приказано выжить…

ФОТОРЕПОРТАЖ