Практика для практиков… Сквозь огонь и воду
16 и 17 сентября на базе одного из армейских стрелковых клубов прошли соревнования по практической стрельбе среди российских подразделений антитеррора и приглашённых команд из подразделений спецназа стран ближнего зарубежья – Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Украины, посвящённые десятилетию образования Центра Специального Назначения ФСБ России.
Соревнования прошли в два этапа, по правилам и в формате МКПС, то есть с использованием оборудования, мишеней, применяемых на турнирах по практической стрельбе, но с упражнениями и мишенной обстановкой, разработанными специалистами ЦСН на основе боевого опыта антитеррористических спецподразделений и реальных боевых ситуаций. Бойцы спецназа выполняли все одиночные или групповые упражнения со своим штатным оружием, пистолетами и автоматами, в полной боевой экипировке, включая средства связи и штурмовые бронежилеты с фронтальной защитой по пятому классу, и в зависимости от поставленной задачи с полным боекомплектом для применяемого оружия, в касках и противогазах.
На общий результат команды влияла не только точность и скорость стрельбы, но и правильность действий группы или бойца в каждом конкретном упражнении – то есть оценивалась тактическая составляющая применительно к практике боевой работы, где противник «хорошо вооружён и очень опасен». При этом времени на принятие решений, как и в реальной боевой обстановке практически не было.
Например, в упражнении на местности, где команда имитировала боевой выход по организации засады на мобильную группу террористов, состоящую из дозора, ядра группы и её арьергарда, мишени располагались как по фронту стрельбища, так и в его глубину, причём на разных уровнях и дистанциях, прикрытые складками местности, травой и деревьями. По команде судьи поднималась маскировочная сеть и опускалась преграда, которая до начала упражнения закрывала стрелкам обзор тактического поля. После чего старшему группы бойцов спецназа нужно было буквально за секунды оценить обстановку, определить численность, структуру группы и распределить цели между членами команды, а по открытию огня наблюдать за полем боя, стрелять самому и управлять огнём своего подразделения. Только такая тактика гарантировала быстрое поражение всех мишеней и выполнение задачи с высоким результатом.
В ограниченных помещениях, в салоне самолёта и автобуса (а в самолёте бойцы работали в противогазах, то есть уже при меньшей видимости), необходимо было практически «на бегу» опознать террористов среди заложников и отстреляться по ним максимально быстро и эффективно с минимально возможным количеством выстрелов.
При стрельбе из-за тактических преград оценивалась правильность использования преграды для собственной безопасности бойца. Последний должен был «выкручиваться» при стрельбе из-за автомобиля или стены по мере последовательного поражения террористов и тем самым не подставляться под ответные выстрелы оставшихся «мишеней».
Стрелковое оружие, представленное на соревнованиях нашими и зарубежными командами, в подавляющем большинстве производства советского и российского оборонпрома: автоматы Калашникова от АКМ до модификаций «сотой» серии, пистолеты ПМ, АПС, ПЯ, ГШ18. Было отмечено лишь несколько штурмовых винтовок на базе американской АР15 и австрийских пистолетов «Глок».
На автоматах правилами было разрешено использовать дульные компенсаторы различных конструкций, уменьшающие подброс оружия при автоматической стрельбе, и коллиматорные прицелы, которые значительно упрощают задачу быстрого прицеливания. Примечательно, что несколько стрелков обходились штатными прицельными приспособлениями для стрельбы из автомата на всех упражнениях и на всех дистанциях до 185 метров включительно.
В пистолетных упражнениях, где необходимо было поражать большое количество мишеней, естественно, лидировали системы с увеличенной ёмкостью магазина, которые при вдвое большем количестве патронов буквально «задавливали» плотностью огня старину «Макарова» и позволяли стрелять, не теряя драгоценные секунды на смену магазина, что в некоторых случаях и предопределило результаты соревнований.
Во второй день восемь лучших команд по итогам группы общих упражнений соревновались в финале за верхнюю ступень пьедестала почёта. В ходе сложных и одновременно зрелищных упражнений «дуэль» и «огневая эстафета» определились победители и призёры:
1 место – «Альфа», Москва;
2 место – команда спецназа КГБ Белоруссии;
3 место – «Вымпел», Москва;
4 место – «Альфа», Краснодар.
Прошедшие соревнования подразделений спецназа стали действительно турниром по практической стрельбе, так как соревновались между собой именно практикующие специалисты антитеррора, прошедшие огонь и воду в разных спецоперациях и горячих точках.
И, как показывает практика из недалёкого прошлого и новейшего времени на примере международных и российских снайперских турниров, такие специализированные военно-спортивные соревнования становятся катализатором для качественного повышения уровня профессиональной и боевой подготовки. Ведь настоящие профессионалы демонстрируют, что и как надо делать, к чему стремиться для достижения высоких результатов не только на стрельбище, но и в боевой работе.