Варминтинг – дело тонкое, или «Они были первыми»
Отечественный спортивный варминтинг существует всего несколько лет исключительно стараниям энтузиастов и уже перешёл на иную, более качественную ступень своего развития, основанную на идее сверхдальней высокоточной стрельбы.
По примеру американцев, родоначальников этого вида «дальнобойной» охоты (long range hunting), использующих для обеспечения дальнего и точного выстрела по «варминтам» (вредителей охотничьих и сельскохозяйственных угодий) самые новые и совершенные оружейные технологии, российский варминтинг, оставаясь спортивной охотой, выделился в совершенно новую, высокотехнологичную ветвь спортивной стрельбы как по качеству, так и по содержанию.
Справедливости ради необходимо отметить, что варминтинг у нас в стране не намного младше заокеанского, хотя, как уже повелось, не обошлось и без «особенностей национальной охоты». Сурка в казацких степях добывали всегда, особенно в годы военной и послевоенной разрухи и голода. (Целенаправленное массированное истребление степных грызунов – сурков и сусликов – в советский и постсоветский период мы не рассматриваем по понятным причинам).
По рассказам старожилов, только благодаря добыче байбака многим семьям удалось выжить в то тяжёлое время. При этом кроме всевозможных петель и самоловов, вполне актуальных и у современных браконьеров, в ход шло любое оружие – нарезное военное, поднятое на полях сражений, а также видавшие виды разномастные гладкостволки, полуубитые гигантскими зарядами винтовочного и пистолетного пороха или «скромными» полузарядами «розового порошка из немецких авиационных снарядов» – гексогена (!)
Существуют различные взгляды на варминтинг, нет единого мнения по максимальным дистанция стрельбы, калибрам применяемых патронов. В основном большинство охотников этот весьма специфический вид охоты обычно не выделяет из классики с её минимальными дистанциями стрельбы, рассчитанными на стандартное охотничье оружие и стрельбу по дичи при минимуме затрат на снаряжение и оборудование. И такой подход вполне оправдан. Но в то же время в мире выпускаются и продаются специальное высокоточные винтовки, созданные специально для варминтинга и способные, благодаря своим характеристикам, доставать осторожного зверя на дистанциях недоступных для стандартного охотничьего оружия. Универсального оружия не бывает – по определению, под каждую конкретную задачу и охоту существуют «свои» винтовки и патроны. То из чего можно стрелять накоротке, совсем не подходит для дальней стрельбы и наоборот.
На прошлогоднем, Пятом Турнире по варминтингу имени Ю.Слётова на приз клуба «Сафари», был установлен абсолютный рекорд – на умопомрачительной дистанции 1017 метров Александр Шаковец (команда «Тверская охота») взял сурка из матчевой винтовки под патрон 6,5-284. Причём этот выдающийся результат был достигнут не случайно, ему предшествовала основательная подготовка всей команды – тренировки в стрельбе на сверхдальние дистанции, тщательная настройка оборудования и патронов, исключающая возникновение любых неожиданностей на соревнованиях, что и вывело команду в лидеры турнира с рекордным командным показателем.
В августе прошлого года по приглашению «Тверской охоты» на одном из полигонов были проведены мастер-класс и показательные стрельбы команды, где её участники поделились секретами успеха и методами своих тренировок. После чего приглашённые наблюдатели смогли в сложных погодных и ветровых условиях сделать по несколько выстрелов из чемпионской винтовки и при этом уверенно поразить бумажных «сурков» на дистанции 1032 метра.
По субъективным причинам команда Олега Кима «Тверская охота» не смогла принять участие во Всероссийском турнире по варминтингу 2008, но, учитывая общую готовность команды к соревнованиям, было принято решение провести командную спортивную охоту на сурка-байбака в Миллеровском районе Ростовской области в рамках правил, разработанных Национальной Федерацией Бенчреста и Варминтинга специально для соревнований охотников-варминтеров, рассчитанных на достижение рекордных результатов при ограниченном количестве патронов и лицензий на сурка. Правилами НФБВ разрешено использовать любые винтовки без ограничений по конструкции, весу и применяемым патронам, количество которых ограничено 40 единицами на все соревнования, без учёта пристрелки, которая проводится до начала турнира. Соревнования проводятся согласно российским правилам охоты, при этом на каждого стрелка выдаётся всего три лицензии, а зачёт проводится по одному сурку, добытому на максимальной дистанции и доставленному в лагерь.
Задача «Тверской охоты» изначально ставилась на побитие своего же тысячеметрового рекорда, и, несколько забегая вперёд, можно констатировать, что команда в составе Олега Кима, Андрея Хуснутдинова и автора рекорда Александра Шаковца с поставленной задачей справилась: двое участников превысили прошлогодний результат на 50 метров.
В этом году для варминтинга командой «Тверская охота» были подготовлены две матчевые винтовки GM-1 класса Unlimited, изготовленные на частной оружейной фирме «Триол» под достаточно новые у нас в стране патроны .223WSSM и .243WSSM (Winchester Super Short Magnum). А. Шаковец стрелял из своей проверенной винтовки Logica под патрон 6,5-284.
Патроны серии «коротких магнумов» разработаны фирмой «Винчестер» специально для варминтинга и высокоточной стрельбы на дальние дистанции, обладают повышенной энергетикой из-за короткой и широкой гильзы, вмещающей почти в полтора раза больше пороха, чем стандартные патроны аналогичных калибров. Сверхмощный заряд разгоняет пули весом 5 и 6 граммов до начальных скоростей свыше 1000 м/с, что в свою очередь из-за настильной траектории позволяет вносить меньшее количество вертикальных поправок и делать меньшие упреждения на ветер и деривацию при стрельбе на сверхдальние дистанции. Энергии пули хватает для того, чтобы уверенно поражать сурка на дистанциях до 1200 -1250 метров.
Особенностью винтовок GM-1 является запатентованный легкосплавный ствольный блок (barrel block), на котором фактически собрана вся конструкция. Ствольный блок жёстко зажимает цилиндрический ствол, при этом затворная группа остаётся вывешенной и полностью разгруженной от напряжений, которые неизбежно возникают при стягивании винтами коробки и ложи при «классической» схеме. Поскольку коробка вывешена и не является несущим элементом для ствола, то она может не обладать той жесткостью, которая свойственна затворным группам, специально предназначенным для консольного вывешивания тяжёлых стволов в кастомизированных винтовках. Основой для кастомов «Тверской охоты» послужили затворные группы от серийных «Ремингтонов» 700 и матчевые стволы от «Лотар-Вальтер». Вес винтовок около 12 кг. Естественно, винтовка рассчитана на стрельбу с переднего упора и заднего мешка. Только в таких условиях она может показать весь свой потенциал.
Кучность, показанная винтовками при стрельбе пулями A-Max Hornady на 1000 метров в хорошие ветровые кондиции, составляет в среднем 0,3 угловой минуты и менее (1 МОА на этой дистанции равна 29 см) по сериям из пяти выстрелов.
Планировалось, что ввиду штормового предупреждения по Ростовской области, все три стрелка отстреляются в одних угодьях за один день, но погода внесла свои коррективы. Ураган пришёл на сутки раньше, и только благодаря счастливому стечению обстоятельств, охотники оказались в городе под крышей по время шквала с ливнем, а не в голой степи, из которой после ливня по размокшему чернозёму выбраться невозможно даже на внедорожнике…
Впрочем, обо всём по порядку. Утро в первый день началось с выбора направлений стрельбы в предоставленных для охоты угодьях. Тем более вместо ожидаемого штиля задул сильный ветер с порывами до 7 метров в секунду, что значительно осложнило предстоящую задачу и объективно снизило возможный результат. Но выбирать не приходилось. Единственное – для того, чтобы минимизировать ветровой снос пули, стрелковая позиция была расположена под встречный ветер. Участок, по которому предстояло стрелять, находился в пределах 1000-1200 метров от позиции.
Понятно, что угодья, кроме наличия в них сурка, должны удовлетворять требованиям безопасности – быть достаточно удалёнными от пастбищ, жилья и дорог, для того, чтобы исключить любую случайность в виде рикошетов, хотя способность к рикошетированию специальных экспансивных пуль для варминтинга ничтожна, поскольку конструкция пули такова, что позволяет ей сразу же «раскрываться» при попадании в среду, более плотную, чем воздух.
Для замеров дистанций применялись лазерные дальномеры Leica Vector Aero и PRLF10, способные работать по «мягкой» цели на расстояниях, значительно превышающих 2000 метров.
Олег Ким стрелял первым, и ему, и корректировщику понадобилось приложить максимум усилий и мастерства, чтобы справится со сложным ветром, который постоянно менял своё направление. К тому же в условиях степного ландшафта ветровой поток значительно и непредсказуемо изменяется и при подлётном времени пули 1,7 секунды сильно отклоняет её от точки прицеливания. Задача корректировщика «прочитать» ветер, рассчитать упреждение, после чего стрелок должен сделать правильный вынос и, дождавшись оптимальных ветровых кондиций, произвести выстрел. Пристреляться по одному месту в большинстве случаев невозможно – объект охоты не стоит на месте, а при близком попадании пули сразу же уходит в нору. Приходилось несколько раз переносить стрельбу и дожидаться выхода сурков на поверхность.
Олегу Киму понадобилось 20 патронов .243 WSSM и чуть более часа времени, чтобы взять сурка-сеголетка на дистанции 1068 метров (!). Новый рекорд! При этом сурок был бит чисто, в голову, пятым выстрелом. Напомню, сурок чрезвычайно стоек на рану, а убойная зона – размером с пачку сигарет, в которую надо попасть пулей с расстояния больше тысячи метров…
Вечером, невзирая на потерянное время и последствия урагана, была предпринята попытка отстреляться двумя другими стрелками. Несмотря на буквально залитую водой степь (в некоторых местах потоками смыло деревья и столбы линий электропередач), сурка было много, но сильный ветер с порывами до 11 метров не оставил никаких шансов на успешную стрельбу. Было принято решение стрелять на следующий день, если позволит погода, так как на следующие сутки вновь прошло штормовое предупреждение.
Утром распогодилось, вышло солнце. Степь сохнет быстро, поэтому без особых усилий, но с некоторым волнением при форсировании на полном ходу «водных» преград – все балки были залиты жидким чернозёмом, который смыло с полей – охотники и егеря добрались до богатых на сурка угодий. Вновь выбрали позицию под ветер. По сравнению с предыдущим днём, условия были сказочные – 2-3 м/с с порывами до 4 метров.
Восемь выстрелов сделал Андрей Хуснутдинов (.223WSSM), из них всего три по «взятому» сурку на дистанции 1061 метр. Правда, не обошлось без волнений – чисто битый в голову сурок свалился в нору и, только благодаря егерю и его спиннингу, был извлечён на сурчину.
Александру Шаковцу, который стрелял из своей проверенной винтовки Logica под патрон 6,5-284, удачно отстрелять не удалось, он успел сделать всего несколько выстрелов и охоту пришлось прекратить – с запада вновь надвигался мощнейший грозовой фронт, и азарт, азартом, но судьбу испытывать никто не захотел, оставаться в степи среди потоков из воды и чернозёма желания не возникало, благо все уже видели воочию что может наделать стихия за один час…
Едва успели выехать на асфальт, как зарядил дождь. Впереди был прощальный обед с вручением организаторам охоты и стрелкам сертификатов от нашего журнала на годовую подписку, федеральная трасса «Дон» и возвращение домой после успешной охоты.
Итак, в активе команды «Тверская охота» три рекордных выстрела – 1068 метров Олега Кима, 1061 метр Андрея Хуснутдинова и 1017 метров Александра Шаковца. Что называется – кто больше?
Результаты команды лишний раз доказывают, что они достигнуты не случайно, команда готовилась к нему целый год, затратив массу сил, средств и времени. Причём не только ради собственных амбиций и рекордов, но и для развития и популяризации этого вида спортивной охоты у нас в стране.