«Аншутц – Фортнер» 1827F (Часть 1)


или четверть века великой биатлонной революции

Спортивное оружие всегда было продуктом жесточайшей конкуренции разных стран и фирм-производителей. Биатлон же – исключение: вооружение «стреляющих лыжников» представлено сегодня винтовками лишь двух фирм. К ним относятся «Аншутц – Фортнер» 1827F немецкой фирмы «Аншутц» из города Ульма и БИ-7 ижевского завода «Ижмаш». При этом 95% спортсменов высшего класса отдают предпочтение системе «Аншутц – Фортнер», созданной 25 лет назад и совершившей «великую биатлонную революцию». Историю данной винтовки мы попросили рассказать сеньор-шефа фирмы «Аншутц» Дитера Анщутца, который стоял у истоков её создания и был инициатором реформы биатлона, заключавшейся в переходе к малокалиберному оружию. Благодаря этому биатлон значительно выиграл, став одним из наиболее популярных и зрелищных видов спорта.

ОТ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО – К МАССОВОМУ ВИДУ СПОРТА

До середины 70-х годов биатлон рассматривался как военно-прикладной вид спорта. Стреляющие лыжники использовали оружие, созданное преимущественно на основе армейских магазинных винтовок с мощным винтовочным патроном. Значительной была и дистанция: от 150 до 200 м. Такое удаление мишеней от огневого рубежа делало необходимым сооружение дорогостоящих стрельбищ и затрудняло наблюдение зрителей за результатами стрельбы – наиболее интересным моментом биатлонных состязаний. Не устраивало оружие и самих биатлонистов. Первыми сделали попытку перейти к оружию меньшего калибра ижевские оружейники, выпустившие ещё в 1964 году винтовку БИ-6,5 калибра 6,5 мм с несколько меньшим усилием отдачи. В 1971 году появилась модель БИЛ-6,5, использовавшая в качестве базы уже не винтовку Мосина, а охотничий карабин «Лось». Годом раньше на «Ижмаше» для юношей-биатлонистов на основе спортивной винтовки СМ-2 была сконструирована БИ-4 под малокалиберный патрон калибра 5,6 мм.
Идея ижевчан заинтересовала немецких биатлонистов, и в 1975 году бундесвер обратился к фирме «Аншутц» с предложением создать новую биатлонную винтовку, с которой команда ФРГ планировала выступить на зимней Олимпиаде в Инсбруке. В прежних моделях немецких спортсменов не устраивала сильная отдача, и поэтому винтовка должна была быть спроектирована под малоимпульсный патрон .222 центрального воспламенения. Так возникло новое оружие калибра .222, сконструированное на базе винтовки «Аншутц» 54 – лучшей в то время модели малокалиберной матчевой винтовки. Это и было началом пути фирмы «Аншутц» и её тогдашнего шефа Дитера Аншутца в биатлон.
Дитер Аншутц – представитель третьего поколения династии Аншутц, основавшей семейное предприятие в 1856 году. Начинать карьеру оружейника ему пришлось в сложный для фирмы период после окончания второй мировой войны. Не было денег на образование, поэтому его направили учиться на завод Карла Цейса в Йену. Практика во всемирно известной фирме, производящей оптику, сыграла для Дитера решающее значение в карьере. По его словам, знания в области точной механики, полученные на «Цейсе», оказались очень полезными при проектировании спортивного оружия. После возвращения Дитера на семейное предприятие, «Аншутц» концентрирует усилия на производстве малокалиберных спортивных винтовок и добивается значимых результатов. Упомянутая выше модель 54 становится безоговорочным лидером среди спортивных винтовок 50 – 60-х годов и приносит в копилку «Аншутц» множество медалей самой высшей пробы. Модель 54 и её упрощённый вариант модель 64 стали впоследствии основой для многочисленных других образцов спортивного и охотничьего оружия «Аншутц».
Дитер Аншутц вспоминает, что в ходе создания первой биатлонной винтовки он много размышлял о дальнейшем пути развития биатлонного оружия и биатлона. В итоге пришёл к твёрдому убеждению о необходимости перехода к оружию под патрон .22lr. Это могло сделать биатлонный спорт не столь дорогим, так как стоимость малокалиберного патрона составляет лишь 10% от стоимости винтовочного патрона. Значительную экономию давало бы уменьшение дистанции стрельбы со 150 до 50 м, позволявшее значительно снизить величину площади, необходимой для строительства биатлонных стадионов. Короткая дистанция стрельбы сделала бы по размеру меньше и упростила применяемые в биатлоне мишени, снизив их стоимость примерно на 80-90%. Меньшая отдача и вес малокалиберной винтовки открывали в биатлон широкую дорогу для юниоров и женщин. Звук от выстрела малокалиберной винтовки не столь громкий, как у винтовок нормального калибра, так что при переходе к малому калибру выиграли бы не только стрелки и зрители, но и жители домов, расположенных в районе стрельбищ. Но наиболее важным последствием подобного перехода была бы утрата биатлоном репутации «милитаризованного» вида спорта. Не скрывал Дитер Аншутц и своего личного интереса, ведь он являлся руководителем фирмы, многие годы успешно специализирующейся на выпуске малокалиберных спортивных винтовок.
Данную идею поддержал ряд авторитетных спортивных функционеров, таких как доктор Йозеф Дефлориан, длительное время возглавлявший австрийский стрелковый союз, и Михаэль Поссингер, известный спортсмен и член президиума UIPMB (Международного союза по современному пятиборью и биатлону). В феврале 1976 года Дитер Аншутц и его супруга Эльфи едут в австрийский Зеефельд на 25-й конгресс Союза биатлонистов, чтобы представить переделанный для биатлона вариант малокалиберной винтовки «Аншутц» 54 и убедить спортивное руководство в необходимости перехода на калибр .22lr. Эта задача была очень сложной. Трудно было убедить членов советской делегации, чьи спортсмены, выступавшие с винтовками крупного калибра, безоговорочно доминировали тогда в биатлоне. Поэтому Дитеру пришлось прибегнуть к небольшой хитрости. Пользуясь тем, что участники конгресса жили в одном отеле, он посетил все находившиеся там 20 делегаций и беседовал с их членами, как говорится, в «неформальной» обстановке. Ему пришлось приложить немало усилий, чтобы объяснить все плюсы перехода на малый калибр. Кстати, здесь состоялось знакомство Дитера Аншутца со знаменитым советским биатлонистом Александром Тихоновым. О нём немецкий предприниматель до сих пор вспоминает с большой теплотой и отзывается очень высоко как о спортсмене и человеке.
Доктор Йозеф Дефлориан в своём выступлении на конгрессе уже официально изложил все аргументы за переход биатлона к малокалиберному оружию. Под руководством же Михаэля Поссингера технический комитет UIPMB подготовил и вынес на рассмотрения новые правила проведения соревнований по биатлону, предусматривавшие применение винтовок калибра .22lr под патрон кольцевого воспламенения. Поссингер предложил также провести чемпионат мира по биатлону 1978 года в австрийском Хохфильцене уже в соответствии с изменёнными правилами. И всё же голосование (14 делегаций было «за» и 8 – «против») не дало необходимых для принятия решения двух третей голосов и поставило под угрозу принятие новых правил. Итоги голосования никак не устраивали Дефлориана, и он обратился к национальным федерациям с ультиматумом: либо провести повторное голосование, либо чемпионат мира-1978 будет отложен. После некоторой паузы для размышления состоялось новое голосование, которое принесло необходимое (17:5) соотношение голосов для утверждения правил. Так биатлонная винтовка калибра .22lr была официально введена в правила UIPMB.
Данное нововведение коренным образом преобразило биатлон: резко увеличилось число спортсменов-биатлонистов, болельщики потекли рекой на биатлонные стадионы, а соревнования стреляющих лыжников стали гвоздём спортивных телевизионных программ. Для сравнения можно привести несколько цифр и фактов. В зимней Олимпиаде 1976 года в Инсбруке приняло участие 85 биатлонистов из 19 стран. Когда федерация биатлона разрешила участвовать в этом спорте женщинам, во французском Шамони в 1984 году состоялся первый женский чемпионат мира. На него приехало 37 спортсменок и 60 юниорок из 16 стран. Значительный импульс получило развитие юношеского биатлона, так как, благодаря введению малокалиберного оружия, возрастной порог удалось снизить с 15 до 12 лет. На Олимпиаде 1998 года в Нагано на соревнованиях биатлонистов уже было представлено 30 государств, за которые выступали 105 стреляющих лыжников и 95 лыжниц. На последней зимней Олимпиаде в Турине было заявлено 90 биатлонистов из 37 стран и 84 биатлонистки из 27 стран. При этом в эстафетной гонке участвовало 17 мужских и 18 женских команд.

КОНКУРЕНТЫ

Первоначально для биатлонных малокалиберных винтовок разрешалось применение только поворотного затвора. Данное правило было внесено по предложению Дитера Аншутца, в то время члена технической комиссии UIPMB. Это позволило на основе обычных спортивных винтовок быстро создать специализированное оружие. «Аншутц» свою первую винтовку калибра .22lr спроектировала на базе Модели 54. От прототипа она отличалась, главным образом, уменьшенным до 4,5 кг весом и наличием 5-зарядного магазина. Кроме того, был применён исключительно лёгкий ударник с сокращённым до 4 мм рабочим ходом, обеспечивающий минимальное, всего 4 мс, время производства выстрела: время от начала срабатывания спускового механизма до момента покидания пулей канала ствола. Это время для биатлонистов имеет важное значение, поскольку от него зависят ошибки стрельбы (оружие при прицеливании находится в постоянном движении и удержать его абсолютно неподвижно невозможно, поэтому из-за увода ствола с линии прицеливания важно, чтобы ударно-спусковой механизм работал как можно быстрее). Устройство и принцип действия затвора остались прежними: для его отпирания требовалось повернуть рукоятку затвора и отвести затвор назад для выброса стреляной гильзы. После этого надо было вернуть затвор вперёд для досылания патрона из магазина в патронник и повернуть рукоятку затвора для запирания канала ствола. На эти движения биатлонист затрачивал относительно много времени – но уменьшить его было нельзя, такая конструкция была предписана правилами. Однако очень скоро данное ограничение было отменено и в странах, занимавших лидирующее положение в биатлонном спорте, началась работа по созданию специальных винтовок с ускоренным перезаряжанием.
Одними из первых начали эксперименты финны, внедрившие на своей винтовке шарнирно-рычажный механизм со взведением при помощи коленчатого рычага, подобно ранним системам стрелкового оружия, таким как пистолет «Парабеллум» P08 или пулемёт «Максим». Данная винтовка получила название Finn-Biathlon. Новый затвор значительно повысил скорострельность, поскольку затвор отводился назад (и досылался вперёд) уже не двумя движениями, а только за один такт. И всё же затвор финской винтовки имел два существенных недостатка. Во-первых, расположенный сбоку рычаг взведения был значительно удалён от оси оружия, так что при взведении оружия возникал вращающий момент, отклонявший ствол винтовки от цели. Во-вторых, ход рукоятки взведения был столь велик, что для перезаряжания стрелку необходимо было полностью снимать руку с пистолетной рукоятки. Это нарушало изготовку стрелка, особенно при стрельбе стоя. Данные недостатки привели к тому, что Finn-Biathlon выпускалась очень короткое время и сейчас полностью исчезла с рынка биатлонного оружия.
В 1983 году «Ижмаш» начал серийное производство усовершенствованной биатлонной винтовки БИ-7-2, которая, как и Finn-Biathlon, использовала шарнирно-рычажную схему запирания канала ствола, являющуюся, по сути, широко применяемым в технике кривошипно-шатунным механизмом. Эта винтовка была более удачной и в различных модификациях производится по сей день. Сам Дитер Аншутц высоко ценит ижевское биатлонное оружие, особо выделяя традиционные для российского оружия неприхотливость и надёжность. Несколько спортсменов команды бундесвера, составляющей костяк немецкой национальной сборной, даже используют доработанные винтовки серии БИ-7. Однако, по словам оружейного мастера бундесвера Сандро Бризлингера, от русских винтовок берётся только «металл» – деревянную ложу «Бризи» переделывает полностью, учитывая пожелания и индивидуальные особенности спортсмена. И всё же БИ-7-2 вследствие применённой схемы запирания имела тот же недостаток, что Finn-Biathlon – смещение оружия при перезаряжании из-за непрямолинейного характера движения запирающего рычага-кривошипа. Кроме того, ударно-cпусковой механизм куркового типа с тяжёлым ударником приводил к относительно высокому времени производства выстрела, негативно сказывающемся на меткости стрельбы биатлониста.
Чтобы устранить недостатки шарнирно-рычажных механизмов запирания, оружейники ГДР предложили производить перезаряжание винтовки движением пистолетной рукоятки в направлении оси канала ствола. В данной системе оружие не отклонялось от линии прицеливания, однако возникала опасность, что импульс движения массивной пистолетной рукоятки будет передаваться через затыльник приклада на стрелка и оказывать влияние на его изготовку. В свою очередь, это требует затрат времени на поиск цели и замедляет стрельбу. Винтовка восточногерманских оружейников называлась «Зулер унтершпаннер» (Suhler Unterspanner) и вследствие приведённого выше недостатка широкого распространения не получила. Было выпущено небольшое число экземпляров. До недавнего времени единственным спортсменом, использовавшим «Зулер унтершпаннер», был немец Свен Фишер, известный своей склонностью к необычной технике и снаряжению (например, он всегда предпочитал стрелять без перчаток).
Сегодня же 95% спортсменов высшего класса отдают предпочтение винтовкам «Аншутц» с затвором Фортнера, имеющим молниеносное перезаряжание и отсутствие недостатков Finn-Biathlon, БИ-7 и «Зулер».

(Продолжение следует)


№152

Содержание №152

МАСТЕР-NEWS

ОХОТА
Сюрпризы кабаньей охоты
С. Лосев

ВЕЛИКИЕ ОРУЖЕЙНИКИ
Хуго Шмайссер в Ижевске, или конец одного мифа
И. Шайдуров

КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Три ствола и три курка от Verney-Carron
Е. Копейко

ВАШЕ МНЕНИЕ
С парадоксом на кабанов (ч. 2)
М. Иванов

БОЕПРИПАСЫ
Патроны Holland& Holland
Е. Копейко

ИСТОРИЯ
«Аншутц-Фортнер» 1827F, или четверть века великой биатлонной революции
И. Шайдуров

СОБЫТИЕ
Десять лет в числе первых

КЛИНОК
Стальной зуб для «морского дьявола»
И. Скрылёв

СНАРЯЖЕНИЕ
Ситуация с сигнализацией
Д. Стригин

АРСЕНАЛ
Снайперская винтовка Pro-Series 2000 HTR

СНАЙПИНГ
Краснодар 2009
С. Челноков, В. Бельцов

КИНОВЫСТРЕЛ
«13-й район»
К. Тесемников

ОТ А ДО Я
Оружейные мастера и фирмы России XVII-XX веков
Ю. Шокарев

ВЫСТАВКА

СТРАНИЦА ДМИТРИЯ ДУРАСОВА
Миротворец

БЕЗ ДОРОГИ
Прибавление мощи – Chevrolet Captiva 3.2
Н. Лукин

Дизельный прорыв – Kia Sportage CRDi
Н. Лукин

ФОТОРЕПОРТАЖ