Российский нож для заокеанских джунглей (ч. 1)
Или какой нож нужен для путешествия по Амазонке
Меня часто спрашивают, как вы изобретаете ножи. Попробую раскрыть некоторые секреты, раз это столь интересно. Первым делом спешу всех разочаровать – нож изобретён давным-давно, так что изобретать тут нечего. Да и что можно изобрести в ноже, это ведь примитивное изделие – кусок заточенного железа и рукоять. И специально что-то в нём изобретать – дело неблагодарное. Наверное, есть энтузиасты, кому это нравится, но не мне.
Другой вопрос, когда нужно создать специальное изделие для специфических условий приминения. Это уже интересно. Тут-то и приходится проявить навыки и знания. Конструктор тем и отличается от изобретателя, что решает вполне конкретные задачи, а не витает в облаках. Например, одна организация попросила уважаемую фирму выпустить нож для джунглей, ну а они попросили меня такой нож разработать.
Почему меня? Трудно сказать. Видимо, потому, что есть некоторый опыт в разработке таких изделий: в частности, для Виталия Сундакова, Фёдора Конюхова; довольно длительное общение с Яцеком Палкевичем и знакомство с его опытом путешествий по джунглям, ну и некоторый собственный стаж экстремальных путешествий. То есть понимание задачи и профессиональные возможности для её решения. Именно такое сочетание позволяет создавать новые модели ножей специального назначения. Посмотрим, как это происходит.
К примеру, надо разработать нож для применения в джунглях, который будет использоваться научной экспедицией. При этом заказчик хочет, чтобы нож был максимально универсальным и в критической ситуации мог выполнять функцию оружия. А главное – выглядел, как военный (зачем непонятно), но формально был не оружием (уже интересно, как совместить «военный» и «не оружие»).
Ситуация усугублялась тем, что заказчик ничего не понимал в ножах (это не страшно, в ножах вообще мало кто серьёзно разбирается) и плохо понимал, что такое нож для джунглей (а вот это уже хуже). Тем более что под термином «джунгли» скрываются весьма разные природные ландшафты, для которых на практике нужны совершено разные ножи. Поэтому для начала изучим, что в этой области сделали мои предшественники, где и в чём они ошибались, чтобы не наступать на те грабли, на которые кто-то уже наступал.
Когда мы говорим «нож для джунглей», то мысленно сразу возникает мачете. Длинный тонкий клинок, рассчитанный на рубку лиан и подлеска. Но мачете инструмент специфический и весьма многообразный по своей конструкции. И это многообразие появилось не просто так, а в силу объективных причин. Конечно, местные жители наловчились делать им практически всё, но наши путешественники не обладают и сотой долей необходимых навыков. Кроме того, мачете они всё равно найдут в тех местах. С трудом удалось отговорить клиентов заказать нашим фирмам ещё и мачете. Зачем специально делать, когда можно купить их на месте. Ехать в Амазонию с классическим мачете, сделанным в России, – это всё равно, что в Тулу со своим самоваром. Уговорил.
С ножом сложнее. Нож у каждого должен быть, да ещё универсальный, чтобы с ним можно было выжить в экстремальной ситуации. Всякое может случиться…
Рассчитывать всегда надо на худший сценарий, чтобы реальность радовала. К тому же нож должен быть мал по размеру и лёгок по весу. Конечно, в пределах разумного, дабы это не сказывалось на его рабочих и боевых свойствах. Если такими параметрами пренебречь, то нож просто не будут использовать, а значит «в час Х» его не будет под рукой, и он не сможет помочь.
Что взять за основу? Рассмотрим военные ножи, уж они-то точно, вроде как, для любых условий. Война не выбирает место, где её ведут. Например, нож «американских империалистов» Ka-bar. Длина клинка около 180 мм при толщине 4 мм, вес 290 г. Заслуженный нож, интересен своей во многом универсальной конструкцией. Воевал не одну войну, в строю до сих пор, а это лучший критерий успеха. Но вот в джунглях Вьетнама показал себя плохо. Клинок из углеродистой стали в условиях повышенной влажности и жары ржавел, несмотря на защитное покрытие. Наборная рукоять из кожи изъязвлялась микроорганизмами и просто разваливалась, то же было и с кожаными ножнами. Однако самое неприятное, влага, попавшая под кожу рукояти, разъедала коррозией хвостовик.
Хвостовик, правду сказать, и так не отличался особой прочностью, а, проржавев насквозь, делал нож ни для чего непригодным. Проконтролировать этот процесс не представлялось возможным, и нож ломался в самый неподходящий момент. В результате американцы заменили углеродистую сталь клинка на инструментальную легированную D2, которая лучше сопротивляется коррозии. Изменились и материал рукояти (вместо кожи начали использовать кратон) и сама конструкция гарды и навершия. В нём наконец-то появилось отверстие под темляк. Ножны изготовили из пластика. Для джунглей пластик, конечно, практичен, но для военного ножа это не самый лучший вариант – гремит и демаскирует. Очевидно в Америке много ненужных солдат.
Но форма клинка практически осталась без изменений. В том числе и конструкция хвостовика. Прямо скажем, хилая конструкция. Единственное дополнение – появление на клинке участка с серейторной заточкой. Тоже не самый правильный вариант. Серейтор имеет свои преимущества, но его размещение в корневой части клинка создаёт и массу проблем. В таком решении больше от моды, чем от практичности. Что же, учтём ошибки предшественников. И отложим Ka-bar в сторону.
Вьетнамская война «способствовала» появлению ещё нескольких оригинальных моделей ножей «специально для джунглей». Так как Ка-bar не оправдал ожиданий, а его модификации с новыми материалами появились, когда война закончилась, то одна из сильнейших держав мира оказалась, как ни парадоксально, без боевого ножа, пригодного для данных условий. Тут и начались различные эксперименты, в результате которых появился целый выводок «знаменитых» ножей вьетнамской войны. Например, нож фирмы «Гербер» Мк2. В нём учли недостатки Ка-bar. Так, клинок изготовили из коррозиестойкой стали, рукоять – цельнометаллическая, сделана заодно с гардой из прочного алюминиевого сплава со специальной поверхностной обработкой, которую называют «кошачий язык». Это такие мелкие пупырышки, которые не дают скользить даже мокрой руке. Ножны из синтетической ткани.
Вроде всё по уму, но подвела сама конструкция клинка. За основу был взят кинжал F-S – гордость британских коммандос. Но это чисто боевой клинок, непригодный ни для чего, кроме убийства. Американцы его несколько модернизировали, расширили в передней корневой части, ввели симметричный стропорез (участок с пилообразной заточкой). И получили нож с весьма узкой специализацией. Да, этот образец во времена Вьетнамской войны пользовался популярностью, но это была скорее дань моде. Это не умозрительные заключения, у меня был опыт использования такого ножа.
Итак, по пути создателей Мк2 идти не надо. Тупик. Впрочем, война во Вьетнаме принесла и более экзотичные, интересные конструкции. Именно там родился знаменитый нож для выживания Модель 18. Разработал его капитан медицинской службы армии США, а воплотил в жизнь известный ножевой мастер Бо Рендалл. Но тут надо делать скидку на американский менталитет. У них всегда всё самое лучшее и самое известное. На практике Бо Рендал был обыкновенный кустарь, который так и не смог воплотить замысел своего заказчика до конца, так как у него просто не было нужного технического оснащения. Поэтому конструкция ножа получилась весьма утилитарной и далёкой от того, что предполагалось изначально.
Основа – копьеобразный клинок с пилообразной заточкой обуха. Мощная гарда (зачем?) и цельнометаллическая рукоять с внутренней полостью под носимый аварийный запас (НАЗ). Нож выпускался в двух вариантах: один имел длину клинка около 190 мм, другой – 140 мм. Несмотря на примитивность, эта модель реально использовалась во Вьетнаме, а после того, как американцы войну с позором проиграли, вдруг стала культовым ножом. И теперь в США это чуть ли не национальная святыня. Но главное она послужила прообразом для последующих моделей ножей выживания, в том числе и голливудских «шедевров» серии «Рембо».
Шутки шутками, но именно Голливуд во многом способствовал возникновению спроса на ножи выживания, которые так бы и остались неудачным творением американского кустаря и были бы известны только в узком кругу ветеранов войны. В результате подобные разработки полезли как поганки после дождя. Причём в большинстве с завидным упрямством повторялись ошибки отцов-основателей. Неудобная круглая рукоять с ёмкостью под НАЗ, большая гарда, пила или что-то пилообразное на обухе.
Надо сказать, что определённая мысль в этом была, но однобокая. Например, в отношении рукояти. Во-первых, её технологичность, во-вторых, то, что на гладкой металлической поверхности трудно удержаться грязи, а значит, и различным зловредным микроорганизмам. Это важно для условий джунглей, которые и так не сахар.
Но, как известно, любую здравую мысль можно довести до маразма. Так, гладкая рукоять просто прокручивалась в руке, делая работу ножом не только неудобной, а просто опасной. Эту задачу решили, нанеся на рукоять накатку. Неудобство круглой рукояти осталось, но к нему прибавилась ещё и накатка, служившая сборником грязи. Как вариант использовали обмотку тонким шнуром. Ещё интереснее, тут скапливались не только грязь, но и влага. Попробуйте таким ножом разделать рыбу, вы его никогда толком не отмоете. С пилой тоже неоднозначно, польза от неё, несомненно, есть, но только если она пилит, а вот этого не было, и пила клинила, пропилив всего пару сантиметров. Причина проста – трение. Чтобы пила пилила, на клинке должен быть сбег от самого обуха, но это сложно технологически, точнее, дорого. Поэтому большинство фирм элементарно экономили. То есть неудобства от наличия пилы налицо, а вот реальной пользы нет. Более того, вместо пилы стали появляться совсем ненужные шоковые зубья. А некоторые пытались использовать их как пилу, разумеется, безуспешно.
Впрочем, «достоинства» этих моделей можно перечислять долго. Приведу только данные ножа «Рембо-1»: длина клинка 227 мм, общая длина 355 мм, вес 410 г. На гарде расположены две отвёртки: плоская и крестовая (зачем и как ими работать непонятно).
Апофеозом развития этой идеологии можно считать модель «Король джунглей» испанской фирмы «Айтор». Громадный тесак с пилой на обухе и весьма сложными ножнами, где размещается целый набор инструментов, вплоть до вспомогательного скелетного ножа (это разумно) и откидной рогатки (а вот это под большим вопросом). Забавная вещица, жаль, что не очень функциональна. Длина клинка 225 мм, рукояти 135 мм, толщина клинка в обухе 5 мм. Вес этого «удовольствия» с полным комплектом почти килограмм. Такова плата за желание разработчиков разместить в одной конструкции как можно больше функций.
То, что с габаритами и весом явно перестарались, понимали, похоже, и сами создатели, так как оперативно выпустили уменьшенную версию – нож «Король джунглей»-2 с более сбалансированными характеристиками, который был даже признан на каком-то конкурсе лучшим ножом выживания. Кто признал, что за конкурс? История умалчивает, но мнение, будто нож самый лучший, осталось. Длинна клинка 140 мм, длина рукояти тоже 140 мм, толщина клинка 4 мм. А вот полный вес комплекта удалось уменьшить почти в половину. Явное достижение, видимо, поэтому и лучший, хотя было бы с чем сравнивать. Мифы они на то и мифы, чтобы отличаться большой живучестью.
Косвенно данный миф коснулся и России: по образу и подобию этого ножа в Ижевске был разработан армейский нож выживания «Басурманин». Кому в МО пришла в голову «светлая» идея взять его за прототип, сказать сложно (наверное, и тут не обошлось без фильмов о Рембо), тем более что в СССР имелся свой вариант ножа выживания НР-2, который был на голову лучше своих зарубежных конкурентов. От него в «Басурманине» остались только кусачки. К чести наших конструкторов, по сравнению с зарубежным прототипом большинство явных недостатков исчезли, но тут вся проблема в идеологии, она-то осталась. Правда в армии он не особо прижился и был переделан с минимальными косметическими изменениями в гражданскую модель. Если в джунглях голая металлическая рукоять выглядит понятной, то в условиях нашей зимы…Впрочем, без комментариев.
Тем же путём пошли и разработчики серии ножей выживания для МВД. Делали их под Тулой. Но по сравнению с ними «Басурманин» просто шедевр инженерной мысли. Сейчас эти ножи под общим названием «Куликово поле» иногда можно встретить в магазинах, так как силовые структуры от них просто отказались, и их пришлось переделывать под хозбыт.
Выбор прототипа для отечественного ножа выживания тем более странен, что у испанцев были модели и поинтереснее, на которые действительно стоило бы обратить внимание. Например, нож выживания «Марта Эксплоэр». Колоритная и весьма сбалансированная модель. Явно военной направленности. Рукоять из прочного лёгкого сплава эргономичной формы с подпальцевыми выемками. Внутри полость для размещения НАЗ. Крышка полости может использоваться как молоток. Клинок весьма интересен: в нём сделано отверстие для стыковки с ножнами, выполняющими роль кусачек. На обухе пила с пологим зубом. Такая конструкция неплохо пилит и из-за малой высоты зуба не мешает использовать нож по прямому назначению. Нож комплектуется съёмной гардой, которая охватывает руку скобой. Эта гарда служит дополнительной защитой и позволяет надёжно удержать нож при рубящих ударах, а также может выполнять функцию кастета.
На клинке выполнена гравировка линейки и угломера. Есть отверстие для отвеса. Теоретически нож можно использовать как секстант, для определения месторасположения. Для этого к нему прилагается довольно внушительное описание, где большая часть отведена как раз методу определения месторасположения. Впрочем, на практике кто-то вряд ли будет пользоваться этой функцией, так как, по отзывам специалистов, хорошо разбирающихся в штурманском деле, точность определения координат настолько мала, что не имеет практического значения. Но на неподготовленные умы наличие такой экзотической опции действует безотказно, так же, как и расположение в крышке рукоятки компаса.
Практически бесполезна, но привлекательна функция использования ножа в качестве копья. Сделать его легко: подбирается палка нужной длины и насаживается на пустотелую рукоять. Проблема в том, что не совсем понятно, куда при этом девать комплект НАЗ, расположенный в специальном пенале, крышку рукояти и съёмную гарду. Наверное, положить в карман. Ножны также являются частью набора выживания. На них расположена ответная часть кусачек, отвёртка, сигнальное зеркальце и сменный гарпун. Он вставляется в отверстие на клинке, которое служит для стыковки с кусачками. Его конструкция чем-то напоминает конструкцию гарпунов подводных ружей. Эта функция может оказаться реально полезной, хотя в НАЗ есть и комплект для рыбной ловли более традиционным способом. Не надо забывать о преломлении света в воде и о том, что бить рыбы гарпуном, можно, имея некоторые навыки. Впрочем, голод лучший учитель.
Нож выпускается в четырёх модификациях: два варианта отличаются по габаритам клинка и два внешним оформлением (белая и чёрная модификации). Этот нож использовался некоторыми специальными подразделениями как раз в джунглях, что вполне логично, учитывая его цельнометаллическую рукоять. Мне как-то пришлось видеть его весьма интересную модификацию. На ножнах было расположено примитивное устройство для пуска сигнальных ракет, которое представляло собой боёк с пружинкой и кнопкой взведения. Рядом находился контейнер под запасные ракеты. Конечно, пользы от таких ракет в джунглях никакой, но вот отпугнуть хищника, пожалуй, можно. Но такими экспериментами лучше не заниматься. Вдруг не выйдет. Впрочем, и у этой модели есть недостатки – для нашей конкретной задачи она слишком военизирована. Например, кусачки увеличивают габариты и вес, а где в джунглях найдёшь колючую проволоку? Проблематично.