С гончей по чернотропу (Часть 1)


Фокин Михаил Юрьевич, 1962 года рождения, по специальности биолог. Работал охотоведом в Московском обществе охотников и рыболовов, редактором в журнале «Природа и охота». Потомственный охотник с 33-летним стажем. В настоящее время живёт в деревне Перепечино Владимирской области, держит двух русских пегих гончих, дратхаара и подсадных уток.

«Печальная осень… Облетает лист. Низкое небо однотонно серо. С утра зарядит, как сквозь сито, мелкий дождь, вдруг налетит холодный ветер, сиротливо, словно очнувшись от глубокого сна, зашумит лес, и громада свинцовых туч снова принакроет его. Кажется, всё живое попряталось, готовясь к долгому сну. Редко, как в забытое оконце, мелькнёт тусклый луч солнца, и снова полумрак, ожидание надвигающихся холодов с утренними заморозками, с тонким светлым ледком и серебристым инеем. Скучная пора, но только не для гончатника!
Прелый запах промокшего леса приятен ему, и знают охотники, что среди этого мрака рыщут собаки в поисках зверя и ждут, когда вдруг взревут, заплачут гончие, и польётся музыка гона. Самая пора с гончими по чернотропу!»
Так и вспоминаешь эти великолепные строки незабвенного писателя, большого знатока гончих Б.И. Маркова. Ведь наступает новый охотничий сезон.
Охота с гончими – это песня, это сказка, это счастье! Наслаждение музыкой гона, трепетное желание перевидеть и заполевать зверя, стремящегося уйти от погони азартных псов, – потрясающие ощущения. Эти чувства заложены в нас природой, они будоражат кровь настоящего мужчины! Недаром очевидцы рассказывают, что когда зверя гоняла стая русских пегих гончих, управляемая доезжачим Сергеем Духаниным, со всех окрестных деревень, бросая топоры и пилы, сбегался рабочий люд, чтобы, обнажив головы и тайком утирая скупую слезу, насладиться чарующими звуками.
Охота с гончей удивительна, но, конечно, для этого необходимо много условий. Именно о том, как должна быть организована охота, о собаках, о поведении гончатников и о многом другом мы поговорим на страницах нашего журнала. Одним словом, о том, что нужно для настоящего праздника.

Гончая – собака деревенская

На мой взгляд, гончая, в отличие от многих других охотничьих собак, должна содержаться на улице. Конечно, некоторые фанаты держат её в квартире, но всё же это, скорее, исключение из правил. Для подтверждения правоты сказанного, по-моему, достаточно двух моментов.
Сезон охоты с гончей начинается в октябре и продолжается всю зиму. А потому работать собаке приходится и в дождь, и в снег, и в мороз, и в метель. Думаю, не стоит объяснять читателю, какая собака, живущая в вольере или в квартире, легче перенесёт трудности.
Вторым, как мне кажется, важным козырем за уличное содержание служит такой элемент работы гончей, как полаз. Полаз – это манера розыска собакой зверя. Он может быть глубоким или мелким, широким или узким, но, по словам известного гончатника А.Н. Кузяева, наиболее правильным следует считать полаз, когда гончая уходит от хозяина на 400-800 метров. Теперь представьте, что вы пошли гулять с хорошо обученной гончей в центре города и спустили её с поводка. Или наоборот, от молодой гончей, выращенной в городе и в силу определённых причин (скопления людей, транспорта и т.д.), привыкшей не уходить далеко от хозяина, попробуйте добиться правильного добычливого полаза в угодьях. Думаю, не трудно догадаться, почему большинство гончих содержится у нас в сельской местности, а большинство настоящих гончатников – либо деревенские жители, либо владельцы загородных домов.
Выходит, городскому жителю охота с гончей недоступна? Конечно, нет! Вариантов множество, но два из них наиболее распространены.
Первый. Если вы мечтаете об охоте с гончей, но живёте в квартире в большом городе, необходимо завести хорошего знакомого в деревне, который за определённую плату согласится держать вашу собаку, обеспечивая ей необходимый уход. Естественно, здорово, если такой человек окажется охотником и, помимо кормления и выгула, сможет ещё заниматься полевым досугом пса. Но если такого не случится, тоже не беда. Придётся вам, засучив рукава, иногда в ущерб семье или работе, самому взяться за воспитание рабочей собаки, а затем под заунывные причитания жены или тёщи потратить далеко не один и не два выходных, чтобы получить полноценного помощника на охоте. Но, поверьте на слово, первая же яркая помычка и даже очень короткий гон вашего питомца заставят забыть вас обо всех трудностях и неприятностях. Эти минуты настоящего счастья несравнимы ни с чем.
В рамках одной статьи невозможно рассказать всё о выборе щенка, его содержании и воспитании, нагонке молодой гончей и других проблемах заводчика. Поэтому давайте посоветуем охотникам этой группы прочитать труды гончатников-классиков: Н.П. Кишенского, В.И. Казанского, Б.И. Маркова, А.Н. Кузяева, где дана исчерпывающая информация по этим вопросам, а сами поспешим на охоту с гончей.
Итак, второй вариант. У вас нет своей гончей, и вы едете к друзьям или на коммерческую охоту. Не будем останавливаться на том, что друзья бывают разные, а уж мастеров организации платной охоты в России можно пересчитать по пальцам. Будем уповать на то, что охотничий бизнес в стране быстро развивается, растёт конкуренция, которая, как известно, ведёт к прогрессу.
Задача состоит в том, чтобы помочь новичку правильно сориентироваться на охоте с гончей, попытаться понять её суть и, конечно, суметь оценить красоту и поэзию этой ярчайшей русской охоты. Сразу замечу: охота с гончей из разряда наиболее сложных. При всём уважении к другим способам добычи с применением охотничьих собак, столько сообразительности, смекалки, предусмотрительности не требуется от охотника ни на каких других охотах. В самом деле: подойти к легавой на стойке, высмотреть в кроне дерева белку, найденную лайкой, или забрать битую утку из пасти спаниеля значительно проще, чем добыть гонного зверя, правильно занять лаз и не выдать своего присутствия. Всё это осложняется и тем, что зверь в лесу – дома, а вот охотник, как ни крути, в гостях. Одним словом, эта охота заставляет думать, думать и думать. Итак, вы идёте в лес на охоту с гончей.
Для начала стоит поговорить именно об охоте в лесу на зайца-беляка. Она самая сложная из всех заячьих охот, гон же по лисе – отдельная история. Прежде всего, надо усвоить: охота с гончей должна быть организована. Она ни в коем случае не является шатанием по лесу группы вооружённых людей с гончей впереди. А коли так, то организатор – владелец гончей или его помощник. Если таковые отказываются брать на себя ответственность, то лучше остаться дома.
Но вот решено идти в лес. По дороге к угодьям постарайтесь выяснить у старшего, как будет проходить охота. Существует множество вариантов, но все они неизбежно сводятся к двум основным: ходовой и неподвижной охоте. Такое разделение встречается в трудах великого гончатника прошлого Н.П.Кишенского. Он охотился и творил в конце 19-начале 20 веков. Конечно, с тех пор минуло много охотничьих зорь, оскудели угодья, исчезли стаи гончих и изменилось содержание охот, но суть осталась прежней. Сегодня в наших бедных зверем угодьях два этих способа, как правило, смешиваются и проводятся в один день охоты. Но мы всё же будем говорить о них отдельно для упрощения понимания.

Неподвижная охота

Для начинающих гончатников она более проста. Суть её в том, что руководитель расставляет участников охоты на заранее известные лазы (места хода зверя), а сам, набросив гончую, идёт с ней по местам наиболее вероятных жировок и лёжек зайца. Если зверя в достатке, хозяин гончей довольно опытен и ловок, а сама собачка мастеровата и полазиста, то охота должна состояться.
Кажется, что задача стрелка сводится к минимуму: перевидеть зверя и прицельно выстрелить. Но, Господи! Как эта кажущаяся лёгкость тяжела на деле. К сожалению, в девяти случаях из десяти, при ярком гоне и правильном расположении охотников, результата не бывает. Речь, конечно, не о сложившемся коллективе опытных охотников.
На первый взгляд, при хорошей организации добыть зайца из-под гона проще некуда. Но сколько мелочей, из которых складывается успех, ожидают начинающего гончатника! У меня познавали азы гончей охоты многие. Среди них встречались люди образованные, успешные, даже «крутые». Их невнимательность, беспечность, неумение слушать природу, излишняя суетливость и предприимчивость практически всегда лишали охотников трофеев. Помню, редактор одной из популярных московских газет, известный мастер сафари, никак не хотел стоять на указанном лазу. То сосёнка в 100 м кажется ему лучшим укрытием, то кустик за поворотом манит. Так и бегал он всё время гона по сосёнкам и кустикам. Забавно было наблюдать со стороны, как гонный заяц проскакивал именно тем местом, где только недавно таился любитель носорогов. Темнело. Заяц уже раза четыре проскакивал через просеку моего активного охотника. Собачка в ту пору была у меня осенистая и вязкая, гоняла зверя долго, и надо было решать вопрос с добычей. Но когда я, наконец, чуть ли не силой задержал охотника на очередном лазу, а сам встал рядом, чтобы он не смылся, вместо того, чтобы спокойно выцелить вывалившегося практически к ногам белячка, он зачем-то отпрыгнул в сторону, попытался укрыться за ёлкой и, резко припав на колено, готовился к выстрелу. Заяц в лесу такого не прощает! Мгновенная скидка – и зайчишки как не бывало, ушёл даже без выстрела.
В другой раз известный бизнесмен, снисходительно похлопав меня по плечу, заверил, что хорошо знает охоту с гончей. Оставив его на лесной дороге на верном лазу, я дождался помычки, убедился в правильности гона и, незаметно вернувшись, встал в кустах в метрах пятидесяти за охотником. Гон нарастал. Заяц просился точно к лазу бизнесмена. Собака не гнала, а пела, беляк вылез уже на выстрел, а мой охотник смотрел почему-то в другую сторону, очевидно полностью поглощённый своими более важными мыслями. Минутой позже картина, представившаяся моему взору, вызывала умиление: белоснежный зверёк вылез на жёлтую осеннюю дорогу и присел, слушая собаку, в десяти метрах от него стоял крупный седовласый мужчина, экипированный по последнему писку охотничьей моды, с итальянским полуавтоматом в руках, и отрешённо смотрел в противоположную сторону. Я не выдержал и тихонько свистнул. К чести охотника, он услышал мой сигнал, резко развернулся, заметил зайца и мучительно долго стал выполнять, как мне показалось, очень сложную процедуру подготовки к стрельбе. Белячишко, естественно, сметнул обратно в спасительный лес, а охотник, разрядив весь магазин в то место, где секундой раньше отдыхал зверёк, не стесняясь в выражениях, сказал всё, что он думает обо мне, зайце и охоте с гончей.
Привожу эти примеры не для того, чтобы над кем-то посмеяться и показать своё превосходство. Упаси, Боже! Просто хочу подчеркнуть, что мелочей в охоте с гончей не бывает и без внимания и концентрации охотника успеха не будет. Сколько раз автору этих строк доводилось видеть удивлённые лица охотников, когда им указывали след гонного зайца, проскочившего в непосредственной близости от их номера и незамеченного ими в каких-то пяти шагах от себя. Как правило, новички сплошь и рядом шумят, пуделяют, не умеют услышать помычки.
Помычка – это начало гона, обычно сопровождаемое щедрой отдачей собакой голоса. Именно помычка возвещает, что зверь поднят с лёжки и начинается самый интересный процесс – охота на него. Но до этого ещё должны быть минуты щемящего душу томительного ожидания. Именно в эти мгновения охотник, как никогда, сливается с природой, становится её частью, и в нём с каждой секундой нарастает инстинкт добытчика, заложенный в нас предками.
Вас поставили на лаз. Не теряя времени, оглядитесь, прикиньте сектора обстрела и приготовьтесь ждать зверя. Ни в коем случае не надо забираться в кусты или вставать за дерево. Лучше расположиться так, чтобы для зверя вы оказались на фоне куста, то есть вставайте на фоне растительности. Если вы одеты под её цвет, стоите тихо и при появлении зайца не делаете резких движений, этого достаточно, чтобы зверь оказался на выстреле. Приготовившись таким образом к встрече с зайцем, надо обратиться в слух и зрение. Постарайтесь отключиться от лишних мыслей и раздражителей, живите ожиданием помычки. Дело в том, что первые вскрики гончей можно пропустить, не догадавшись, что это именно то, чего мы ждём, а между тем услышать саму помычку бывает очень важно для успешной охоты. Нам, гончатникам с большим стажем, иногда очень трудно понять, как можно пропустить столь желанный и яркий эпизод охоты, тем более что дело происходит в притихшем осеннем лесу. Но, к сожалению, это часто бывает, и, пропустив саму помычку, охотник начинает догадываться о том, что пошёл гон, только когда тот уже набрал силу, стал ярким и пристальным. Это происходит, как правило, метрах в двухстах от места подъёма зайца, и, если лёжка была недалеко от вашего номера, а зверь с подъёма покатит в вашу сторону, не приняв помычки, вы рискуете пропустить его без выстрела, попросту не заметив.
Вы спросите, почему гончая не даёт ровного и полного голоса сразу после подъёма. Давно известно, что заяц оставляет горячий, пахучий след, столь будоражащий собаку, не сразу, а лишь когда разбегается и в полную силу заработают железы лап. Может быть и обратная ситуация: помычка, не услышанная на грани слуха, а зверёк полез в противоположную от вашего номера сторону. И пока гончая по-настоящему приняла взбудный след, гон услышать уже невозможно. В этом случае вы простоите долгое время столбом, теряя бдительность и терпение. Но если, стоя на своём месте, вы всё же услышали хороший, ровный гон, то примите, пожалуйста, к сведению ещё один важный момент. Самая распространённая ошибка заключается в том, что охотник считает, будто зверь находится в данный момент именно там, откуда доносится голос гончей, забывая, что собака гонит по следу, и при ровном гоне заяц идёт впереди неё на 200-400 метров. Бывают, конечно, случаи, когда несколько метров пёс гонит «на глазок», или, как говорят гончатники, «по зрячему». Либо, наткнувшись на запавшего белячка, собака какое-то время «висит у него на хвосте». Но это отдельные эпизоды гона, различить которые по голосу гончей могут не всегда даже опытные гончатники. Не будем сейчас вдаваться в такие детали, нам бы с обычным ровным гоном разобраться. Думаю, понятно, что ожидать зверя в связи с вышесказанным нужно всегда чуть раньше гона и быть готовым к встрече с ним.
Но вернёмся чуть назад. Вас оставили на верном лазу. Вы подготовились и замерли в ожидании. Осенний лес немногословен. Рядом с вами, деловито снуя с ветки на ветку, попискивают синички, где-то монотонно стучит большой пёстрый дятел, а иногда, как бы отвечая своему младшему брату, заунывно прокричит чёрный дятел желна. В остальном – тишина. Если помычки долго нет, а вы подмерзли или устали от напряжения, можно тихонечко пройтись влево, вправо шагов на пятьдесят, а то и покурить. Главное, не обнаружить себя резкими звуками или сильным шумом, а лёгкая ходьба, курение или даже кружка крепкого чая из термоса только скрасят ожидание и усилят эмоции.
Другое дело после подъёма зверя, тут уж замри! Прислушайтесь к описанию помычки Б.И. Марковым: «Но вот вдруг где-то стекла след осенистая выжловка. Кажется, гончая на пень наскочила, но визг её повторился, отдельные взвизги становятся всё более протяжными, волнующими, громкими, настойчивыми. Ничто не может сравниться с этими берущими за душу звуками, когда на утренней холодной заре, в полной тишине осенний воздух вдруг пронзит это знакомое «Ах-ах…». Ёкнет сердце охотника! Он встрепенётся, страстное ожидание охватит его. Вдруг гончая пронзительно вскрикнула и разразилась рыданиями: полились непрерывные плачущие звуки».
«Помнукула, залилась», – говорят охотники. С момента помычки у вас началась другая жизнь! В ней остались только гон и зверь, которого непременно надо перевидеть. Вот гон вроде бы стал уходить чуть в сторону, ближе к номеру вашего соседа, но неожиданно развернулся и пошёл точно на вас. Глаза жадно всматриваются в ближайший мелятник, взгляд пронзает каждую кочку, каждый кустик и …вот, наконец, серый зверёк замелькал между тонкими деревцами. Огромным усилием воли вы подавили яростное желание немедленно выстрелить, аккуратно, без резких движений подняли к плечу любимое ружьё, тщательно прицелились и под оглушительный стук собственного сердца нажали на спуск…

(продолжение следует)


№138

Содержание №138

МАСТЕР-NEWS

ТВОЁ РУЖЬЁ
«Зауэр» на все времена
Ю. Маслов

ОХОТА
С гончей по чернотропу
М. Фокин

МОЛОДОМУ ОХОТНИКУ
Домашняя тренировка (ч. 2)
Ю. Константинов

ВЕЛИКИЕ СТРЕЛКИ
Легенды советского стендового спорта
С. Лосев

OLD ARMS
Ружьё дедушки Мазая
Д. Дурасов

КАК ЭТО БЫЛО
В Таджикистан за трофейным секачом
Л. Палько

ЗАГАДКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ
Народное творчество, или «кулибины» белорусских лесов
П. Столяров

ПОЛИГОН БОРЦОВА
Краткая история первых русских винтовочных патронов (ч. 7)
А. Борцов, С. Челноков

ПНЕВМАТИКА
Перерождение «Кросмана»
К. Плахов

ВЗГЛЯД
«Бекас-12М Авто»
С. Лосев

КАЛЕНДАРЬ

СЛОВО
Ловчий
И. Бунин

ФОТОРЕПОРТАЖ

СПОРТ
Варминтинг – дело тонкое, или «они были первыми»
С. Челноков

ГУРМАН
Солнечный конфитюр для дичи и птицы
Е. Петракова