Судный день
Год выпуска: 2008
Режиссёр: Нил Маршал
В ролях:
Рона Митрэ (майор Иден Синклер)
Крейг Конуэй (отморозок Сол)
Малькольм Макдауэл (Кейн, папа Сола)
Боб Хоскинс (начальник службы безопасности Бил Нельсон)
Александр Сиддинг (премьер-министр Джон Хетчер)
Шон Перту и (Доктор Талбот)
Дэвид О Хара («серый» кардинал Майкл Канарис)
Нора Джейн Нун (видимо, расписная подруга Сола)
Адриан Лестер (сержант Нортон)
Мианна Баринг(дочь Кейна- Келли)
Жанр: фантастический боевик, триллер
Страна производитель: Великобритания, ЮАР, США
Продолжительность: 1 ч. 45 м. Бюджет: $30 млн.
«У человечества есть срок годности…»
В наши дни, в 2008 году, в Шотландии объявился вирус «Жнец», очень быстро и качественно уничтожающий людей. Когда правительство Великобритании уяснило, что победить заразу невозможно, Шотландию отгородили от остальной территории острова обшитой стальными листами девятиметровой стеной длиной 29 кил омет ров. Как в стародавние времена, граница совпала с древнеримским оборонительным рубежом, защищающим цивилизованный мир от варваров. Прибрежные воды заминировали и постоянно патрулировали, все воздушные суда, замеченные над Шотландией, сбивались без предупреждения. Великобритания стала жить под девизом: «Ни шагу оттуда, ни шагу туда». На отгороженной территории люди в борьбе за выживание ели собак, крыс, а потом стали есть себе подобных. Такая ситуация сохранялась 20 с лишним лет.
* * *
В России обо всём этом узнали весной нынешнего года, когда в кинопрокате появился «Судный день». Весь фильм – сплошь киноцитаты из «Побега из Нью-Йорка» (в первую очередь), трилогий «Бешеный Макс» и «Обитель зла», «Планеты страха» и других фильмов подобного жанра. И всё это временами подаётся в тарантиновско-родригесовской манере. Но, что удивительно, смотреть «Судный день» совсем не скучно, несмотря на его почти стопроцентную вторичность.
Вирус «Жнец» всё-таки перебрался через стену, а спецслужбы Великобритании с помощью спутников установили, что в Шотландии по-прежнему живут люди. То ли там вакцину разработали, то ли народ адаптировался и с помощью внутренних резервов победил смертельный недуг. В общем, в изолированный район направляют команду спецназовцев на двух здоровенных колёсных БТРах, которые, по словам одного специалиста, «летают как навоз с лопаты».
Возглавила экспедицию в Глазго крутая тётка – майор Иден Синклер (в исполнении Роны Митрэ). У Иден, как и у Змеи (Курт Рассел) в «Побеге из Нью-Йорка», нет одного глаза, но его функции выполняет высокотехнологичное устройство, передающее изображение на экран наручных часов. Это, конечно, режиссёрская находка – симпатичная одинокая женщина достаёт из кармана искусственный глаз и кидает его на пол, чтобы дистанционно оценить боевую обстановку. А какое-то время спустя героиня возвращает око в орбиту, и оно начинает выполнять свои прямые функции.
Весь отряд обрядили в «боевые модели биоскафандров», сделанных из высокопрочного полимера, и вооружили штурмовыми винтовками образца примерно 2035 года. Очень подозрительными показались эти винтовки, навьюченные лазерными целеуказателями, тактическими фонарями и коллиматорными прицелами, как и другое оружие, присутствующее в фильме.
В начале картины солдаты стреляли по потенциально заражённым индивидуумам из штурмовых винтовок L85A2, о которых мы уже писали в кинообзоре третьей части «Обители зла». Всё логично – фильм британского режиссёра, значит можно предположить присутствие на экране оружия из Великобритании.
Потом в одном из эпизодов, когда снайпер отстреливал тех, кто пытался перебраться через стену, мелькнула винтов ка, скорее всего, опять же английского производства – Accuracy International АЕ. Это магазинное оружие в пластиков ой ложе с продольно скользящим затвором. Вес AI АЕ – шесть килограммов без патронов и оптики, отъёмный коробчатый магазин двух разновидностей – на пять и восемь патронов .308 Win. (7,62×51). Общая длина винтовки 1120 мм, длина ствола – 610 мм, эффективная дальность стрельбы, по данным производителя, – 600 метров.
Однако дальше в оружейном плане пошли нестыковки. Изначально было странно, что среди трёх стран, участвовавших в создании фильма, фигурирует Южно-Африканская Республика, хотя в «Судном дне» нет экзотики Чёрного континента. Роль этой страны становится более понятной, если присмотреться к вооружению героев картины.
Первое же подозрение о присутствии «нестандартного» оружия в картине возникло в самом начале, когда солдат открыл огонь из практически не засвеченного в общедоступном кинематографе пулемёта. Им оказался единый SS-77 из ЮАР. Поэтому все остальные стреляющие устройства рассматривались уже с учётом ЮАРовской специфики и, как оказалось, не напрасно.
SS-77 существует в двух основных ипостасях: под патрон 7,62×51 и под малокалиберный 5,56×45 мм (Mini-SS). В отличие от другого перманентно воюющего государства – Израиля, ЮАР не может похвастаться всемирной популярностью своего оружия. Тем не менее попытки продвинуть его на внешний рынок предпринимаются с большой настойчивостью, правда, без израильского маркетингового размаха.
Когда ЮАР обвиняли в апартеиде, и ООН настояла на экономических санкциях против этой страны, республике оставалось рассчитывать только на свою собственную оружейную промышленность. Разработка единого пулемёта велась с 1977 года, но только в 1986 году он начал поступать в армию под обозначением SS-77 (Smith-Soregi, 1977 г.).
Автоматика SS-77 работает за счёт отвода газов из канала ствола, ствол запирается перекосом затвора. В варианте под патрон 7,62×51 (скорее всего именно он стрелял в фильме) длина пулемёта 1155 мм, длина ствола 550 мм, масса без станка – 9,6 кг, темп стрельбы регулируемый -600-900 выстрелов в минуту, лента вмещает 100 патронов. Во многих изданиях отмечается, что SS-77, «по отзывам экспертов», один из лучших единых пулемётов в мире, так же, как и российский ПКМ, бельгийский FN MAG, германский MG-3. Однако все вышеперечисленные образцы за многие десятилетия непростой службы доказали свою надёжность, технологичность и эффективность, а вот сведения об SS-77 как-то очень напоминают выписки из рекламного буклета.
Но SS-77 – это «актёр» эпизодический, так что перейдём к героям крупного плана. Все спецназовцы в 30-х годах XXI века стреляют (в том числе с одной руки) из штурмовых винтовок «Вектор» CR-21 (Vektor Compact Rifle), также спроектированных и выпускаемых в ЮАР. Несмотря на свой футуристический вид, CR-21 дальняя родственница АК-47, так как создана на базе штурмовой винтовки R4, которая срисована с израильской «Галил». А та, в свою очередь, беззастенчиво скопирована (правда, с многочисленными поправками) с автомата Калашникова. Если же говорить о реалиях, то CR-21 засветилась ещё в 1997 году, и уже тогда её отличали необычный пластиковый дизайн и коллиматорный прицел при отсутствии механических прицельных приспособлений. Автоматика работает так же, как и у нашего автомата. Только применили компоновку буллпап, рукоятку затвора перенесли на левую сторону, почти весь металл закрыли пластиком, а переводчик огня сделали двусторонним. Если вкратце, то CR-21 стреляет патронами 5,56×45 мм (НАТОвский стандарт), её длина 760 мм, длина ствола – 460 мм, вес со снаряжённым магазином на 35 патронов – 3,8 кг, темп стрельбы около 700 выстрелов в минуту. Вполне современная штурмовая винтовка, но в недалёком будущем (лет через 25) она уже явно будет анахронизмом, несмотря на свой необычный пластиковый дизайн.
На CR-21 ЮАРовская тема не закончилась. Ещё в начале фильма охранник контрабандистов мельком продемонстрировал пистолет-пулемёт очень похожий на американский Ingram М10. Но некоторые характерные детали (в частности, надульник) свидетельствуют о том, что это ВХР из ЮАР. Он появился в конце 80-х годов XX века, частично скопированный с американского образца, но в остальном являет собой продукт южноафриканской оружейной мысли. В конструкции преобладают штампованные детали, стрельба ведётся с открытого затвора, вялое нажатие на спусковой крючок обеспечивает одиночный огонь, если его выжимать полностью, то происходит стрельба очередью. Стреляет ВХР патронами 9 мм Par. в темпе до 1000 выстрелов в минуту, его длина с откинутым прикладом 607 мм (387 мм со сложенным), длина ствола – 208 мм, магазин вмещает 32 патрона.
В «Судном дне» присутствует не только оружие из Южной Африки. Так, у главной героини был пистолет с глушителем, который показывали исключительно анфас, и идентифицировать его поначалу оказалось невозможно. Но потом всё же дали крупный боковой план и выяснилось, что это знаменитый Walther Р-38, в варианте Р-4, выпущенный в послевоенные годы.
У четвёртого «вальтера», как и у его предшественника, автоматика работает за счёт отдачи затвора с коротким ходом ствола, ударно-спусковой механизм двойного действия. Длина пистолета 197 мм, длина ствола – 104 мм, несна-ряжённый вес – 740 г, магазин вмещает восемь патронов 9 мм Par. Почти классика.
И, наконец, ещё один представитель солнечной ЮАР – пластиковый Vektor СР-1 (Compact Pistol). Внешне похож на водяной пистолет с обводами какого-нибудь бластера из «галактических войн». Создан же он был в конце 90-х годов прошлого века как оружие скрытого ношения для полиции и коммерческого рынка. У него не только оригинальный внешний вид, но и внутреннее устройство. Автоматика работает за счёт отвода пороховых газов из канала ствола, что в пистолетах встречается очень редко. Ударно-спусковой механизм двойного действия, длина СР-1 – 177 мм, длина ствола – 100 мм, вес без патронов -720 г, магазин вмещает 12 патронов 9 мм Par. Опознать пистолет в фильме было непросто, так как на него установили дульный компенсатор и подвесили лазерный целеуказатель.
Всё означенное оружие стреляло в основном в первой половине «Судного дня». Потом толпы припанкованных отморозков задавили спецназовцев массой, несмотря на то, что вооружены были только металлическими предметами ударно-дробящего, колюще-режущего и смешанного типа. Более того, они умудрились разбить своими железяками стёкла в БТРах! Режиссёр, видимо, не стал долго ломать голову над тем, как выкурить солдат из бронетехники. Одного водителя коварно зарезали когтеобразным ножом типа «керамбит», с заточкой по внутренней грани изогнутого клинка, второго достали арбалетным болтом через разбитое стекло БТРа.
С натяжкой к оружию можно отнести «силиконовую пенную гранату», которую спецназовцы подорвали в лифте. Какой от неё прок осталось загадкой. Лифт падает в шахте, граната взрывается, вся кабина в момент наполняется силиконовой пеной и… все живы и невредимы. Пена она, конечно, вещь, но всё-таки сочувствуешь героям, чьи суставы и позвоночники подверглись конкретным ударным перегрузкам. Как поётся в песне, «всё понятно, но что конкретно?»
Дальше пошли перманентные схватки с применением холодного оружия и рукопашный бой в чистом виде. В обеих дисциплинах главная героиня проявила себя с лучшей стороны. Охраннику она свернула шею, подруге Сола отрубила катаноподобным мечом кисть руки и голову, поход я, влепила лопатой по голове мотоциклиста. В поединке на ристалище с «рыцарем» в полном пластинчатом доспехе, собранном из чего-то клёпано-штампованного с прозаическим обшивочным прошлым, Иден долго и ловко уворачивалась вначале от копья, а потом от моргенштерновского кистеня. Затем стащила очередного охранника с насеста, отобрала у него клевец и «отоварила» им металлического человека по полной программе, умертвив его.
Ещё умилил эпизод с нахождением в контейнере супермашины. По прошествии 20-ти с лишним лет в «Бентли » нужно было только залить бензин. Аккумулятор не сел, антифриз не испарился, масло не загустело. Садись и езжай, что и сделали герои фильма. А дальше скоростную машину стали догонять опять же отморозки на колхозной технике, вроде багги-трактора и минивэн-внедорожника. И ведь догнали, несмотря на явное и бесспорное превосходство «Бентли» в скорости. Но не на тех нарвались…
В итоге, как водится в кино, всё стало понятно – никакой вакцины так и не изобрели. Выжили только те, кто был бодр духом и не шарахался от каннибализма. То есть отморозки-адаптанты задоминировали по полной программе. Особенно агрессивных индивидуумов главная героиня насмерть угомонила, и её стали уважать. На этом фильм и заканчивается.
* * *
В одной из кинорецензий справедливо написали: «Если вы любите зрелищное кино, напоминающее компьютерную игру, и вам не жалко потратить пару часов своего времени в кинотеатре, то «Судный день» снят именно для вас». От себя добавлю, что если вам понравился «Побег из Нью-Йорка», то и «Судный день», наверняка, придётся по душе.