Бельгийская «перечница»
Желание спрятать оружие самообороны от посторонних глаз в карман было всегда. Как говорили латиняне: «Кто предупреждён, тот вооружён». Эта старая истина работала в прежние времена, действует и сейчас, причём независимо от наличия карманов или самого оружия. То есть компактное огнестрельное оружие скрытого ношения появилось достаточно давно. Во-первых, его удобно носить с собой; во-вторых, элемент неожиданности при появлении в руке у жертвы пусть миниатюрного, но всё-таки пистолета, может мгновенно охладить пыл нападающего.
Другая идея-фикс: если уж потребуется достать такое оружие из кармана в целях самозащиты, то стрелять придётся быстро и много.
Поначалу это решалось примитивно, в лоб. Если один пистолет означал один выстрел, то для запасных выстрелов надо было иметь несколько пистолетов. Причём запасной пистоль всегда увеличивал шанс на выживание – тогдашнее кремнёвое оружие давало от 10 до 30% осечек! Колоритные бородатые вояки на старых полотнах, увешанные ружьями и с кучей пистолей, заткнутых за пояс – не художественное преувеличение, а суровая проза жизни. Оружейные мастера старались предлагать более изящные решения – многоствольные пистолеты. К сожалению, все эксперименты на тему компактного многоствольного оружия упирались в кремнёвую систему воспламенения. Что только ни пытались создать оружейники, но всегда получались монстры. Кремнёвые замки, особенно их выступающие части: курок с зажатым кремнием и огниво, мешали джентльменам получить удобное компактное оружие.
Появление капсюлей значительно облегчило жизнь оружейникам. Стало возможным использовать один ударный механизм для нескольких стволов – прямая дорога не только к увеличению надёжности, но и существенной компактности оружия. Именно с появлением капсюльного воспламенения заряда начался расцвет многоствольных систем. На каждом континенте были свои мастера, получившие известность в производстве многоствольных пистолетов, но я в своём рассказе ограничусь Европой.
Значительным прорывом в первой половине 1800-х годов стала конструкция бельгийского оружейника Мариетта. В его пистолете при нажатии на спусковой крючок, механизм проворачивал блок стволов, подводя под курок очередной заряженный ствол. Это был механизм двойного действия, ставший сейчас привычным, без него мы уже не можем представить ни одного револьвера, ни большинство современных пистолетов. Конструкция оказалась настолько удачной, что её стали копировать многие фирмы и мастера. Даже если механизм содержал какие-то отличия, конструкторы всё равно старались выдержать внешний стиль «а-ля Мариетт». И верхом нелегального копирования стало клеймо «патент Мариетта», которое они любили ставить на своё оружие, даже если месье Мариетт не давал на это согласия.
Такие многоствольные системы с вращающимся блоком стволов получили название «pepperbox» (пепербокс), что в переводе с английского означает «перечница». Очевидно, поводом послужило их внешнее сходство с привычной в обиходе того времени перечной мельницей.
Но вот подошла эпоха унитарного патрона. Наиболее успешную конструкцию в середине XIX века предложил Сигизмунд Лефоше. Капсюль, спрятанный внутри металлического патрона, накалывался специальным стерженьком – шпилькой, выступающей наружу гильзы. Именно от него и пошло название патронов – шпилечные патроны или патроны Лефоше. Господин Лефоше создавал не только патроны, но и оружие. Не обошёл своим вниманием и «перечницы».
Однако технология производства «перечниц» не стояла на месте. Одним из нововведений стал способ изготовление блока стволов. Его предложил в 1830-х годах англичанин Чарльз Ширк. Он не сваривал несколько отдельных стволов воедино, а высверливал каналы в одном куске металла. Так, в целом тихо и незаметно появился всем известный «барабан» – первый шаг к разработке удобных и практичных револьверов. Изобретение Ширка столь понравилось производителям «перечниц», что к концу XIX века практически все они имели блок стволов, изготовленных данным способом. Естественно, что и Лефоше взял на вооружение это изобретение.
Исключение составляли лишь крупнокалиберные системы, в которых по-прежнему спаивали нарезные стволы в единый блок.
Большое влияние на конструкцию, компоновку и внешний вид «перечниц» оказали револьверы. Отработанные на них спусковые механизмы и механизм поворота барабана плавно перекочевали на «перечницы». Фактически получился бесствольный револьвер.
«Перечницы» производились в большинстве своём под существующие шпилечные патроны калибров 5, 7, 9 и 12 мм, среди которых самыми распространёнными на рынке были «семёрки» и «девятки». Необходимо отметить, что в большинстве «перечниц» малых калибров стволы вообще не имеют нарезов – это гладкоствольное оружие, что лишний раз доказывает, что оно рассчитано на стрельбу накоротке.
Поскольку «перечницы» делались для ношения в кармане, то вполне естественным шагом на пути уменьшения их габаритов стало удаление спицы на курке. Без неё невозможно взвести курок перед выстрелом, но для самообороны накоротке – это не главное. Зато зализанная форма помогала быстро извлекать оружие из кармана. Такую же цель – минимум выступающих деталей, преследовал и складной спусковой крючок. Это решение стало практически классическим для компактного карманного оружия того времени. Одним из распространённых вариантов спуска стал крючок в форме кольца. Для крохотных пистолетов калибра 5 мм кольцо было не самым удобным, а вот в пистолеты крупных калибров оно вписалось вполне органично. Не надо было раскладывать курок, то есть экономилось время в критической ситуации, а форма в виде кольца снижала риск зацепить пистолет при извлечении из кармана.
Среди бесчисленного числа моделей «перечниц» устоялось три «фирменных» решения проблемы экстрагирования стреляной гильзы.
Первое (самое простое) – это полное отсутствие какого-либо экстрактора. Учитывая редкое применение карманных пистолетов, не предназначенных для тренировочных стрельб, а также гипотетическую возможность извлечь гильзу за шпильку пальцем, можно вовсе обойтись без экстрактора и возложить поиск метода извлечения гильзы на самого владельца, который после применения пистолета сам найдёт подручное средство для её выбивания.
Второе – экстрактор в виде короткого шомпола размещался в рукоятке и извлекался оттуда по мере надобности. Гильзы всё-таки поддувало в каморах, и извлечение их становилось проблематичным, особенно вдали от мест, где можно найти гвоздь или отвёртку вместо шомпола.
Третье – «два в одном», шомпольным экстрактором служила ось барабана. Из-за компактности «перечниц» малого калибра многие мастера, упрощая конструкцию, не делали дверцу барабана, через которую в каморы вставлялись патроны. Для снаряжения надо было выкрутить ось и извлечь блок стволов из рамы, а затем этой осью действовать как шомполом – дёшево и сердито. Именно такой пистолет показан на фотографии. Это «перечница» работы бельгийского оружейника Йозефа Депре (Joseph Deprez), работавшего в Льеже в 1874-1886 гг.
Одним из интереснейших конструктивных решений для «перечниц» стал съёмный «револьверный» ствол. Согласитесь, коли «перечница» – почти револьвер, но без характерного ствола, то велик соблазн иметь его в хозяйстве, чтобы при желании получать полноценное оружие с хорошей дальностью и точностью боя. Модульная конструкция позволяла «лёгким движением руки» превращать короткую «перечницу» в полноразмерный револьвер или, наоборот, из револьвера сотворить «перечницу».
На современном рынке старинного оружия такие трансформеры встречаются редко.
Конечно, невозможно рассказать обо всех вариантах выпускавшихся «перечниц», можно встретить много отличий в мелких деталях. В статье были подробно рассмотрены самые массовые виды «перечниц» малых калибров, выпускавшихся в Европе во второй половине XIX века под шпилечный патрон.
К счастью, в нынешней Европе законодательство некоторых стран весьма лояльно к антикварному оружию. Во Франции есть своя прелесть владения антиквариатом. Из него разрешается стрелять. Мой хороший знакомый, коллекционер старинного оружия месье Поль Годар из Лиля, увлекается оружием под шпилечный патрон. У него в гостях мне выпала удача пострелять из такой «перечницы», о чём я надеюсь скоро рассказать.