Старый знакомый
Магическое слово «наган» без преувеличения известно и знакомо всему мужскому населению России, где ценят, любят, знают и даже боготворят «трёхлинейный револьвер образца 1895 года», созданный Леоном Наганом в конце позапрошлого века и принятый на вооружение Русской Императорской, а затем и Рабоче-крестьянской Красной армии. Но, к сожалению, этим револьвером и конкуренцией винтовок на конкурсе 1890-91 годов знания об оружии братьев Леона и Эмиля Наганов, как правило, и ограничивались. В свете известных событий целый пласт оружейной истории прошёл мимо страны, где фамилия Наган стала нарицательной, олицетворяющей качество, надёжность и красоту настоящего оружия. А на самом деле Леон и Эмиль Наганы известны не только русским револьвером обр. 1895 года, но и массой других, не менее интересных образцов и систем, которые фирма братьев производила по заказу или разрабатывала самостоятельно. Один из таких небольших, малоизвестных, но очень интригующих заказов был связан с государством Люксембург, которое, получив независимость во второй половине XIX века, стало вооружать свою армию и полицию. Итак, по порядку.
В центре Западной Европы лежит крохотная страна – Великое Герцогство Люксембург. Этому государству пришлось многое пережить. Осваивать его территорию и строить крепости начали ещё древние римляне. Потом пришли франки, их сменили новые завоеватели, и так несколько столетий: эти земли делили испанская и французская корона, вторгались германские соседи, правили нидерландские короли и династия Габсбургов. Наконец Люксембург получил самостоятельность: по договору Лондонской конференции в 1867 году провозглашалась независимость и нейтралитет герцогства. Если есть независимость, значит, существует и армия. В те годы на вооружении у люксембургских военных находилась винтовка Ремингтона-Нагана. Она была разработана знаменитым американским оружейником Ремингтоном, но производилась на заводах фирмы братьев Наган. Качество бельгийской работы было исключительным, поэтому нет ничего удивительного, что когда встал вопрос о закупках ручного короткоствольного оружия, то чиновники обратились к Наганам. Благо к тому моменту Эмиль и Леон стали известны не только как фабриканты, но и как успешные изобретатели новых систем оружия.
Первым их опытом участия в конструировании пистолетов был револьвер, принятый на вооружение в 1873 году голландской армией.
В 1877 году братья Наган вооружают бельгийскую жандармерию своим двуствольным пистолетом, использовавшим затвор системы Ремингтона.
И уже в 1878 году появляется револьвер, внешний облик которого станет фирменным стилем всего семейства револьверов «Наган». В том же году бельгийская армия принимает на вооружение револьвер системы Л. Нагана под патрон калибра 9,4 мм.
Именно эта модель стала первой успешной системой у фирмы Леона и Эмиля Наганов. Люксембургские военные также заказывают для себя подобный револьвер, но по их требованию мастера уменьшают калибр до 7,5 мм. Вскоре Люксембург делает заказ на новые револьверы. И снова в конструкцию по их желанию вносится изменение: добавляется предохранитель, который блокирует вращение барабана. И наконец мы подходим к самому интересному третьему заказу.
В 1884 году братья Наган получают заказ на револьвер для жандармерии Герцогства. Чтобы читатель лучше понял масштаб заказа, напомню, что Люксембург очень маленькое государство: его население даже сегодня не достигает пятисот тысяч человек, а площадь, к примеру, в 17 раз меньше площади московской области. Напомню ещё и о существовавшем тогда военном нейтралитете, сводящем необходимость иметь армию к минимуму.
Поэтому вооружённые силы Герцогства в 1880-х годах были мизерными и составляли всего 500 человек! Более того, это число делилось примерно поровну между армией и жандармерией. Так вот для жандармерии Герцогства Люксембург в Бельгии заказали 190 револьверов. Но под патрон 9,4 мм. Фактически, внешне это была бы копия бельгийского армейского револьвера М1878, если бы не одно серьёзное отличие: револьверу полагался съёмный штык! К сожалению, неизвестно, чем руководствовались чиновники Люксембурга, когда потребовали установить штык. Так же неизвестно, применялся ли он «при исполнении служебных обязанностей». Насколько было бы удивиятельным увидеть полицейский протокол со словами: «преступник заколот револьвером».
И тем не менее они подарили нам прекрасный образец «странного» револьвера, который в нашем столетии вызывает и удивление, и восхищение, и улыбку. К счастью, несмотря на мизерность заказа, сохранились отдельные экземпляры. Известно о существовании 15 таких револьверов.
На дульной части ствола устанавливалась муфта, в которую вставлялся штык. Штык игольчатый, крестообразного сечения, длиною 10 см. Он фиксировался в муфте плоской пружиной, на внутренней стороне которой был специальный зуб. Чтобы снять штык, достаточно было отжать пружину. Муфта была также съёмной: она крепилась затягиванием одного винта, проходящего позади мушки.
Выполнена муфта была так, что не мешала прицеливанию, а значит, могла носиться постоянно.
Именно поэтому кобура револьвера выполнялась таких размеров, что хранить его можно было вместе с муфтой на стволе. А под клапаном кобуры был пришит специальный длинный кармашек, в котором хранился штык. Второй особенностью жандармского «нагана» стала длина ствола. Прототипом для люксембургского заказа был револьвер бельгийской армии М1878. Но если надеть на ствол муфту штыка, то окажется, что она будет мешать выдвинуть до конца шомпол. А, следовательно, невозможно будет выбивать стреляные гильзы из барабана! Именно из-за муфты штыка ствол удлинили на 20 мм. И всё стало функционировать по-прежнему. Бытует мнение, что из-за длинного ствола эту жандармскую модель любили стрелки, занимавшиеся целевой стрельбой. Ведь удлинённый ствол и прицельная линия способствовали лучшим результатам. Есть и другие, более мелкие отличия от бельгийского М1878. Но они носят скорее декоративный характер: немного отличается форма мушки, барабан гладкий без долов, по-другому оформлена головка шомпола.
Ещё одна любопытная деталь отличает люксембургский жандармский револьвер: способ фиксации оси барабана. В шляпке оси установлена подпружиненная кнопка, которая удерживала ось на месте, когда шомпол извлекали для выбивания гильз.
Кстати, на револьверах «Наган» калибра 7,5 мм, как люксембургских, так и шведских и норвежских, ось вообще ничем не фиксируется. Их удерживает только сила трения. Однако уже на револьвере системы Л.Нагана, взятого на вооружение русской армии в 1895 году, ось барабана всё же принудительно удерживается. Для этого применили простейшее решение: прилив на шомпольной трубке.
Как принято у оружия крупных производителей в Европе, все существенные детали револьвера клеймились серийным номером. То есть номер был выбит не только на раме, стволе и барабане, но и на деталях ударно-спускового механизма. И даже на деревянных щёчках рукояти. Спустя столетие это упрощает жизнь музейным сотрудникам и коллекционерам: сразу видно, находится предмет в первозданном виде или это сборка из нескольких с заменой деталей на новые. Штык и муфта револьвера также несут единый серийный номер. Остановимся на интересной особенности клеймения люксембургских револьверов. Так как в Герцогстве отсутствовало собственное производство оружия, то не было и испытательных станций, которые бы проверяли оружие на отстрел порохом. На револьверах Л.Нагана можно найти (на барабане) только клеймо бельгийской испытательной станции города Льежа. И есть лишь одна подсказка, что револьвер имеет отношение к Великому Герцогству Люксембург – заглавная литера «L». Её выбивали рядом с серийным номером на раме. Но найти её можно, только сняв щёчку на рукояти.
Не прошло и века, как в нашей стране при наличии желания и дензнаков опять стало возможным достаточно свободно коллекционировать оружие без лишних бумаг, нервотрёпки и волокиты. Правда, к свободному обороту допускается оружие, выпущенное не менее чем 100 лет назад и только в качестве объекта коллекционирования, из которого по определению запрещена любая стрельба, способная испортить историческую и культурную ценность.
Но далеко не всё старое оружие, представленное на нашем антикварном рынке при официальном статусе «коллекционное», имеет действительно коллекционную ценность по многим причинам. Герои нашей статьи – образцы револьверов и пистолета фирмы братьев Наган, кроме своей уникальности имеют великолепную сохранность, что делает их «жемчужиной» любой правильной коллекции антикварного оружия.