Оружие и доспехи самураев
Под таким названием с 22 октября по 14 января проходила выставка в Государственном музее Востока при поддержке посольства Японии в России. Её мы посетили в начале января, и что удивило вперёд всего – длинная очередь, примерно на час перетаптывания у парадного подъезда. При этом, судя по разговорам в очереди, явных востоковедов и любителей оружия почти не было. Вместо того,чтобы кататься на лыжах, коньках, санках и ударно отмечать длительные новогодние праздники, люди пришли в музей, невзирая на кризисы и постпраздничные последствия.
Выставочная площадь музея Востока, отданная под «самурайскую» экспозицию, оказалась не особенно большой. Зато все выставленные доспехи и оружие находятся в отличном состоянии, несмотря на то, что они изготовлены в XVI-XVIII веках.
Во вторую очередь удивило, что защитное вооружение было представлено не только разрознёнными фрагментами, но и дюжиной полных самурайских доспехов. То есть, защита: от поножей – сунэатэ, до украшения на шлеме – маэдатэ. Ну и, само собой, порадовала сохранность клинков: одати, катан, вакидзаси и танто, а также копьё – суяри и совня – нагината периода Эдо (время правления клана Токугава – 1603—1868 гг.).
Помимо поножей и нашлемных украшений, японский полный доспех включает набедренник – хайдатэ, «скребущую траву» латную юбку – кусадзури, пластину для защиты кистей рук – тэкко, наручи – котэ, кирасу – до, наплечники – содэ, металлическую полумаску – мэнпо, шлем – кабуто и ламеллярную защиту шеи – сикоро. Вообще же, для описания японского доспеха используется гораздо большее количество терминов, это лишь основные.
При изготовлении доспехов использовали сталь, железо, медный сплав, кожу, шёлковый шнур, сукно, парчу, дерево, щетину, конский очёс, лак. Поэтому над ними работали не только кузнецы, но и портные, мастера по лакировке, кожевенники, мастера по изготовлению шнуров и многие другие специалисты.
Щиты же самураи не жаловали. А шлемы украшали декоративными пластинами, изображающими луну, солнце, драконов, птиц, зверей, растений. Или это были таблички с иероглифами, а то и просто рога буйвола.
Естественно, подобные доспехи могли иметь лишь богатые самураи. Те, кто победнее, вооружались более «лаконично». Простые пехотинцы вообще носили вместо шлемов тарелкообразные плетёные шляпы – дзингаса, сделанные из соломы и покрытые лаком.
Из холодного оружия больше всего впечатлили два двуручных меча – дайто и одати. Двуручных не только по способу удержания, но и по размерам – длина клинков под полтора метра. Впрочем, эти мечи были сделаны в середине XIX века для подношения в храм. На хвостовик одати работы мастера Тадамицу нанесена по-японски замысловатая, фраза: «В сезон благодатных дождей овладеть искусством необузданной пляски белого дракона».
Наша фотосессия даёт лишь примерное представление обо всём этом великолепии прошедших веков. Лучше, конечно, самому и воочию оценить экспозицию.