Лучше «Колибри» в руке, чем «Парабеллум» в сейфе

Для любителей оружия времён СССР и первых постсоветских лет книга А.Б.Жука «Револьверы и пистолеты» была чем-то вроде оружейной библии. Она стояла в библиотеке у каждого, кто интересовался оружием. Не был исключением и я. Первая книга давно уже пылится на даче, её сменило издание, объединившее две работы А.Б.Жука: «Револьверы и пистолеты», «Винтовки и автоматы». В последующие годы полки книжных магазинов стали заполняться новыми добротными книгами, переиздавались малоизвестные работы предыдущих лет. Последнее десятилетие и вовсе, благодаря Интернету, сделало жизнь любителя оружия и его истории раем. Сидя дома, через Интернет-магазины можно заказать любые специализированные издания! Разумеется, не всё так гладко. Эта благостная картина омрачается двумя досадными мелочами: ёмкостью кошелька и владением иностранными языками.

И тем не менее томик А.Б.Жука навсегда останется моей первой оружейной «азбукой». Именно через его картинки я узнавал мир оружия. И, как это часто бывает, первые впечатления – одни из самых незабываемых. Вводная глава раздела, посвящённого автоматическим пистолетам, содержала картинку, навсегда врезавшуюся в память. Это был рисунок самого миниатюрного автоматического пистолета, выпускавшегося когда-либо серийно. Австрийский «Колибри» под патрон калибра 2,7 мм. Для лучшего понимания его миниатюрности рядом были изображены патрон 45-го калибра и лезвие безопасной бритвы. Что сказать… впечатлило! Этот рисунок я запомнил навсегда.
Прошли годы. И вот недавно, посещая небольшой слёт коллекционеров антикварного оружия в Западной Европе, под стеклом самодельной витрины увидел ЕГО. Тот самый автоматический малыш «Колибри». Приятно всё-таки, когда твои мечты сбываются. С этого момента я занялся поисками материалов о столь редком пистолете. К моему удивлению, информация оказалась крайне скудной. Скажу даже больше, противоречивой! К примеру, у авторов оружейной литературы нет согласия о годах и количеству выпущенных экземпляров пистолета, а также о том, кого считать создателем «Колибри». Технические характеристики оружия тоже, мягко говоря, «плавают». Исторический детектив, да и только! И тем не менее смогу порадовать уважаемого читателя точными фактами.
Итак, по порядку. Первый вопрос, когда берёшь «Колибри» в руки: а зачем он вообще создан, для какой цели?! Игрушка, брелок, модель или сувенир – что это? И только в самую последнюю очередь: неужели оружие?! Большинство книг просто обходят этот вопрос стороной. Даже разбирая возможности патрона «Колибри», тактично молчат об идее создания пистолета. Лишь некоторые авторы пускаются в перебор версий и указывают на ту, что им больше по сердцу. И всё-таки долгие поиски дали результат!
Старинная реклама в немецком оружейном журнале гласила: «Желание максимально уменьшить вес и размер ручного огнестрельного оружия и при этом получить хорошее оружие самозащиты привело к созданию этого пистолета. Достоинства этого маленького оружия состоят в филигранной обработке, лёгкости обращения и малых размерах, которые позволяют незаметно носить его в мужском жилетном кармане или дамской сумочке. Невзирая на малый калибр, оружие обладает впечатляющей пробивной силой, поскольку патрончик снаряжён бездымным порохом и снабжён оболочечной пулей. Производство полностью механизировано, что ведёт к единообразию и взаимозаменяемости всех деталей. Пистолет снабжён сигнальным штифтом, показывающим, взведено оружие или нет. На левой стороне находится эффективно действующий предохранитель…».
И пусть громкие слова «оружие самозащиты» далеки от реальных возможностей пистолета, но это то, ради чего он создавался.
Автор пистолета – австриец Франц Пфаннль (Franz Pfannl). Его первым широко известным образцом оружия был созданный в начале XX-го века автоматический пистолет «Эрика» (Erika) под необычный патрон калибра 4,25 мм. Большого коммерческого успеха пистолет не имел, но Пфаннль на этом не успокоился и решил сделать ещё более миниатюрный пистолет, причём явно заимствуя некоторые идеи Пипера. Так на свет появляется «Колибри». Длиною в 70 мм и массой около 70 граммов. Патрон калибра 2,7 мм для этого малыша был сделан по-взрослому: центрального боя, с нитропорохом и даже оболочечной пулей! В комплекте к пистолету, попавшему мне в руки, шли оригинальные кобура-кошелёк из кожи и коробочка с шестью патронами. Я не рискнул пробовать стрелять ими. Причина проста – это очень большая редкость. Патроны встречаются много реже, чем сам пистолет. Тем не менее к миниатюрным патронам я советую относиться со всей серьёзностью. В гостях у одного коллекционера оружейных миниатюр довелось пострелять из автоматического пистолета – копией итальянской «Беретты». Крохотный патрончик калибра примерно 3,5 мм обеспечивал не только безотказную работу автоматики, но и бодро дырявил страницы толстого телефонного справочника, взятого нами в качестве мишени.
Но вернёмся к патрону «Колибри». За неимением возможности получить по нему практические результаты, я обратился к литературе. Интересные данные приводятся в книге Маркевича: «Этот пистолет пробивает пулькой сухую фанеру толщиной в 6 мм». Что ж, будем считать так, похоже на правду.
Теперь обратимся к конструкции самого пистолета. Он состоит из трёх основных частей: рамы, ствольного блока (с гладким (!!!) стволом) и затвора. Изюминкой является рама «Колибри». В 1910 году Пфаннль получил патентное свидетельство Австрии №45314 на оригинальный способ производства рамы пистолета. Как он указывал в заявке, самая трудоёмкая деталь – рама. Причина в большом количестве фрезерных работ, требующих сложного оборудования и грамотного персонала. Пфаннль предложил исключить фрезерные работы, создавая рамку методом штамповки из тонкого металлического листа. «Колибри», появившийся на рынке, почти не отличался от чертежей, изложенных в патенте. Возникла только пара пластин, усиливавших собранную конструкцию. Именно этот патент позволяет мне указывать Пфаннля создателем «Колибри».
В некоторых источниках фигурирует другой австриец Георг Гребнер (Georg Gräbner). История умалчивает, кем же он был в точности: соавтором, финансистом проектов Пфаннля или просто дистрибьютором «Колибри». Историкам оружия и коллекционерам в условиях недостатка документов приходится обходиться изучением косвенных «улик». Одна из них – маркировка пластиковых щёчек рукояти «Колибри». На них стоят литеры FP – инициалы Франца Пфаннля.
Другая тайна пистолета «Колибри» – объём выпуска. Зарубежные коллеги-коллекционеры предполагают выпуск всего около 1000 штук. Трудность в том, что пистолет не имеет серийного номера! Но та крайняя редкость, с которой можно встретить «Колибри», заставляет меня согласиться с данной цифрой. По крайней мере, реальный выпуск пистолетов не может сильно расходиться с этим числом. Предположительно, впервые пистолет поступил в продажу перед первой мировой войной, в 1914 году. Правда патент 1910 года даёт возможность серьёзных отклонений от этой даты. Большая часть выпуска, согласно общепринятому мнению, пришлась на 20-е годы прошлого столетия.
Разборка пистолета очень проста, но и весьма скрупулёзна. Магазин, рассчитанный на 6 патронов, удерживается в раме крупной и удобно выступающей защёлкой. Далее. Чтобы извлечь затвор, надо вооружиться часовой отвёрткой и лупой, а затем выкрутить один поперечный винт, удерживающий его в раме. Второй винт проходит через возвратную пружину в ствольном блоке. После выкручивания винтов, затвор легко извлекается, выезжая назад по пазам в рамке. Следующий шаг – снятие двух пластин на раме, которые винтиками объединяют в одно целое раму, ствол и упор ствола. На упор ствола стоит обратить особое внимание. Он не штампован, как предполагал патент, а выполнен фрезеровкой. Но к рамке он припаивается, с последующей зачисткой шва. И уже к упору через ось крепится ствольный блок. Фиксируется же ствол тонкой шпилькой. Чтобы не вызывать повышенную нагрузку на сварной шов, Пфаннль и добавил пластины, объединившие все детали в одно монолитное целое.
После снятия щёчек получаем доступ к трём винтикам, удерживающим заднюю часть рукоятки. Она выполнена из цельного металлического бруска с фрезерованными выборками.
Ударно-спусковой механизм простейший. Не буду углубляться в описание, его можно примерно представить по фотографиям.
По крайней мере, мы можем сделать вывод о конструкции пистолета. Она проста и технологична. Правда, по своему опыту замечу, что сборка таких малюток не могла происходить без тщательной ручной подгонки. При толщине пистолета всего в один сантиметр места для больших зазоров просто не остаётся. И чтобы автоматика работала чётко, необходимо идеально подогнать друг к другу рамку и затвор.
По всей видимости, полное отсутствие наставлений по «Колибри» с рекомендациями сборки и разборки напрямую связано с размерами этого миниатюрного оружия, которое из-за обилия слишком мелких винтов и деталей сродни часовому механизму, нежели обычному пистолету. Без навыков проще что-то потерять, чем поставить на место, поэтому лучше лишний раз самостоятельно ничего не трогать, а для чистки и смазки пользоваться услугами профессионального оружейника. Или ближайшего часовщика. Что, несомненно, удобней. Тем более, подгонка деталей пистолета такова, что любая, даже практически неощутимая пальцами перетяжка крепёжных винтов, даёт сбои в работе механики, вплоть до полного заклинивания затвора в раме. После сборки необходима регулировка и отладка винтов в соединениях, что, согласитесь, дано не всякому владельцу, а тем более владелице «Колибри».
Пистолет, насколько известно, поступал в продажу в разной комплектации. Согласно упомянутой немецкой рекламе, за отдельную плату можно было приобрести кожаную кобуру-кошелёк ценою в марку, при стоимости самого пистолета 24 марки, или красиво отделанную кожей коробочку за 2,5 марки.
Сейчас на рынке антикварного оружия очень трудно найти пистолет «Колибри» в хорошем состоянии. Ещё труднее отыскать его дополнительные принадлежности: кобуру и особенно патроны. На фото показана подлинная патронная коробочка из оцинкованной жести. В те далёкие времена она продавалась вместе с пистолетом. А в наше время подобный комплект большая редкость, поэтому любой коллекционер может смело считать себя счастливчиком, если ему повезёт найти такой же.

Будет ли свет в конце туннеля?

С 1 по 12 июня 2009 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации запланированы парламентские слушания законопроекта № 162784-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оружии» по вопросу особенностей порядка и условий оборота оружия, имеющего культурную ценность. Данный законопроект был внесён в декабре 2001 года депутатами Государственной Думы третьего созыва А.И. Гуровым,
Г.В. Гудковым, М.И. Гришанковым, П.Т. Бурдуковым, А.Г. Билаловым, Г.И.Райковым,
В.И. Волковским и был принят Госдумой в первом чтении уже 1 ноября 2002 года. Стоит напомнить, что второе чтение данного законопроекта состоялась ещё 24 декабря 2007 г., где Советом Государственной Думы был назначен ответственный орган – Комитет по безопасности – задача которого доработать законопроект с учётом замечаний Правового управления Госдумы.
И вот теперь, возможно, необходимые поправки в Федеральный закон в части, касающейся особенностей порядка и условий оборота оружия, имеющего культурную ценность, будут приняты. В чём же суть изменений и дополнений
Федерального закона «Об оружии»?

Коллекционирование оружия – давно существующее и достаточно распространённое занятие. Раньше к собиранию оружия побуждала исключительно практическая причина: первые коллекции оружия представляли собой домашние арсеналы. Лишь в конце XIX века была осмыслена роль оружия в познании прошлого, поскольку в нём объединены конструкторская мысль, технические достижения и художественный стиль эпохи. Задача исследователя состоит только в умении читать и анализировать информацию, заложенную в каждом конкретном экземпляре антикварного оружия. Но серьёзное исследование антикварного оружия, как и любого другого предмета коллекционирования, невозможно без сравнения и сопоставления с другими образцами. Поэтому так велико значение коллекций антикварного оружия, они позволяют увидеть систематизированный ряд технических достижений в оружейных изделиях определённого вида. В настоящее время в США и странах Европы множество людей интересуются антикварным оружием. Коллекционеры разных стран объединяются в клубы и ассоциации, устраивают выставки-продажи и обмен антикварного оружия.
Но порядок приобретения, учёта, хранения, ношения и транспортировки оружия, установленный Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории России, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (далее – Правила), касается только разрешённого в настоящее время к обороту на территории России, т.е. занесённого в Государственный кадастр, современного пневматического, охотничьего огнестрельного и холодного оружия, а также пистолетов и револьверов, предназначенных для стрельбы газовыми и холостыми патронами. На все другие категории и виды оружия (в том числе антикварное) Правила не распространяются. Более того, абзац 2 пункта 1 устанавливает, что «настоящие Правила не распространяются на оборот оружия, имеющего культурную ценность, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанными Правилами» (т.е. когда культурную ценность представляют отдельные образцы гражданского и служебного оружия). В действующем законе «Об оружии» (далее – Законе) также предусмотрен специальный вид владения оружием – коллекционирование, который распространяется на гражданское оружие, художественно оформленное холодное оружие, копии и реплики антикварного оружия. При этом в Законе отсутствует сам термин «антикварное оружие». А порядок оборота копий и реплик антикварного оружия не определён ни одним нормативным документом. Таким образом, действующее законодательство об оружии не предусматривает возможность коллекционирования антикварного оружия, а именно такое оружие, имеющее культурную ценность, как правило, является объектом коллекционирования.
Отсутствие законодательной базы по антикварному оружию на протяжении долгих лет порождает домыслы коллекционеров о законности его оборота и нелепые указания отдельных представителей органов исполнительной власти. Ввоз антикварного оружия на территорию Российской Федерации то разрешали, то запрещали, то разрешали частично, то при наличии лицензии на коллекционирование гражданского (!) оружия, то без неё. С отчуждением предметов коллекционирования тоже возникали проблемы: временами возбуждались уголовные дела по статье 222 Уголовного кодекса РФ в отношении отдельных коллекционеров за «незаконное» приобретение, сбыт, хранение «оружия». Какие-то дела прекращались, но некоторые коллекционеры были осуждены. Коллекционирование антикварного оружия напоминало движение по длинному туннелю, в конце которого иногда был виден свет.
И вот теперь законодатель ввёл термин «оружие, имеющее культурную ценность». На основании представленного законопроекта «к оружию, имеющему культурную ценность, относится оружие, обладающее научной, исторической или художественной ценностью, предназначенное для исследования, хранения, коллекционирования, экспонирования, использования и иной реализации юридическими лицами своих уставных задач и удовлетворения гражданами своих культурных потребностей, а также оружие, включённое в состав Музейного фонда Российской Федерации:
1) антикварное оружие:
- огнестрельное гладкоствольное и нарезное дульнозарядное и казнозарядное оружие с фитильной, кольцевой, кремневой, капсюльной или иной системой воспламенения заряда, изготовленное до 1891 года, а также основные части такого огнестрельного оружия;
- метательное, пневматическое и холодное оружие, изготовленное более 50 лет назад, за исключением изготовленных после 1947 года штыков и штык-ножей к огнестрельному оружию;
2) мемориальное оружие, в том числе антикварное, непосредственно относящееся к жизни и деятельности выдающихся личностей, видных государственных, политических и общественных деятелей или связанное с историческими событиями в жизни общества, в развитии науки и техники;
3) авторское художественное оружие: созданное автором либо группой авторов, до пяти одинаковых экземпляров включительно, метательное и холодное оружие, внешний вид или отделка которого представляет высокую культурную ценность как произведение художественного творчества и декоративно-прикладного искусства;
4) художественно оформленное оружие: экземпляры произведённого оружия, внешний вид или отделка которого представляет культурную ценность как произведение художественного творчества и декоративно-прикладного искусства;
5) к оружию, имеющему культурную ценность, относятся также:
- копии антикварного оружия: оружие, изготовленное по оригиналу либо чертежам образца антикварного оружия при условии точного или масштабного воспроизведения его конструкции, внешнего вида и художественной отделки, не включающие подлинные части антикварного или иных видов оружия;
- реплики антикварного оружия: оружие, изготовленное по оригиналу, чертежам либо описанию образца антикварного оружия с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки, представляющее культурную ценность как образец художественного творчества и декоративно-прикладного искусства».
Немаловажно, что законодатель предусмотрел порядок отнесения экземпляров оружия к оружию, имеющему культурную ценность. Экспертизу оружия на предмет отнесения его к культурным ценностям будут выполнять эксперты, уполномоченные федеральным органом исполнительной власти в области культуры.
Что касается вопросов оборота оружия, имеющего историческую ценность, то проект изменений и дополнений в закон ясно и однозначно определяет этот порядок: «Приобретение, хранение, коллекционирование, экспонирование, передача, продажа, дарение, наследование, ввоз (временный ввоз) в РФ и вывоз (временный вывоз) из РФ оружия, имеющего культурную ценность, за исключением антикварного и авторского художественного оружия, копий и реплик антикварного оружия, осуществляется юридическими лицами и гражданами с учётом требований, установленных в Федеральном законе для гражданского оружия».
Несомненно, внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оружии» по вопросу особенностей порядка и условий оборота оружия, имеющего культурную ценность – это огромный прорыв в отечественном оружейном законодательстве. Наличие простых и понятных дозволительных и запретительных правил, имеющих однозначное толкование, в сфере коллекционирования антикварного оружия сделают её более прозрачной, понятной, доступной. А коллекционирование способствует не только повышению культуры владения оружием, но и приучает граждан к ответственности за свои действия с ним. Комплектование музейных коллекций оружия в значительной степени происходит благодаря частным коллекциям.
Хотя по существу данного законопроекта есть и вопросы.
Исходя из законодательного определения огнестрельного антикварного оружия, к нему относится гладкоствольное и нарезное дульнозарядное и казнозарядное оружие с фитильной, кольцевой, кремневой, капсюльной или иной системой воспламенения заряда, изготовленное до 1891 года. Почему до 1891 года? Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (утверждён резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи от 31.05.2001, ратифицирован 10.05.2005 в Москве Президентом России В.В. Путиным) в статье 3 даёт определение термина огнестрельное оружие: «Огнестрельное оружие означает любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счёт энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели. Старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако старинное огнестрельное оружие ни в коем случае не включает огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 года». Тут можно ссылаться на часть IV статьи 15 Конституции РФ, где сказано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Или на законодательство некоторых стран (Бельгии, Франции, Швейцарии, Финляндии, США и т.д.), в которых антикварным является любое огнестрельное оружие, изготовленное до 1899 года. Во всех случаях остаётся вопрос, чем руководствовался законодатель при выборе 1891 года изготовления оружия как рубежа его классификации в качестве антикварного. Предполагается, что логичнее было бы установить рубеж 1899 года для упрощения формирования коллекций из большого ассортимента антикварного оружия, свободно продаваемого в странах Западной Европы и США.
Исходя из определения, это холодное оружие, изготовленное более 50 лет назад, за исключением выпущенных после 1947 года штыков и штык-ножей к огнестрельному оружию. В данном случае непонятно, почему законодатель исключил штыки и штык-ножи, изготовленные после 1947 года из категории холодного антикварного оружия. Из самого определения термина «штык» (холодное колющее оружие, примыкаемое к стволу ружья или винтовки) и «штык-нож» (клинковая разновидность штыка – плоский клинок с зубьями и рукоятью для удержания в руке, с приспособлением для примыкания к оружию и ножнами, может использоваться как пила) следует, что они являются видами холодного оружия.
В ГОСТ Р51215-98 «Оружие холодное. Термины и определения» введены два термина: «антикварное холодное оружие» и «историческое холодное оружие». Антикварным холодным оружием называют оружие, изготовленное более 50 лет назад. Историческим холодным оружием является оружие, изготовленное более 100 лет назад. Антикварные штыки (в т.ч. клинковые) согласно вышеуказанного ГОСТа никак не выделены из позиции «антикварное холодное оружие». Так может и не стоит их выделять законодательно?
И ещё важный вопрос.
Выделяя оружие, имеющее культурную ценность, из иных видов оружия, законопроект не определяет правовой статус такого оружия в контексте статьи 222 Уголовного кодекса!
Надеюсь, все вопросы, ныне стоящие так остро, в самое ближайшее время получат решение, достойное цивилизованного правового демократического государства, не на словах, а на деле заботящегося о защите прав своих граждан и сохранении бесценного исторического и культурного наследия!

Вернер Грунер – учёный, конструктор, человек

В этом году исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося немецкого учёного, инженера, доктора Вернера Грунера. В оружейном мире он известен как создатель знаменитого пулемёта MG42, состоявшего в годы второй мировой войны на вооружении Вермахта, а после её окончания использовавшегося в модернизированном варианте под обозначением MG3 в Бундесвере и армиях многих других стран. Однако это только одна из сторон деятельности Вернера Грунера. Он был удивительно многогранен и проявил себя не только как инженер-универсал, но и талантливый учёный, добиваясь при этом успехов в самых разных областях: оружейном деле, экономике, металлообработке, радиоэлектронике, сельскохозяйственной технике.


От школьной скамьи до главного конструктора

Вернер Эрнст Грунер родился 7 июня 1904 года в Терпицше, округ Рохлитц в Саксонии, в семье учителя. C 1910 по 1914 год он посещал одну из народных школ города Лейпцига, а в последующие восемь лет – реальную гимназию городка Дёбельн. В программе гимназии много внимания уделялось физике, что, несомненно, сыграло важную роль в дальнейшей карьере Грунера, и о чём он с благодарностью сам часто вспоминал. Любовь к физике и предопределила судьбу Вернера – в 1923 году он поступает на машиностроительный факультет Дрезденской высшей технической школы, ставшей позднее Дрезденским техническим университетом. Наиболее привлекательными ему кажутся естественные науки и особенно электротехника. В 1926 году Грунер начинает совмещать учёбу с научной работой, выполняя обязанности помощника ассистента. После защиты диплома в 1928 году способного студента оставляют в вузе в качестве ассистента профессора Саксенберга, известного специалиста в области управления предприятием. Вернер Грунер активно включается в работу, причём не только ведёт занятия и занимается научными исследованиями, но и принимает участие в административной деятельности. На диссертацию времени почти не остаётся, и Вернер отдаёт ей лишь вечера. В своих исследованиях он применяет собственное изобретение – оригинальный электронно-измерительный прибор с ёмкостным ресивером. Тема диссертации весьма необычна: «Эксперименты по распилке камней при помощи стальных лент и кварцевого песка».
Но уже в 1930 году он оставляет вуз и принимает более выгодное предложение от фирмы «Гроссфусс» из Дёбельна – пост руководителя производственного отдела. Немалое значение здесь имело то обстоятельство, что Вернер Грунер ещё во время учёбы в гимназии подружился с сыном владельца фирмы. Но, по словам самого Грунера, он согласился занять данный пост для того, чтобы с помощью практики расширить свои знания. При этом Вернер не прерывает научную карьеру, каждые выходные ездит в Дрезден и работает над диссертацией. В 1932 году он успешно её защищает и получает степень доктора-инженера. Стремительно продвигается и по карьерной лестнице: в 1933 году Вернер Грунер становится производственным директором фирмы, а с 1936 года занимает пост главного конструктора, на котором и остаётся вплоть до 1945 года.
В начале 30-х фирма «Гроссфусс» (Fa. Joh. Großfuß, Blech- und Lackierwarenfabrik – «Фабрика жестяных и лакокрасочных материалов мастера Й. Гроссфусса») имела 180 работников и влачила жалкое существование, находясь практически на грани банкротства. Основной её продукцией была бытовая утварь, такая как жестяные хлебницы и посуда, портсигары, умывальники, совки для мусора, каминные решётки, клетки для птиц, а также некоторые промышленные товары, например, корпуса пишущих машинок и приборов. Хозяин фирмы взял на себя ответственность за поиск клиентов фирмы, а на Грунера были возложены полномочия организатора производства. Оба они очень хорошо дополняли друг друга: энергичный и пронырливый Гроссфусс обеспечивал фирму заказами, а спокойный и рассудительный Грунер как нельзя лучше справлялся с управлением производственной стороной дела. Здесь и нашли применение блестящая теоретическая подготовка Грунера в области технологии металлообработки, планирования и организации производства, а также управления производственным персоналом. В те времена специалист с титулом доктора на таком небольшом предприятии был редкостью, практически исключением. Поэтому Грунер решил искать пути для расширения фирмы, но для этого были необходимы крупные, надёжные и солидные клиенты. Поиски такого партнёра привели Гроссфусса и Грунера в военное ведомство. Фирма Гроссфусса ещё в годы франко-прусской войны поставляла для армии цинковые ведра, из которых поили лошадей. Благодаря усилиям Гроссфусса и Грунера, традиции сотрудничества с военными были продолжены, и саксонская фирма получила первые военные заказы на изготовление катушек для кабелей связи и ящиков для патронов к стрелковому оружию.
Добиться выгодных военных заказов в то время можно было, лишь вступив в нацистскую партию. В 1933 году Вернер Грунер становится членом НДСАП, впрочем, не выполняя партийных поручений. Для предпринимателей того периода это было вполне обычным явлением – причастность к гитлеровской партии давала массу серьёзных преимуществ в бизнесе.

Создание MG42

В 1935 году Гитлер в нарушение Версальских соглашений взял открытый курс на наращивание вооружённых сил. Новая армия нуждалась в современном оружии, и контакты военного ведомства с фирмой Питера Пауля Йохана Гроссфусса становятся всё интенсивнее. Принятый в то время на вооружение вермахта единый пулемёт MG34 конструкции Луиса Штанге был по своим боевым свойствам отличным оружием, однако с производственной точки зрения имел множество недостатков. MG34 выполнялся по классической технологии, обычной для пулемётов того времени: важнейшие детали оружия изготавливались из поковок, с дальнейшей механической обработкой на токарных, фрезерных и строгальных станках. Это требовало большого количества операций, применения нескольких сотен специальных калибров и значительного расхода материала (как видно из сравнительной таблицы для MG34 и MG42, у первого из них около 80% металла уходило «в стружку»). В силу данных причин трудоёмкость изготовления MG34 была высокой. К тому же конструкция пулемёта была достаточно сложной, особенно много хлопот доставлял нетехнологичный и не слишком надёжный затвор. Read More…

Винтовка Nosler М48: тест на точность

В прошлом году редакция журнала доверила мне написать статью об истории американской компании Nosler. Естественно, что большая часть материала была посвящена основному продукту компании, благодаря которому она получила признание в оружейном бизнесе и приобрела множество поклонников среди охотников всего мира: отличным охотничьим пулям.
В новом тысячелетии компания Nosler сначала предложила стрелкам и охотникам патроны собственного производства. А начиная с 2005 года Nosler производит охотничьи винтовки собственной конструкции.
Уже тот факт, что в 2007 году нослеровская М48 получила приз «Лучшая из лучших» от авторитетного журнала Field & Stream, вызвал у меня большой интерес, так как в жюри сидят настоящие зубры оружейно-охотничьей прессы, такие, как Дэйв Петцал, Джим Кармайкл и Джон Сандра, и, столь высокие оценки они просто так не раздают.
Так что, когда пару недель назад, Владимир Щигорец из «Зверобоя» пригласил меня на стрельбище «поиграться» с карабином от Nosler, я капризничать не стал, а, только спросил, где и когда.
Как уже сообщалось, ствольная коробка винтовки, разработанная компанией Nosler, использует толкательную систему, очень похожую на систему Remington M700. Затвор – переднего запирания с двумя боевыми упорами, но, в отличие от Ремингтона, оснащён массивным подпружиненным экстрактором, сравнимым с экстрактором М16, или, с экстракторами винтовок Sako. Другой отличительной чертой является 3х-позиционный предохранитель, расположенный с правой стороны затворной коробки. В среднем своём положении этот предохранитель, блокируя ударник, позволяет работу затвором. Блокиратор затвора, в виде элегантной клавиши, находится, естественно, с противоположной стороны. Рукоятка затвора углом поворота очень напоминает рукоятку затвора винтовок Howa и покрыта скромной, но, весьма практичной гравировкой-насечкой. Ствол матчевого качества из нержавеющей стали производится компанией Билла Уайзмэна (известного по «маузерам» компании Empire Rifles). Внутренняя поверхность ствола полируется вручную, а, внешняя имеет специальное антикоррозийное покрытие на керамической основе. Это же покрытие применено на всех металлических деталях винтовки: затворной коробке, затворе, крышке магазина, скобе спускового крючка. Регулируемый спуск от компании Timney, устанавливается на усилие в 1,2 кг. Открывание магазина контролируется клавишей, расположенной на внутренней стороне спусковой скобы. Все детали изготавливаются на точнейших компьютеризированных станках, а, затем вручную собираются грамотными мастерами оружейного дела.
Nosler M48 названа так в честь того года, в котором Джон Нослер начал производство своей легендарной пули Nosler Partition – 1948 – она символизирует уровень высокого качества, с которым уже на протяжении более полувека связано имя компании.
Винтовку отличает строгая красота классических линий и внимание к обработке металлических деталей. Лёгкая композитная ложа из стекловолокна на кевларовой основе полностью гармонирует с матово-серым покрытием ствольной группы, что придаёт винтовке очень деловой вид. Она будто просится: «Возьми меня в горы!» И, по массе она вполне для этой цели подходит. В зависимости от массы оптического прицела, эта красавица вряд ли будет весить намного более, чем 3 кг. По крайней мере в моих руках при вскидке к плечу ствол её не гулял по горизонту, как часто бывает с супер-лёгкими винтовками. А, это говорит о правильном балансе.
Компания гарантирует точность в пределах 0,75 угловой минуты на ста метрах патронами собственного производства. И, вот это-то это нам предстояло проверить.
Только что выше описанная М48 была построена под патрон .300 WSM. Щигорец приехал не один, с ним был потенциальный покупатель, Дмитрий Смычковский. Пока ребята устанавливали мишени, я осматривал, поглаживал и обнюхивал новинку, передёргивал затвор, проверял спуск. В общем, был занят серьёзным делом.
Владимир Щигорец стрелял первым, его задачей было попасть «на бумагу», поскольку оптика на винтовку была установлена лишь накануне, и, из винтовки ещё не стреляли. И, когда после нескольких выстрелов пули стали ложиться поблизости от красного кружка, Владимир уступил место Дмитрию. Но, перед тем как открыть второй раунд, мы решили дать стволу остыть, и, как следует почистить ствол. Кстати, мы все обратили внимание на тот факт, что ствол не нагревался так, как, казалось бы, он должен был нагреваться, и, пришли к выводу, что, может быть, в этом «повинно» новое антикоррозийное покрытие на керамической основе.
Две группы выстрелов Дмитрия Смычковского красноречиво говорят о потенциале точности новой винтовки. Первый (после чистки ствола) выстрел отстоит от последовавшей пары примерно на полтора сантиметра. Второй и третий выстрелы «трогают» друг друга. Немного подрегулировав прицел по вертикали, Дмитрий стреляет группу из 4-х выстрелов (которую мы впоследствии накрыли 10-ти-копеечной монетой), благодарит за компанию, извиняется за то, что должен бежать на встречу, и, просит Владимира оставить винтовку для него. Результат Дмитрия на мишени явно превышает гарантию Ноcлера. А, ведь стреляли мы фабричными патронами от Norma (пуля Oryx массой 180 гран).
Мы ещё немного повеселились с новой винтовкой. Что может быть лучше, чем провести пару часов на стрельбище в хорошей компании, да, ещё и с супер-точной винтовкой!
Я тоже сделал несколько выстрелов. Конечно, мне не удалось повторить результат Смычковского (на то, конечно же, есть оправдание), но, своим результатом я был удовлетворён (он присутствует на мишени: две пары пробоин). Но меня больше интересовала функциональная надёжность винтовки. Стрелял я с полным магазином, резко, без всякого снисхождения передёргивал затвор, но, винтовка работала, как часы: гильзы выбрасывались, патроны подавались из магазина. Спуск, на мой взгляд, был идеально настроен, хотя, Владимир высказался за более лёгкий. Отдача, хоть и короткого, но «магнума», не беспокоила благодаря массивному затылку.
Учитывая тот факт, что нам удалось пропустить через ствол новой винтовки не более 2х коробок патронов, и, тем не менее, добиться весьма достойных результатов, можно признать это испытание успешным. А, как известно, новая винтовка начинает выдавать свой истинный потенциал после настрела около ста выстрелов. Неужели эта будет стрелять ещё лучше?
Для информации отмечу, что кроме .300WSM, «Зверобой» также получил карабины под патрон .325WSM. Это совсем новый патрон с пулей калибра 8 мм и гильзой короткого «магнума». По мнению Владимира, это очень перспективный патрон для охот на крупного зверя.
Дополнительную информацию о карабинах Nosler вы можете получить в оружейном салоне «Зверобой». т.(495)336-30-68 www.zveroboy.ru

Оружейные мастера и фирмы России XVII – начала XX вв.

(словарь-справочник мастеров огнестрельного оружия, мастерских, фабрик, заводов, конструкторов, владельцев оружейных заведений, мануфактур, фирм и магазинов)

ВИНЦЕНЦ ХРИСТИАН (VINCENTZ CHRISTIAN), оружейный мастер (упомянут в 1769 г.), Ревель (ныне Таллин).
ВИСТЕР КАРЛ (WISTER KARL), оружейный мастер (ок. 1840 г.), г. Варшава. Работал для фирмы «Беккер энд Раушен» (см).
ВИТТ БАЛЬТАСАР (WITT BALTHASAR), оружейный мастер (р. 1728, уп. в 1755 г.), г. Стокгольм, г. Ревель (ныне г. Таллин), Тула. В 1747 г. – член ремесленного цеха в Стокгольме. Был в 1753 г. подмастерьем у стокгольмского оружейника Майдингера Йохана Франца, который сделал ему паспорт для проезда в Ревель. Работал ок. 1755 г. в Туле.
ВИШНЕВСКИЙ ФЛОРИАН ФЛОРИАНОВИЧ, купец второй гильдии, придворный поставщик (с 1881 г.), Екатерининский канал, д.38 (1837 г.); Б.Мещанская ул., д.6 (1849-61 гг.); Невский проспект, д.42 (1867 г.); Казанская ул., д.6 (с 1870 г.), С.-Петербург. С 1828 г. владелец мастерской по изготовлению охотничьего огнестрельного магазина, а в 1868-74 гг. и патронной мастерской. Изготовлял охотничьи дробовые ружья, штуцеры, револьверы, зарядные гильзы. Магазин его, по воспоминаниям современников, считался в 1850-х гг. одним из лучших в Петербурге, и дешёвым оружием не торговал. В 1836 г. делал мушкетоны и пистолеты с пистонными замками для Черноморского флота (были сняты с вооружения в 1853 г.). В 1861 г. сконструировал 5-зарядный револьвер и шпилечный патрон. В 1865 г. – 25 рабочих (из них 10 на стороне), годовой оборот 30-40 тыс. руб. В 1870-74 гг. – годовой оборот 50 тыс. руб. В 1881 г. получил право именоваться поставщиком Его Императорского Величества с правом ставить государственный герб на вывеске своей мастерской.
На выставке 1861 г. в Петербурге награждён малой золотой медалью, на выставке 1865 г. в Москве – большой золотой медалью. Экспонировал на выставках: 1835 г. в Москве – ружья; 1865 г. в Москве – штуцеры ценой 250-300 руб., охотничьи ружья по 150-200 руб. (стволы ружей иностранной работы, кроме штуцера, на котором стволы обуховской стали), револьверы по 30-100 руб.; 1861 г. в Петербурге – револьвер «о пяти выстрелах», штуцер двуствольный, ружья двуствольные, одно из которых заряжаемое с казённой части; на всемирной выставке 1862 г. – револьвер своей конструкции за 135 руб; на Всемирной 1867 г. – два револьвера в ящиках с прибором за 100 и 110 руб; на петербургской 1870 г. – двуствольные капсюльные штуцера за 200, 250 и 300 руб., казнозарядные ружья за 150, 200, 250 руб, ружьё скорострельное военное конструкции Вишневского, револьвер его же конструкции, гильзы и металлические патроны. После 1894-95 гг. остался только торговый дом «Вишневский Ф.Ф.», принадлежавший Вишневской-Комаровой Вильгельмине, а позднее – Беженцову В.М. (см).
В ГИМе хранится охотничье капсюльное ружьё с дамасским стволом и капсюльный штуцер, оба с подписью мастера на замке на французском языке; в Удмуртском музее в Ижевске – ствол и барабан от охотничьего револьверного ружья.
ВЛАДИМИРОВ, ствольный мастер, г. Тула. В 1914 г. приносил на ТОЗ для испытания стволы своей работы.
ВОЗДВИЖЕНСКИЙ А., кустарь-оружейник, г. Тула. В 1903 г. покупал на Тульском оружейном заводе стволы и коробки от винтовок «Бердан-2» для сборки охотничьих ружей.
ВОЙТЕХ ВАСИЛИЙ ЛЕОНТЬЕВ, мастер Московской Оружейной палаты 1660-х гг. польского происхождения. За приезд в Москву получил награду сукном и тафтой. Делал пистолеты и карабины. В 1661 г. имел оклад в 12 руб. (см. Ларченко, 1984).
ВОЛЬФЕРЦАБРАХЕЙМ (WOLFERZABRACHEIM), Сибирь, (г. Златоуст?). В ГИМе имеется охотничье промысловое капсюльное ружьё с надписью на замке A.Wolferz. Капсюльный переделочный пистолет гражданского образца (частная коллекция).
ВОРОБЬЁВ ОСИП ПРОКОФЬЕВИЧ, оружейный мастер, Алексеевская ул., собств. дом, Кишинёв. Поставщик Бессарабского отделения Императорского общества правильной охоты. Стволы для своих ружей выписывал из-за границы, колодки и курки ковал сам, что удорожало его изделия. Экспонировал на Первой охотничьей выставке Харьковского отдела императорского общества правильной охоты в апреле 1911 г. охотничьи ружья центрального боя 12-го калибра за 200 и 250 руб., охотничье ружьё центрального боя 20-го калибра за 700 руб.
ВОРОБЬЁВ СЕНЬКА, станочный мастер (упомянут в 1666 г.), г. Москва. Помещён в указателе Железнова.
ВОРОБЬЁВ ТИМОФЕЙ КАРПОВИЧ, мастер ствольного цеха Тульского оружейного завода. В 1826 г. имел оружейную мастерскую по изготовлению охотничьих ружей и сабель.
ВОРОНЦОВСКАЯ СЛОБОДА (НОВОВОРОНЦОВКА), слобода Павловского уезда, Воронежской губернии. Была известна своим кустарным ружейным производством, по-видимому занесённым первыми поселенцами с Украины. К 1900-ым гг. производство пришло в упадок и в этот период им занималось только несколько родственных между собой дворов. Изготовляли кремневые, позднее капсюльные винтовки для охоты на сурков.
ВОРОТНИКОВ М., мастер Тульского оружейного завода. В 1798 г. помогал А.М.Сурнину (см.) в разработке образцового пехотного ружья.
ВЯТКИН, капитан. Предложил в 1837 г. свою конструкцию 4-линейной капсюльной казнозарядной винтовки под бумажный патрон Поте с пироксилиновым порохом.



Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-includes/post-template.php:169) in /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-content/themes/Master/includes/includes/contactform.gif on line 2136