Kreidel – цена не имеет значения

Когда речь заходит о коллекционном, эксклюзивном оружии, чаще всего вспоминают такие ружейные бренды как: Purdey, Holland & Holland, C. Lancaster, Lebeau-Courally, Boss & Co и т.д.

Безусловно, ружья, носящие имена великих оружейников, не только украшением любой коллекции, но и подтверждают уникальные возможности, заложенные руками умелых мастеров.
Но существуют по-настоящему уникальные в своём роде изделия, «тираж» которых измеряется штуками, и часто такое оружие существует в единственном экземпляре.
Стоит лишь вспомнить некоторые имена знаменитых мастеров, за изделиями которых «охотится» не одно поколение коллекционеров охотничьего оружия:
Fracis Innes – сохранилось единственное ружьё этого мастера, с замками Форсайта, в коллекции сэра Вальтера Скотта в Аботсфорде;
William Laing – известно только одно ружьё у Джефри Бутройда – обладателя самой большой коллекции изделий шотландских оружейников;
Josehp Lang – ружья Лангов на родине мастеров считаются коллекционными и ценятся выше изделий других английских оружейников того периода;
Richard Burnand – основоположник технологии изготовления высококачественных английских ружей. У него обучался В.Гринер. Остались, по непроверенной информации, лишь единичные экземпляра оружия этого великолепного мастера в частных коллекциях;
Thomas Horsley – йоркский оружейник. Иметь ружьё «Томас Хорсли» считалось признаком патриотизма и гордостью аристократии. В настоящее время эти ружья высоко ценятся коллекционерами.
Можно было бы продолжать этот впечатляющий список, но отдавая дань патриотизму, закончу перечисление существующим в единственном экземпляре, хранящимся в Удмуртском республиканском краеведческом музее, «парадоксом» А.С. Бутурлина, доказывающий когда-то существовавший приоритет России в изготовлении пульно-дробового охотничьего оружия.
Вот такие имена знаменитых оружейников возникли в памяти, когда в оружейном салоне «Зверобой» на глаза попался, без преувеличения сказать, редчайший экземпляр – карабин работы F. Kreidel по весьма «гуманной» цене для оружия такого уровня.
Само имя F. Kreidel, малоизвестное среди любителей оружия высокого разбора, в оружейном мире пользуется высочайшей репутацией. Это мастер, из рук которого выходили ружья великолепные во всех отношениях (к сожалению или к счастью, в очень ограниченном количестве). В отличие от большинства современных оружейников и мастеров прошлых лет, стоимость и ценность его изделий складывается в первую очередь из чистоты выделки и оригинальных технических решений. Без лишнего украшательства его ружья выделяются из «пестроты» прочего штучного оружия элегантностью форм, строгостью выделки и подкупающей простотой истинной дороговизны.
Патрон для этого карабина – 7 mm Rem. Mag. по мощности и настильности выстрела можно признать универсальным для любых российских, европейских и американских охот. Прекрасная оптика Zeiss 3-12х56 отлично подходит как для загонных охот, так и для стрельбы из засидки и по горной дичи. Ствол 66 см, при общей длине ружья 120 см, и штатные прицельные приспособления и без оптики позволят точно отправить пулю в цель. Затворная группа, магазин, предохранитель, спусковой крючок, шнеллер – всё выполнено безукоризненно. Механическая часть карабина не вызовет даже у сурового критика ничего, кроме слов восхищения и высшей похвалы. Отдельно хочется сказать о ложе. То, что орех превосходен, сомнений не вызывает, но что с таким умением «обрисованы» контуры коробки и при этом не нарушен традиционный «винтовочный» стиль Rigby, трудно представить. Форма ложи и её шейки – неведомое смешение стилей и форм, но тем не менее прикладистость выше всяких похвал. Понимаешь, что с деревом работал не только знающий ложевщик, но и отличный стрелок. О насечке на шейке и цевье ложи говорить не буду, надо смотреть. Кожаный затылок как бы завершает работу мастера и даёт понять, что после первого-второго выстрела карабин будет устойчив в плече, и его не потребуется поправлять его после каждого поворота затвора.
Хотя я не азартный человек, но готов биться об заклад, что в России и бывшем СССР такой карабин F. Kreidel, если не один, то не больше двух. И можно лишь позавидовать охотнику – любителю и знатоку эксклюзивного оружия, когда F. Kreidel украсит его оружейный шкаф.

Более подробную информацию о карабине и его наличии вы можете получить по телефону салона «Зверобой» – (495) 336-30-68 или, подъехав в магазин, по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 18, стр. 1.

Кинообзор

«ТУРНИР» (THE TOURNAMENT)

Год выпуска: 2009
Режиссёр: Скотт Манн
В ролях:
Роберт Карлайл (Джозеф МакЭвой)
Келли Ху (Лай Лай Жэн)
Винг Реймс (Джошуа Харлоу)
Йен Сомерхалдер (Майлс Слейд)
Скотт Эдкинс (Юрий Петров)
Лиам Каннингэм (Пауэрс)
Себастьян Фоукен (Антон Богарт)
Джон Линч (Джен Уолкер)
Крэйг Конуэй (Стив Томко)
Жанр: боевик
Продолжительность: 1 ч 35 м
Страна-производитель: Великобритания
Бюджет: ориентировочно $12 миллионов

30 участников, 24 часа, одно правило: выживет только один.

Всё новое – хорошо забытое старое. Эта замшелая сентенция применительно к фильму «Турнир» откровенно буксует, трансформируясь в утверждение: «ничто не забыто, никто не забыт». Тема «живой мишени», героя-одиночки, сражающегося в рамках фатального экстрим-шоу за свою жизнь и нередко крупное денежное вознаграждение, эксплуатируется давно и с размахом. Только мне вспомнились шесть картин с подобным сюжетом: «Бегущий человек» (1982 г.) с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, французская кинолента «Цена риска» (1983 г.), «Трудная мишень» (1993 г.) с Жан-Клодом Ван Даммом, «Игра на выживание» (1994 г.) с Рутгером Хауэром, мутный фильм «Ликвидатор» (2004 г.) и отечественный «Охота на пиранью» (2006 г.), снятый по мотивам романа А.Бушкова. И вот в Великобритании режиссёр Скотт Манн решил, что тема недостаточно раскрыта и снял фильм «Турнир».
Каждые семь лет в какой-либо стране собираются богатеи, чтобы сделать ставки на участников игры на выживание с единственным правилом – убей или умрёшь. Тридцать лучших наёмных убийц со всех концов света в течение суток истребляют друг друга. Остаться в живых должен только один, получить в итоге $10 млн и прижизненный титул лучшего убийцы в мире. Каждому участнику под кожу вшивают маячок (похожий на винтовочную крупнокалиберную пулю) и выдают навигатор, который показывает, где находятся оппоненты и где в данный момент пребывает сам «инфицированный». Чтобы участники прочувствовали всю значимость мероприятия и не отсиживались в стороне, в маячки добавили ещё и заряд взрывчатки.
Все перемещения игроков отслеживаются с помощью всевозможных телекамер, которых с каждым годом в городах становится всё больше, и транслируются на большой монитор на радость тех, кто делает ставки. При этом они видят всё действие в чёрно-белом исполнении, а мы, зрители, что, несомненно отрадно – в цвете.
Хорошо, что всех тридцать непосредственных участников не стали представлять поимённо, ограничившись только несколькими фаворитами.
Каждый киллер обладал своим своеобразным почерком: кто-то предпочитал душить жертв рояльной струной, другой бодро и неутомимо прыгал по крышам домов, демонстрируя технику паркура, ещё один отрезал убиенным пальцы сигарной гильотинкой, ну и были те, кто банально стрелял из снайперской винтовки или из пистолета с глушителем.
Один из главных героев – здоровенный негр Джошуа, победитель предыдущего турнира, был консервативен. Он пользовался проверенным временем шестизарядным револьвером S&W М29 с шестидюймовым стволом, судя по внушительным цилиндрикам гильз, под патрон .44 Mag. Создавался этот образец в том числе и для полиции, но наибольшую популярность приобрёл у гражданского населения и, в частности, у любителей стрельбы по металлическим падающим мишеням. Всё-таки мощный патрон с энергией пули свыше тысячи джоулей не располагает к быстрой и точной стрельбе.
Главная героиня Лай Лай Джей уподобилась Джеймсу Бонду последнего десятилетия и вооружилась двумя пистолетами «Вальтер» Р99. В своё время он позиционировался как один из основных конкурентов неизбывного «Глока», но такой же распространённостью похвастаться не может. А так у Р99 все признаки современного пистолета: оригинальный дизайн, пластиковая рамка, двухрядный вместительный магазин, многовариантность калибров, возможность установки дополнительного оборудования, продвинутая система предохранителей и даже сменные накладки на рукоятку для подгонки оружия под конкретную руку.
Также из оружия упомяну помповые ружья Mossberg 590 12-го калибра. Именно они присутствуют в фильме, в том числе в руках психического спецназовца Петрова и не менее эпатирующего Майлса Слейда. Конечно, было и другое стрелковое оружие, усиленное реактивным гранатомётом, однако оно продефилировало по экрану в темпе гопака, не оставив глубокого следа.
Фильм, несмотря на перестрелки, можно признать скучным, хотя любопытна коллизия со священнослужителем, который в результате ловкости одного из участников турнира и вследствие собственного глубокого похмелья сподобился проглотить маячок и де-факто стать участником «шоу».
Кинорежиссёры Итан и Джоэл Коэны высказались об этом фильме примерно так: «Никаких сверхидей и наворотов, но разве они требуются в боевике?» Тем не менее в картине убедительно показано, что богатые наёмные убийцы тоже плачут и что они ужасно болтливы. Большинство из них не может делать свою работу молча, обязательно надо сказать что-нибудь многозначительное или как минимум ругнуться матом.

«ШЕРЛОК ХОЛМС» (SHERLOCK HOLMES)

Год выпуска: 2009
Режиссёр: Гай Ричи
В ролях:
Роберт Дауни-младший (Шерлок Холмс)
Джуд Лоу (доктор Ватсон)
Рэйчел МакАдамс (профурсетка Ирен Адлер)
Марк Стронг (лорд Блэквуд)
Эдди Марсан (инспектор Лестрейд)
Келли Райли (Мэри Морстен)
Жанр: детектив, боевик
Продолжительность: 2 ч 08 м
Страна-производитель: Великобритания, Германия
Бюджет: ориентировочно $90 миллионов

От них не скроешься.

Таким Шерлок Холмс ещё не представал перед зрителями: этакий городской сумасшедший, вооружённый дедуктивным методом и владеющий приёмами бартитсу на хорошем практическом уровне. Конан Дойл был бы, наверное, удивлён, но, с другой стороны, он же и наделил своего героя многогранной неординарностью, зачастую лишь задрапированной книжной британской учтивостью и рассудительностью.
Жанр же нового фильма неоднозначен, во всяком случае, мнения кинокритиков разделились, и его обозначают как криминальный боевик, триллер, комедия, приключения, детектив и пр.
Оружие в произведениях о гениальном сыщике и деятельном докторе всегда присутствует, но эпизодически. В новой картине, несмотря на это обстоятельство, оно местами в фокусе и, в целом, вполне соответствует эпохе. Известно, что Холмс предпочитал короткоствольный «Веблей», а Ватсон револьвер армейского образца. В фильме они оба вооружились пятизарядными «веблеями» и, судя по деталям, это варианты револьвера Webley RIC (расшифровывается как Королевская Ирландская Полиция), а внушительного диаметра обрубок ствола свидетельствует о 455-ом калибре.
Спорадически мелькали и другие «веблеи», а также двуствольный деринжер на специальном держателе и короткоствольное магазинное ружьё 12-го калибра со скобой Генри. Но мелькают как часть реквизита, а не как предмет, заслуживающий особого внимания кинокамеры.
Откровенно поразил револьвер с устройством для вполне громкой, но беспламенной стрельбы, сконструированным вроде бы самим Холмсом. При внимательном рассмотрении оружие поразительно напоминает револьвер Нагана, причём советского образца, даже пятиконечная звезда на левой щёчке рамки проявилась. Однако, вполне возможно, что это очередные происки масонов, кои в картине натурализовались в виде общества «Храма четырёх орденов».
Министр внутренних дел лорд Ковард в одном из эпизодов недвусмысленно продемонстрировал и неожиданно применил оружие экзотическое и убойное. «Хауда» – двуствольный пистолет внушительного калибра (в районе 12,7 мм) и габаритов, спутник путешественников и колониальных офицеров 19-го века, каким-то образом оказался в рабочем кабинете негодяя, и тот последовательно разрядил оба ствола в юркого сыщика. Грубо говоря, «хауда» – это обрез двустволки со всеми вытекающими плюсами и минусами: компактность (сравнительно с ружьём), плохо контролируемая отдача, сногсшибательное действие крупнокалиберных пуль и низкая кучность стрельбы.
Холодное оружие в фильме представлено тростью-шпагой доктора Ватсона, дубинками, которые Холмс отобрал у бандитов и стилетом-дубинкой Ирен Адлер. И то, и другое, и третье главные герои привычно использовали в потасовках.
И, конечно, нельзя не упомянуть рукопашную подготовку частного детектива в стиле а`ля бартитсу (подробнее об этом виде борьбы читайте в №156 в статье «Стиль от Шерлока Холмса»). Можно предположить, что основой для техники рукоприкладства Холмса в фильме послужил французский «сават», вновь набирающий популярность, несмотря на глобальное засилье восточных школ.
В целом и общем, Холмс, как говорится, «нот дэд», полон энергии и дедуктивных умозаключений, на этот раз в стиле Гай Ричи. И ожидается продолжение, повествующее о том, как знаменитый сыщик в какой уже раз вступает в схватку с уголовным авторитетом профессором Джеймсом Мориарти.

«Глиняный голубь»

Когда приходится объяснять, что такое стендовая стрельба, мы стараемся говорить, как можно короче и понятнее. Например, что это стрельба мелкой дробью из гладкоствольных ружей по мишени-тарелочке, которая летит с большой скоростью и разбивается от попадания в неё двух-трёх дробин. Столь сухая формулировка позволяет лишь понять, что стендовая стрельба – это не стрельба пулей (или пулькой) по бумаге с нарисованной на ней мишенью.

Но вот человек какими-то судьбами оказался на стенде и тогда…Для всех, кто, впервые взяв ружьё, произнёс команду «дай», момент вылета мишени запоминается на всю жизнь. Это и ошеломление от неожиданного появления тарелочки и быстроты её полёта, и лёгкий шок от выстрела и толчка отдачи, и волнующий запах порохового дымка, и целый букет других ощущений. Ну а первую разбитую мишень уж точно не забудешь никогда.
Что же это за тарелка такая, с полётом которой связана буря эмоций, привязывающая людей к стрельбе по ней на годы, а часто и на всю жизнь? На первый взгляд ничего особенного, что-то похожее на маленькое блюдце. Сколько раз мне приходилось отдавать тарелочки тем, кто далёк от стрельбы, и их всегда использовали (если не выбрасывали сразу) либо как пепельницу, либо как подставку под небольшой цветочный горшок.
Вполне естественно, мало кто задумывается, что же на самом деле представляет собой этот невзрачный круглый предмет, который символически называют «глиняный голубь»?
Однако вещь эта далеко непростая, и кому-то, возможно, будет интересно узнать о ней подробнее.
Заглянув в правила соревнований по стендовой стрельбе, читаем: «По форме мишень представляет собой тарелочку, внешняя поверхность которой имеет ступенчатую конфигурацию, а внутренняя – вогнута. Размеры мишени: Ш 110±1 мм; высота 25-26 мм; вес 105±5 г. Мишень должна быть окрашена в цвет, контрастный по отношению к фону в зоне стрельбы…». И ещё примечательная фраза: «Мишень должна быть достаточно хрупкой…» Пусть читатель вспомнит хотя бы один предмет, встречающийся в быту, к которому бы предъявлялось требование «быть достаточно хрупким».
Требования, которым должна отвечать мишень-тарелочка, очень специфичны. Стендовая стрельба – дорогой вид спорта. И если тарелочка не летит как должно, её плохо видно, и она постоянно «рвётся» при запуске или не бьётся дробью при попадании, то это может в одночасье свести насмарку и денежные средства, и многолетние усилия по подготовке стрелков.
В 1976 году на Олимпийских играх в Монреале (Канада) мне пришлось быть свидетелем (а точнее, участником, так как я был тренером олимпийской команды СССР на траншейном стенде) драматичной ситуации, в которой оказались стрелки из-за плохого качества мишеней. Причиной тому были мишени фирмы Leport (Франция), сделавшей их более прочными, чтобы они благополучно перебрались за океан.
Большинство команд-участниц для акклиматизации приехали в Канаду заблаговременно. Во время тренировок сразу стало ясно, что самые высококлассные стрелки не могут сделать хорошую серию. Мишень билась в основном при попадании центром осыпи, редко вторым выстрелом. Результаты 22-23 из 25 – это показатели перворазрядников, максимум КМС, больше же не получалось. Чем ближе к соревнованиям, тем становилось хуже.
Стояла жаркая солнечная погода, и бруствер траншеи пожелтел, так как был уложен свежим дёрном. Фирма Leport и в окраске мишени допустила в полном смысле брак – цвет мишени был близок к песочному, даже с коричневым оттенком. Вылет мишени стал едва различим. В России наверняка покрасили бы дёрн в зелёный цвет (как в анекдотах про ретивых армейских командиров) или добыли бы другие мишени. Но в Канаде стрелкам пришлось иметь дело с тем, что было. Эта олимпиада вспоминается мне как кошмарный сон.
Она стала единственным соревнованием высочайшего ранга, когда можно было сказать, что боролись за то, чтобы сделает больше промахов. Победитель, американец Дональд Хальдэмен, смог разбить 190 мишеней из 200, что ниже олимпийского уровня на 8-9 мишеней. Помню, как, сжав виски ладонями, шёл, закончив олимпиаду серией 19 из 25, поляк Адам Смельчинский. Он был ветеран, больше в спорте ему ничего не светило. Увидел меня и говорит: «Пойду застрелюсь». И вот один за другим завершают стрельбу остальные, а когда всё подсчитали, Адам оказался шестым. Невероятно! Это был предел его мечтаний – войти в шестёрку под занавес карьеры. За 8 лет до этого А.Смельчинский занял шестое место на Олимпиаде в Мюнхене с результатом 195 из 200, а здесь 183 из 200, и он опять шестой. Чтобы понять насколько снизился результат на монреальской олимпиаде из-за плохих мишеней, приведу результаты олимпийских чемпионов на траншейном стенде на пяти олимпийских играх:
1964 г. Токио – Э.Маттарелли, Италия, 198/200;
1968 г. Мехико – Д.Брэйтуэйт, Великобритания, 198/200;
1972 г. Мюнхен – А.Скальцоне, Италия, 199/200;
1976 г. Монреаль – Д.Хэлдмен, США, 190/200;
1980 г. Москва – Л.Джаванетти, Италия, 198/200.
В нашей стране в 70-90 годы не признавалось наличие профессионального спорта. Например, зачисление спортсменов на ставки для начисления заработной платы проводилось секретными документами, и должности назывались «инструктор по спорту». Это сейчас излюбленной темой СМИ стало обсуждение доходов спортсменов. Чтобы подготовить себя к результату 198-199 из двухсот на главных соревнованиях, надо было всего себя полностью посвятить этой работе как минимум в течение четырёхлетнего олимпийского цикла. И вот стрелок в состоянии наивысшей готовности натыкается на непреодолимую преграду – мишень не бьётся, как должно, и всё тут. Именно так случилось в Монреале в 1976 году.
Несколько слов об основных требованиях к мишеням-тарелочкам. Мишень должна быть достаточно хорошо видна, особенно в начальной стадии траектории (так называемый «вылет» мишени). Она должна надёжно разбиваться мелкой дробью (Ш 2-2,5 мм) на разных дистанциях стендовой стрельбы и при этом выдерживать нагрузку при её запуске. Во время запуска мишень должна быть сильно раскручена пущенной клюшкой по типу хоккейной шайбы – только вращающаяся тарелочка может планировать и пролетать по заданной траектории на расстояние до 80-100 метров, преодолевая даже порывы ветра.
Итак, цвет тарелочки имеет важное значение. До московской Олимпиады-80 у нас в порядке вещей допускалось использование тарелочек с белым куполом (крашеных извёсткой). Для Олимпиады-80 были закуплены мишени фирмы Sivia оранжевого цвета, и позже стало уже неприличным проводить чемпионат СССР в прежней манере чёрно-белыми тарелочками. Первый шаг для производства современных мишеней в СССР был сделан путём закупки финского оборудования, позволявшего сделать мишени из отечественных компонентов: расплавленного каменноугольного песка, в который замешивался порошковый наполнитель – зола от сжигаемого в форсунках размолотого в пыль каменного угля. Оборудование установили на подмосковном стенде «Локомотив». Смотреть на монтаж и производственный процесс ходили как на экскурсию – полный цикл автоматики. Тарелочка была калибрована по всем параметрам, летела без виражей, билась хорошо, но…в полёте финскую мишень плоховато было видно. Позже, когда пришлось заниматься нашей технологической линией для производства тарелочек, я выяснил следующее. Мне посчастливилось повстречаться со старыми специалистами комбината «Краситель» в
г. Рубежном Донецкой области. Они объяснили, что вращающаяся тарелочка в полёте может быть хорошо видна только в том случае, если кристаллы красителя на ней величиной не менее 140 микрон. Наноситься краска должна пульверизатором, который пропускает большие кристаллы, она должна лечь на горячую тарелочку и при этом не сильно её охладить – тогда будет держаться. Финны же в то время применили способ покраски путём прижимания тарелочки к пропитанному краской поролону, который отфильтровывал самые ценные кристаллы красителя. В результате тарелочка в руках была загляденье, а в полёте теряла свою яркость. Для себя нашёл такой способ проверки: выкладывал на письменный стол разные мишени и просматривал их при различной освещённости, если мишень яркая не только на столе, но и под столешницей (там, где колени сидящего), значит в полёте будет видна хорошо.
Однако к яркой мишени тоже нужно привыкнуть. Был такой случай. В 1976 году мы приехали на Кубок Европы на север Великобритании в г.Дорчестер и попали на мишень очень яркого, красно-оранжевого цвета. Наши стрелки траншейного стенда буквально растерялись. Не идёт стрельба, да и только. Возникла опасность стрельбы глазами, когда цель видно прекрасно, а ружьё теряется. Как в стендовой стрельбе, так и на охоте, это явление очень коварное, часто для стрелка непонятное, может привести к необъяснимым промахам, да ещё подряд. Двух тренировок не хватило, выступили слабо. Выиграл испанец Э.Вальдуви – 196/200, лучший из наших Александр Алипов – 12 место, 191/200.
И ещё о цвете мишеней. Если стрельба проводится на временной площадке, к примеру, охотничий коллектив выехал на природу пострелять перед охотой, лучше окрашенные тарелочки не использовать. Яркие осколки моментально замусорят зелёную лужайку или опушку леса, осколки чёрных, некрашеных тарелочек на местности не выделяются. В спортинге многие траектории мишеней бывают на фоне неба. В таких случаях также предпочтительнее чёрные мишени, они почти в два раза дешевле, а видно иногда их даже лучше.
Важнейшая составляющая качества мишени-тарелочки её оптимальная хрупкость. Нет более неприятной ситуации, когда на поле находят целые мишени с пробоинами от дроби. Оптимальная хрупкость – это когда при запуске тарелочки вылетают целыми (около 97%), но при попадании дроби хорошо бьются. Изготовить тарелочки высокого качества – дело достаточно хитрое, сродни тому, чтобы, скажем, испечь хорошие булочки.
Когда тарелочки делали на примитивном оборудовании, на стенде ВОО в Москве (Северянин), то самые лучшие получались в понедельник. За время выходных расплавленная в котле масса успевала выстояться, из неё испарялись лишние лёгкие фракции, и это давало хороший эффект. Хрупкость тарелочки регулировали путём добавления в расплавленную массу сухого портландцемента, иногда добавляли мелкие опилки особо твёрдых пород дерева, которые брали с соседней фабрики музыкальных инструментов. Чтобы проверить хрупкость мишени, изобретались разные способы: разбивание металлическим шариком, раздавливание и пр. Но самым простым и надёжным является такой метод. Одна тарелочка ставится на ребро, вторая параллельно земле удерживается рукой за купол. С высоты, отмеренной тарелочкой, постановленной на ребро (110 мм), другая тарелочка опускается в свободное падение на бетонный пол или плиту. При оптимальной хрупкости 6-7 тарелочек из 10, ударившись об пол, должны треснуть или разбиться на крупные части (2-4). «Слабая» тарелочка отличается тем, что разобьётся на мелкие части, у особо «слабой» при этом провалится купол. Оптимальная хрупкость зависит ещё от формы тарелочки. Правилами соревнований определены только диаметр, высота и вес. Поэтому тарелочки разных производителей по форме могут отличаться, особенно это было характерно до 90-х годов прошлого века. На способность тарелочки разбиваться дробью сильно влияет прочность её верхней части (купола). Особенно укрепляет её к разбою дробью толщина макушки, имеющей форму диска. Если эта часть толще 1,2-1,5 мм, то тарелочка становится более прочной. У большинства современных тарелочек ведущий поясок, который при запуске взаимодействует с направляющей дорожкой, бросающей лопасти (резиновой или полиуретановой), имеет мелкие зубья типа шестерёнки. Это обеспечивает её необходимое раскручивание при запуске. До введения зубчатки запустить мишень по устойчивой траектории, особенно в дождливую погоду, было весьма проблематично.
Есть ещё один фактор, который может существенно повлиять на качество тарелочек. Во всём мире тарелочки производят из расплавленной массы, имеющей определённую температуру плавления. До середины 90-х годов технология приготовления массы позволяла использовать сырьё только с низкой температурой плавления порядка 57-67° С. Это сырьё (каменноугольный песок) доставлялось только в холодное время года, а тарелочки из него уже при температуре +25° С деформировались под собственным весом. Поэтому почти на каждом стенде была своя мастерская по изготовлению мишеней. В большинстве случаев оборудование было крайне примитивным. Однажды я был просто поражён. Во Львове, на стенде, процесс производства выглядел так. Рабочий окунал руку в холодную воду, затем мокрой рукой зачерпывал горячую массу (больше +70°), быстро шлёпал её в матрицу, которую затем подвигал под ручной винтовой пресс, два-три вращения маховика – и мишень готова (излишки массы выдавлены через специальные прорези).
С легкоплавкими мишенями был курьёзный случай. В 1991 году к нам обратились бизнесмены из Болгарии с просьбой продать им 220 тысяч штук мишеней-тарелочек. К тому времени на стенде ВОО в Москве (Кузьминки) уже 5 лет работала полуавтоматическая мишенная технологическая линия. В контракте по нашему настоянию было указано, что транспортировка должна производиться рефрижератором при температуре не выше +10°. Загрузили тарелочки, включили самописец для регистрации температуры – и 11-метровая фура уехала. А через полгода я узнал, что наши тарелочки были перепроданы в Израиль и там поплавились.
Современная технология производства позволяет использовать сырьё с температурой плавления более 110°, поэтому казусов с деформацией мишеней не было давно, но всё же держать их на солнце в металлических контейнерах не следует.
С 1996 года в России появился спортинг – стрельба по тарелочкам в условиях, максимально приближённых к охоте. В спортинге описанная выше мишень называется стандартной, а применяется ещё 5 видов тарелочек. Из них два вида по форме и траекториям полёта копируют стандартную, но меньшего диаметра. Мишень «миди» – Ш
90 мм и мишень «мини» – Ш 60 мм (стандартная имеет диаметр 110 мм). Третий вид – мишень «бегущий заяц», похожая на хоккейную шайбу диаметром 97-110 мм, толщиной 10-15 мм. Эта мишень катится по земле, подпрыгивает на неровностях, копирует бег зайца. Четвёртый вид – мишень «бату». Это плоский диск диаметром 107 мм, толщиной 6,5 мм, которая в полёте виражит, поворачиваясь то ребром, то в полный профиль к стрелку. И пятый вид – «флешь». Это стандартная мишень, наполненная порошком, который должен дать эффект цветного облака, когда мишень разбита.
Мишень «флешь», к сожалению, пришла из спортинга в классический олимпийский вид – стендовую стрельбу. Впервые это случилось в 1980 году на Олимпиаде-80 в Москве. Именно после этих соревнований Международный стрелковый союз начал проводить финальные стрельбы по мишени «флешь». На Олимпиаде-80 эта мишень явно смазала впечатление от соревнований. Несмотря на то, что при попадании центром снаряда она давала большое красное облако, и непосвящённые зрители одобрительно гудели, её применение дало в целом отрицательный эффект. Я её взвесил тогда, оказалось около 135 граммов (при весе 105,±5 г стандартной мишени). Полёт этой мишени явно отличался от стандартного. Насыпанный порошок в сочетании с пластиной, которая накрывала этот порошок, явно укрепили купол мишени, и мишень стала биться хуже. В результате в финальной серии результат стрелков с 24-25 скатился до 22 и ниже. Появились сомнительные варианты в оценке бита-промах. Всё это произвело неприятное впечатление. С тех пор прошло 29 лет, но мишень «флешь» упорно применяется в финальных сериях соревнований самого высокого ранга. Более того, ходят слухи, что вся программа соревнований может состоять из мишеней «флешь».
Должен выразить категорический протест. Даже за три десятка лет не удалось создать хорошую мишень «флешь». В результате додумались до того, что стали считать мишень битой, если она только пылила, но осколка нет. Это нарушает правила соревнований, ведёт к нечёткости оценки результата.
Во всех видах спорта финал соревнований – это демонстрация высшего спортивного мастерства спортсменов, чёткости судейства, безупречности технического обеспечения. Почему-то в стендовой стрельбе финал – это запрограммированные низкий результат и невнятное судейство.
Вот такие они непростые эти «глиняные голуби».

«Ограбление по-… бельгийски»

Подходил к концу мой очередной визит в Королевский Музей Армии и Военной Истории в Брюсселе (Musée Royal de l’Armée et d’Histoire Militaire). Я уже собирался прощаться, как Поль Дюбранфо (Paul Dubrunfaut) – главный хранитель огнестрельной коллекции музея, спросил: «Не хочешь посмотреть наполеоновские пистолеты?» Вскоре я держал в руках роскошно отделанную кремнёвую пару. Отдельно от них на стол положили серебряную табличку с дарственной надписью. Она была выдрана из рукояти одного из пистолетов – это было свидетельство удивительных событий, произошедших с пистолетами пару десятилетий назад. История была столь увлекательной, что я решил пересказать её вам.

В середине восьмидесятых Бельгия была взбудоражена громким преступлением. Прямо из Королевского Музея Армии среди бела дня с витрины были похищены несколько экспонатов, наиболее ценными из которых считалась эта кремнёвая пара. Чтобы вы, уважаемые читатели, могли лучше понять масштаб кражи, надо подробно рассказать об этих пистолетах. Изготовлены они, как следует из надписи на замочной доске, мастером Бутэ (Nicolas-Noël Boutet) в Версале. Бутэ родился в 1761 году в семье оружейника и, что вполне естественно, продолжил дело отца. Бог наградил паренька не только трудолюбием и технической смекалкой, но и чувством прекрасного. И уже в молодые годы работы Бутэ принесли ему заслуженную славу. Женитьба на дочери известного парижского оружейника только добавила ему солидности. Поэтому нет ничего удивительного, что именно к Бутэ обратилось французское правительство за помощью. В 1792 году в Версале была открыта оружейная мануфактура, и Бутэ попросили набрать для неё мастеров. А в 1799 году мастер окончательно связал свою судьбу с Версалем: он возглавил отдел высокохудожественного оружия (парадное и наградное) и проработал там почти 20 лет. На эти годы приходится расцвет деятельности Бутэ. Он всегда любил и умел украшать. Временами даже чересчур помпезно. Но для официального, статусного оружия это, пожалуй, то, что надо. Его оружие считается украшением любой коллекции. И лучшие музеи гордятся его предметами. Например, пистолеты Бутэ есть в фондах Государственного Исторического Музея, Оружейной палаты Кремля и знаменитого Эрмитажа. Но вернёмся к истории.
Год 1799 был знаменателен не только для карьеры Бутэ, но и для всей Франции. Генерал Наполеон Бонапарт, вернувшись из действующей армии, свергает правительство либеральных болтунов и узурпирует власть. Себе он присваивает титул Первого Консула. Через пару лет он делает свои полномочия пожизненными, а вскоре завершает начатое – провозглашает себя императором. Путь от «гражданина» до «его императорского величества» маленький корсиканец проделал за каких-то пять лет!
Именно к этому короткому историческому периоду Консульства (1799-1804) относится кремневая пара Бутэ. Когда Бонапарту потребовалось наградить своего отличившегося генерала, он обратился к Бутэ. Мастер изготовил пару кремнёвых пистолетов, богато украсил её гравировкой и позолотой. А в рукоять каждого пистолета была врезана серебряная табличка с указанием, кто и кому дарит сей предмет: «Первый Консул Бонапарт генералу Вандаму…» и т.д. Личность генерала также стоит внимательно рассмотреть. Молодой Доминик Жозе Рене Вандам (Dominique-Joseph René Vandamme) сделал блестящую и стремительную карьеру во французской армии, тогда ещё революционной. Безоговорочно поддержал пришедшего к власти Наполеона. Был умелым и удачливым командующим. Кроме выигранных сражений, он получил известность благодаря личной храбрости и жестокости, даже по отношению к собственным солдатам. Было ещё одно качество, «прославившее» Вандама. Он был отменным мародёром. Это даже довело его до суда. Генерал запустил руки в казённые средства – присвоил часть контрибуции, которую выплатил Вюртенберг. Но, как известно, победителей не судят. И суд не имел для него никаких последствий. Воевал-то он грамотно. Поучаствовал Вандам и в русской компании Наполеона.
Подведём итог. Что мы имеем? Роскошную пару пистолетов. Сделана она известнейшим французским мастером, а главное, по заказу одного из самых известных императоров в истории человечества – Наполеона. Даже далёкие от мира антиквариата люди понимают, как ценятся предметы, на которые хотя бы упала тень Наполеона.
Для нашей же истории с кражей существенной деталью биографии генерала было то, что он бельгиец. Украли не просто дорогие предметы. Это была кража исторического достояния Бельгии! Можете себе представить, что началось в прессе…Сотрудники Музея нашли мне ксерокопии газетных статей того времени. Каких только проклятий не сыпали на голову злоумышленника. Но больше всего доставалось коллекционерам. Да, это были всего лишь версии, но никто не сомневался, что кража была заказной. Ведь очевидно, что продать такие предметы, выставив на публичные торги, крайне сложно, да просто невозможно! Значит, потенциальный покупатель был уже ДО кражи, либо он является её изначальным заказчиком или организатором. После поимки преступника стали известны детали преступления. И вот они-то меня просто потрясли. В одну минуту драма с кражей раритетов превратилась в фарс, в комедию положений.
В это трудно поверить, но целью вора являлся карманный пистолет под патрон то ли 6,35 мм, то ли 7,65 Browning. Эти патроны до сих пор выпускаются, их можно купить в оружейных магазинах Бельгии. Преступник планировал новые «подвиги» и решил получше к ним подготовиться. Музей Армии показался ему вполне подходящим местом, чтобы разжиться оружием. Как с горечью заметили бельгийские музейщики, должность музейного смотрителя никогда не была высокооплачиваемой. Нехватка смотрителей просто хроническая. Вору было нетрудно выбрать момент, когда в зале никого не осталось.
Разбив витрину, преступник, кроме заветного карманного пистолета современной системы, прихватил предметы, которые показались ему ценными и до которых мог дотянуться внутри витрины – чего добру зря пропадать? К слову, даже по осторожной оценке сотрудников музея, от продажи наполеоновских пистолетов можно было выручить верных два миллиона франков! Как же вор распорядился неожиданной добычей? Естественно, настал момент, когда он решил продать краденное. Для начала он грубо выдрал серебряную дарственную пластинку из рукояти одного пистолета. Ему казалось, что так пистолеты никто не узнает. И с ним, как образцом, пошёл по антикварам…Надо ли говорить, что на этом его похождения закончились. Любой антиквар, видя имя Бутэ, понимает, что перед ним ВЕЩЬ. Здесь же была вещь, фотографию которой публиковали в газетах. Пустующая вырезка в рукояти просто кричала о тёмном происхождении предмета. В общем, задержание злоумышленника было делом техники.
К счастью, за исключением грубо выдранной пластинки, пистолеты практически не пострадали и вернулись в музей. Однако они до сих пор находятся в запасниках и не выставлены в основной экспозиции. На мой вопрос о планах, касающихся этих пистолетов, Поль Дюбранфо ответил, что, безусловно, после реставрации их будут демонстрировать. Более того, предполагают разместить в отдельной витрине. Но это дело отдалённого будущего. А пока уважаемые читатели могут посмотреть на наполеоновские пистолеты с удивительной историей на страницах журнала «МастерРужьё».

20-21 февраля 2010 в Спортинг Клуб Москва

20- 21 февраля 2010 года в Спортинг Клуб Москва (СКМ) прошли соревнования, приуроченные к 23 февраля – Дню Защитника Отечества. Холодная погода не помешала участникам с достоинством выступить на этих состязаниях. И, несмотря на мужской праздник, в состязаниях участвовали не только мужчины, но и представительницы слабого пола, доказавшие своими результатами, что не только мужчины умеют стрелять.

Результаты 20 февраля 2010 г.
Мужчины. Группа А
1. Николаев Виктор
2.Чистяков Павел
3. Корпусов Анатолий
Группа В
1. Беспалов Александр
Команды.
1. СКМ индустрия
2. Калининград
Подольск
Женщины:
1. Букина Оксана
2. Баскакова Юлия
3. Данилова Надежда
Ветераны:
Кулаков Олег

Результаты 21 февраля 2010 г.
Команды.
1. Калининград
2. СКМ Индустрия
3. Подольск
Женщины.
1. Букина Оксана
2. Баскакова Юлия
Данилова Надежда
Мужчины. Группа А
1. Николаев Виктор
2. Шорников Сергей
3. Калиничев Максим
Группа В
1. Горюнов Виталий
2. Беспалов Александр
Клюбин Александр
Ветераны.
1. Кулаков Олег
Юниоры:
1. Калюта Екатерина
2. Лямин Александр
3. Семенов Валерий



Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-includes/post-template.php:169) in /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-content/themes/Master/includes/includes/contactform.gif on line 2136