Ижевский Купидон
С появлением колесцового замка и повышением при этом точности стрельбы огнестрельное оружие начинает всё шире использоваться для охоты. Сложность конструкции и высокая трудоёмкость изготовления предопределяли, что огнестрельным оружием для охоты пользовалась исключительно феодальная знать. К тому же охота на крупного зверя (оленя, кабана) была привилегией высших слоёв общества. Отголоски этого сохранились до сих пор в немецком языке, где крупную дичь называют Hochwild (высокая дичь), а мелкую дичь – зайца, лису – Niederwild (низкая дичь). Естественно, сановные владельцы оружия стремились подчеркнуть свой статус и за счёт художественной уникальности оружия.
В эпоху Возрождения искусство художественного оформления оружия особенно интенсивно развивается в Центральной Европе. В те времена ещё не выделилось в отдельную сферу искусство декора огнестрельного оружия. Оружейники стали пользоваться наработками выдающихся художников того времени – Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрера и других, которые вдобавок к своим всемирно известным шедеврам занимались разработкой эскизов оформления мебели и других элементов интерьера. На оружие «хлынули» сюжеты античной и христианской мифологии из живописных произведений этих мастеров, приёмы резьбы и инкрустации, так как поверхности огнестрельного оружия предоставляли заманчивое поле деятельности для разработки самых сложных сюжетов.
Гравёры смело брали разработанные композиции. Этим и объясняется высочайший художественный уровень старинного оружия в смысле сюжетных и орнаментальных решений.
Со временем данная традиция была утрачена. Сегодня, в ситуации повсеместного распространения цифровой фото- и видеосъёмки, многие гравёры не утруждают себя поиском пластики в композиции сюжета, а просто используют стоп-кадры видеосъёмки с доработкой их в Photoshop. Разумеется, можно говорить о неотвратимости технического прогресса, но, с точки зрения художника, истинные шедевры появляются только, когда сюжетное и композиционное решение возникает не как результат простого копирования, а творческого переосмысления окружающего мира.
Уровень художественного мышления – это необходимое, но ещё не достаточное условие появления оригинальной и высокохудожественной гравёрной композиции. Требуются также доскональное знание гравёрных техник, их изобразительных возможностей; чувство металла, то есть понимание, как будет выглядеть сюжет на поверхности размером со спичечный коробок. Не всегда то, что производит впечатление на большом живописном полотне, хорошо смотрится в миниатюре.
Именно поэтому решили объединить свои творческие потенциалы Никонов Денис, получивший основательную живописную подготовку в Российской академии живописи ваяния и зодчества, и гравёр Центра высокохудожественного оружия (ЦВО-90) Ижевского механического завода Александр Коробейников.
Первой ласточкой этого сотрудничества стало охотничье ружьё, которому авторы дали название «Трофеи Купидона». Источником вдохновения явилось творчество французского живописца XVIII века Франсуа Буше. Тема любви актуальна во все времена, а античная мифология – это возможность выразить свои чувства изобразительными средствами.
В ходе совместной работы живописец и гравёр параллельно работали над эскизами гравёрной композиции и живописным полотном. В итоге получилась связанная идейно и сюжетно комбинация картины, задающей основную идею гравировки на ружье, и своеобразного триптиха на поверхностях ружейной колодки. Сюжет охоты авторы связали с античным Купидоном, имеющим славу меткого стрелка в сердца людей.
Орнаментальное оформление ружья, выполненное в барочном стиле, очень характерно для итальянского стиля оружейного декора. Итальянские мастера традиционно для оформления подобных образцов ружей применяют штрихпунктирную технику «булино» или штихельные работы c комбинацией инкрустации золота и сплавов.
Александр Коробейников предпринял несколько иной ход. Орнаментальное оформление ружья выполнено в технике невысокой обронной гравировки с прорезанием резцом основных направляющих орнамента и выборкой фона. Фактуру, объём и пластику стеблей подчёркивает лёгкая штриховка. Понижение фона вокруг цветов, инкрустированных золотом и сплавами, придаёт им живость и объёмность.
Сюжетные композиции расположены на фоне, выполненном плоскостной всечкой золота, благодаря этому плотный барочный орнамент не акцентирует на себе внимание, а служит связующим элементом, подчёркивающим стилевую направленность, характерную для сюжетов и орнаментов конца XVII – начала XVIII веков. Мягкость тональных переходов к инкрустированным драгоценным металлам и своеобразный эффект старины подчёркиваются благодаря частичному осветлению оксидного покрытия.
Традиционно первое впечатление от богато украшенного ружья складывается от образа, увиденного на личинке. Личинку ружья венчает фигурка Купидона, выполненная на фоне из всечённого золота. Она является своеобразной завязкой всей сюжетной линии ружья. Объёмность, анатомия и пластика тела Купидона блестяще сделаны в штрихпунктирной технике булино.
Сюжетные композиции на боковых поверхностях ружья выполнены теми же уникальными приёмами. Но при этом талантливой задумкой авторов явился мастерски осуществлённый переход от орнаментального оформления к ландшафтам сюжетных композиций. Листья, цветы и стебли растений из стилизованной системы барочного орнамента плавно переходят в сюжетную композицию, приобретая более естественные очертания и изгибы.
Сложные многофигурные композиции на накладных досках одновременно передают и динамику страсти охоты, и напряжённый покой ожидания. Элементы ландшафтов, фигурки животных, складки одежды, мимика на лицах «охотников» мастерски исполнены в штрихпунктирной технике булино.
Лёгкая россыпь цветов, инкрустированных сплавами золота, на фоне орнамента покрывает детали ружья, придавая лёгкое, непринуждённое настроение общему оформлению.
В этой первой совместной работе авторами была реализована идея создания единого художественного ансамбля – гравированное ружьё, размещённое в красивом кейсе, на внутренней стороне крышки которого находится картина. Это первое, что увидит «зритель», открывший кейс. Сюжет картины задаёт общее настроение; он, подобно оперной увертюре, вводит «зрителя» в композицию. А состоящая из трёх частей (две боковины и личинка) гравёрная композиция развивает сюжет и образы картины, но уже средствами гравёрных техник.
Архитектуру называют «застывшей музыкой». Желание создать гармоничное, целое «музыкальное произведение» в металле вдохновляло и авторов данного проекта. Не случайно один из них (Денис Никонов) дал проекту название «Увертюра». Следующим шагом в реализации «Увертюры» стало ружьё «За Камень Уральский», созданное в ознаменование 450-летия вхождения удмуртских земель в состав Российского государства, представленное публике во время юбилейных торжеств осенью прошлого года.