Оружейные мастера и фирмы России XVII – начала XX вв.

(словарь-справочник мастеров огнестрельного оружия, мастерских, фабрик, заводов, конструкторов, владельцев оружейных заведений, мануфактур, фирм и магазинов) (начало см. «МР» № 139)

АЛЕКСЕЕВ КАЛИННИК, самопальный мастер (упомянут в 1666 г.). Москва. Помещён в указателе Железнова.
АЛЕКСЕЕВ ПАНФИЛКА, кузнец пищального дела (упомянут в 1556 г.). Согласно указателю Железнова «новгородец с Невеля».
АЛЕШКИН ИВАН ЛЕОНТЬЕВИЧ, оружейный мастер. Набережная Мойки, 38 (1892-1899); Екатерининский канал, 40 (1905-1907); Гороховая ул., 25 (1909-1914). Петербург.
Оружейный мастер и владелец магазина, поставщик Императорского Военного общества охоты. Делал охотничьи ружья высшего класса из заготовок и деталей, покупаемых за границей и в России.
АЛФЕРЬЕВ ОСИП, замочный мастер московской Оружейной палаты второй половины XVII в. (1660-е гг. и позже). Помещён в указателе Железнова.
Замки с его клеймом на пяти пищалях и паре пистолетов имеются в собрании музеев Московского Кремля, а также замок с клеймом на пищали в ГИМе. Замки разной конструкции, начиная от архаичной русской и кончая более совершенной голландской системы. Детали замков украшены резьбой и гравировкой. Клеймо мастера глубокое, выбитое штампом в виде прямоугольника с надписью «ОСИПЪ».
АМОН Б., оружейник середины XIX в. Царское село. В Военно-историческом музее артиллерии – охотничий капсюльный штуцер с надписью на стволе «литой стали» и на замке B.Amon a Carskoe selo.
АНАНЬИН МИШКА, станочный мастер (упомянут в 1659 г.). Москва. Помещён в указателе Железнова.
АНДРЕЕВ АЛЕКСЕЙ, резчик (XVII в.). Москва. Помещён в указателе Железнова.
АНДРЕЕВ АНЦ НЕСМЕЯН, самопальный мастер (упомянут в 1613-1614 г.). Москва. Помещён в указателе Железнова.
АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ, резчик (XVII в.). Москва. Согласно указателю Железнова ученик Трухменского Афанасия.
АНДРЕЕВ ЯКОВ, Москва, Тверская часть, дом Макарова. Числился среди оружейных мастеров в 1868 г.
АНДРОНОВ, мастер-ствольщик и замочник Московской Оружейной палаты середины XVII в. Приписываемые ему изделия с клеймами на стволах и замках находятся в собрании музеев Московского Кремля: две парные пищали (стволы и замки); замки на двух пищалях, в частности на пищали 1673 г. со стволом Титова Василия, преподнесённой царю Алексею Михайловичу; на паре пистолетов и на карабине. На двух пищалях поставлены ложи мастера Карцева Василия. Клейма состоят из букв «НДМАРО» (на стволах) и «ОННДРО (АНДРО)» (на замках). Исследователи 1980-1890-х гг. расшифровывают клейма, как принадлежащие мастеру Дементьеву Андрону, а не Андронову.
АНДРОНОВ ИВАН, кустарь-оружейник. Тула. В 1903 г. покупал на Тульском оружейном заводе стволы и коробки от винтовок «Бердан-2» для сборки охотничьих ружей.
АНИКЕЕВ ФРОЛ, кустарь-оружейник. Тверская часть, на Петровке в доме Касаткина. Москва. Числился среди оружейных мастеров в 1839 г.
АНОФРИЕВ АФАНАСИЙ, станочный мастер (упомянут в 1666 г.). Москва. Помещён в указателе Железнова.
АНСОРН О., оружейный мастер. Тула. В ГИМе хранится ружьё второй половины XIX в. с надписью на замке «О.Ансорнъ въ Туле». Ружьё тировое для стрельбы дробинкой.
АНТИПИН АРТЕМИЙ СЕРГЕЕВИЧ, мастер-замочник. Ижевск. С 1885 г. изготовлял ежегодно кустарным способом 150-200 ружейных замков в год. Имел 15 инструментов (тиски, напильники, свёрла, метчики, плашки, коловорот).
АНТИПИН ГРИГОРИЙ, мещанин. Мезень. На выставке 1864 г. в Москве экспонировал охотничью винтовку.
АНТОХИН ВАСИЛИЙ ИВАНОВ, крестьянин. Пинежский уезд. На выставке 1864 г. в Москве экспонировал ружейный замок.
АНТРОПОВ АБАКУМ, пищальный мастер (XVII в.). Москва. Помещён в указателе Железнова.
АРЕНИЧЕВ АФАНАСИЙ, кустарь-оружейник. Тула. В 1903 г. покупал на Тульском оружейном заводе стволы и коробки от винтовок «Бердан-2» для сборки охотничьих ружей.
АНЦУС ИВАН, мастер Сестрорецкого оружейного завода. В 1907 г. предложил винтовку с подствольной трубкой для отвода газов, приводивших в движение затвор.
АРИСТОВ ИВАН, московский оружейник последней четверти XVIII – начала XIX вв. Изготовлял охотничьи ружья и пистолеты произвольных образцов. При создании оружия часто использовал старые стволы иностранной работы. В художественной отделке следовал испанским, немецким, французским и английским изделиям. В ГИМе сохранилось четыре охотничьих ружья и две пары дуэльных пистолетов. Одно из ружей имеет дату 1764 г., остальное оружие датируется концом XVIII – началом XIX вв. Охотничьи ружья одноствольные с гладкими стволами и кремневыми замками, одна пара пистолетов с нарезными стволами, другая с гладкими, замки – кремневые. Ружейные стволы испанской и турецкой работы, на одной паре пистолетов – гладкие стволы мастера Страбуса. Одно ружьё снабжено откидным штыком и украшено гравировкой на стволе и замке в немецком стиле. Остальное оружие имеет мелкую гравировку на замках и приборе. В собрании Военно-исторического музея артиллерии хранится охотничье двуствольное ружьё с кремневыми замками. Подписи на стволах и замках оружия «И.Аристовъ», иногда добавлено «Москва»; на стволе одного ружья выгравировано Aristoff. В частной коллекции кремневый гладкоствольный пистолет начала XIX в. с надписью на замке «Аристовъ», ствол иностранного происхождения.

Инструмент, который всегда с тобой

В зарубежных армиях существует концепция трёх ножей. Это основной боевой нож, многопредметный вспомогательный складной нож и мачете. Конечно, мачете – это экзотика, но наличие в комплекте двух ножей, основного и вспомогательного, бесспорно, правильно. Так как нельзя в одном изделии совместить оружие и инструмент и при этом не потерять в эффективности.

Долгое время роль вспомогательного ножа играли небольшие многопредметные ножи, часто имевшие довольно спартанскую конструкцию. Но с появлением многофункциональных пассатижей («мультитулов») ситуация изменилась. Эти инструменты из-за наличия пассатижей оказались гораздо более востребованными. Правда, у ножей сохранилось одно преимущество: они были легче и занимали меньше места, что было важно при постоянном ношении. Кроме того, отработанная буквально веками конструкция была проще и дешевле. Типичный пример – швейцарские ножи. Они довольно долго оставались монополистами и могли конкурировать с «мультитулами». Попытки фирм, изготавливавших «мультитулы», выполнить их уменьшенные версии особого успеха не имели, так как они основывались на устоявшихся конструкциях, которые просто немного уменьшали в габаритах.
Прорыв в этом направлении произошёл тогда, когда фирма «Лазерман» выпустила свою серию малогабаритных инструментов «Джус». Это были действительно удобные и малогабаритные инструменты с высоким инструментальным насыщением. Но малые габариты ограничивают и возможности. Это, прежде всего, усилие на пассатижах. Небольшая длина рукояток ограничивает силовые возможности инструмента. Да и сама конструкция для уменьшения веса выходит слишком ажурной, а это сказывается на надёжности.
Возможности «мультитулов» давно привлекали и военных. Действительно, заманчиво заменить ими складные армейские ножи, так как инструментальные возможности «мультитулов» намного больше. Использовать полноразмерные модели привлекательно, но это добавочный вес и довольно значительные габариты. Поэтому в ряде фирм появились промежуточные версии – они достаточно велики для эффективной работы, но меньше обычных модификаций. В идеале такой инструмент должен размещаться в кармане на ножнах боевого ножа. Как это, например, предусмотрено в современном боевом ноже фирмы «Гербер». Благо эта фирма выпускает как ножи, так и целую линейку разнообразных «мультитулов».
В России проблем с «мультитулами» практически не было, так как не было и отечественных «мультитулов». Их разработкой и изготовлением для армии занимаются ныне только две фирмы. Фирма «НОКС», разработавшая универсальный боевой нож сапёра «Взмах», и фирма «САРО», разработавшая нож сапёра «Варан». Оба эти образца нельзя назвать малогабаритными и тем более лёгкими – вес инструментов превышает 300 г. Во «Взмахе» использована идеология единого ножа, то есть в одной конструкции объединён и боевой нож, и набор инструментов. Клинок длиной 115 мм и толщиной 4 мм с полуторной заточкой и серейтором можно открыть одной рукой и поставить на фиксатор, для надёжности предусмотрен и предохранитель. Пассатижи для уменьшения габаритов выполнены выдвижными. Конструкция сложная и дорогая. Поэтому основной её потребитель – спецслужбы, которые могут позволить себе иметь такой инструмент на вооружении. Была разработана гражданская версия «Профессионал» с небольшими изменениями, но она фактически не выпускается, так как приоритет отдаётся военной продукции. Здесь всё просто – военные заказы имеют гарантированную оплату, а гражданскую продукцию ещё надо продать. Это потеря времени, а «время-деньги». Кроме того, «Профессионал» изделие дорогое, а торговля имеет привычку накручивать свой процент, в результате инструмент выходит слишком дорогим для рядового потребителя.
«Варан» более специализирован. Клинок небольшой, пассатижей фактически нет, так как их роль выполняет обжим детонаторов и кусачки. Они расположены в торце рукоятки и их универсальностью пожертвовали для уменьшения габаритов, хотя помогло это не сильно. Сама конструкция «Варана» сделана достаточно грубо. Так как разработчики, похоже, считали, что военный инструмент должен быть именно таким. Ещё один минус – для удешевления «Варан» выполняется из углеродистых сталей и подвержен коррозии. Но, с другой стороны, все эти упрощения позволяют уменьшить его стоимость. На базе «Варана» существует и упрощённая гражданская версия, но она довольно редкая, так как ей трудно конкурировать с продукцией зарубежных фирм. Read More…

Образца «… восьмого» года

Если внимательно присмотреться к довоенной системе германского стрелкового вооружения, то проглядывается довольно странная закономерность, не свойственная ни одной армии мира – подавляющее большинство образцов, оставивших заметный след в истории, в своих индексах, включающих год приёма на вооружение, имеют последней цифрой «восьмёрку».

Это комиссионная 7,92-мм винтовка Gewehr 88 образца 1888 года и её наследница образца 1898 года во всех модификациях, включая столь широко использовавшийся карабин Kar.98k, основные пистолеты «Парабеллум» Р.08 и «Вальтер» Р.38, полицейский «Вальтер» РР, появившийся в 1928 году, пистолеты-пулемёты МР.18, МР.28 и МР.38 (получивший наибольшее распространение в Вермахте МР.40 является всего лишь технологической модернизацией МР.38), пулемёт «Максим» MG.08 и его модификации. Собственно, самый известный пулемёт MG.34 попал в серийное производство только в январе 1939 года, а доведён до промышленного тиражирования в 1938 году. В 1938 году фактически начались разработки перспективного оружия под промежуточный патрон, вылившиеся впоследствии в комплекс МР.43/StG.44. Конечно, на вооружении состояли и образцы, принятые в другие годы, но почти все они, пожалуй, за исключением «пилы Гитлера» MG.42, не столь популярны как перечисленные. Продолжилась эта «традиция» и после войны. Известная во всём мире, принятая в 1958 году, 7,62-мм винтовка G3 не стала последней в этом эзотерическом ряду. Каждая система отличается оригинальностью конструкции и яркой, легкоузнаваемой индивидуальностью внешних обводов. Но моделью, ставшей основой для наибольшего количества подражаний и до сих пор вызывающей трепет у прикоснувшихся к ней, вне всяких сомнений, является Р.08. При упоминании «маузеров», «браунингов», «вальтеров», «кольтов» в памяти возникает много разных систем, начиная от жилетно-карманных до могучих боевых. Тогда как при слове «парабеллум» перед глазами возникает однозначная картинка.
История появления и совершенствования конструкции Георга Люгера, известной как «Парабеллум», с трудом помещается в несколько увесистых томов, и вновь пересказывать её целиком нет никакого смысла, как и перечислять многочисленные разновидности данного оружия, выпущенные более чем за век в нескольких странах. Но, как и любая история, эта имеет множество любопытных страниц, не известных широкой публике. Время от времени из небытия всплывают довольно интересные образцы, достойные отдельного описания.
Оружейная фирма «Кригхофф» (Heinrich Krieghoff), расположенная в Зуле, с 1886 года специализировалась на изготовлении высококачественных охотничьих ружей. Но, видимо, после первой мировой войны эта продукция не пользовалась повышенным спросом, и с целью сохранения своего положения на рынке «Кригхофф» в начале 20-х годов приобретает оборудование у национализированной фирмы «Зимсон» (Simson & Co) для производства пистолетов «Парабеллум», пользовавшихся в то время спросом на мировом рынке оружия. Тогда же от концерна BKIW фирма получает лицензию на их самостоятельное изготовление, к которому приступает в 1925 году. Хотя с 1921 года «Кригхофф» участвует в производстве «Парабеллумов» под присмотром DWM. Первое время годовой объём производства пистолетов был невелик и редко выходил за трёхзначное число. Так продолжалось до 1935 года. Заказ на изготовление 10 тысяч «Парабеллумов» поступил от шефа Люфтваффе Германа Геринга после того, как «Кригхофф» выиграла конкурс у «Маузер», заявив явно заниженную цену. При этом качество изготовления Р.08 производства «Кригхофф» было значительно выше, чем у прочих фирм. Этот, казалось, противоестественный для развитого капитализма факт объяснялся крайне просто. Контракт на производство пистолетов составил лишь ничтожную часть от общих потребностей Люфтваффе в оружии, но от его выполнения зависел весь весьма прибыльный пакет заказов на пулемёты MG.15, MG.81, MG.131 и MG.151. Для страховки на заводе было изготовлено 15 тысяч полных комплектов деталей. Однако, забегая вперёд, отметим, что даже к окончанию второй мировой войны заказ так и не был выполнен в полном объёме, и военная приёмка Люфтваффе пропустила примерно 9200 пистолетов. Около 1300 образцов, почему-то не прошедших контроль, в 1936-37 годах поступили в коммерческую сеть. Несмотря на это странное обстоятельство, «Кригхофф» всё-таки получила очень прибыльный заказ на производство автоматического оружия для германской авиации. Возможно, рейхсмаршал имел небескорыстный интерес в делах фирмы, что косвенно подтверждается размещением в 1943 году именно в «Кригхофф» заказа на производство для ВВС автоматических винтовок FG.42, разработкой которых занималась фирма «Рейнметалл».
Для «Парабеллумов» производства «Кригхофф» характерно высокое качество изготовления всех деталей. Эти пистолеты, за исключением первых тысячи восьмисот штук, имевших ореховые щёчки, внешне легко отличить от прочих образцов по гладкому канту, идущему по краю пластиковых щёчек на рукоятке, и фирменному клейму на верхней поверхности переднего шарнира кривошипного затвора. Первая серия вместо года выпуска маркировалась литерой G, которая с 1936 года была заменена более привычным цифровым обозначением. Большинство пистолетов были изготовлены в 1936, 1937 и 1940 годах. Образцы с датой 1938 и 1941 считаются довольно редкими, и их цена на рынке коллекционного оружия доходит до $10 тысяч. Всего с 1940 по 1943 год из ранее изготовленных деталей для Люфтваффе была собрана примерно тысяча пистолетов. Подлинные раритеты были изготовлены «Кригхофф» в самом конце войны в 1945 году. Их цена, как минимум, ещё в полтора раза выше.
По всей вероятности, нумерация пистолетов была сквозной, вне зависимости от заказчика. Так, «Парабеллумы», изготовленные в 1937 году, имеют номера с 7200 по 10 000. Наибольший номер пистолета, поставленного по первому контракту в 1938 году – 10 059. В то же время подарочный «Парабеллум» производства «Кригхофф», преподнесённый Герингу 15 августа 1939 года, идёт под номером 16 999. Изготовленные в 1944-1945 гг. приблизительно полторы сотни «парабеллумов» имеют номера с 12943 по 13158.
С падением Третьего рейха история «Парабеллумов» от «Кригхофф» не завершилась. За время нахождения Зуля в зоне американской оккупации из оставшихся деталей было собрано ещё приблизительно 245 пистолетов, большая часть из которых пошла на сувениры.

Особо опасен

Выбери свою судьбу

Год выпуска: 2008
Режиссёр: Тимур Бекмамбетов
В ролях:
Джеймс МакЭвой (Уэсли Гибсон)
Морган Фриман (Слоун)
Анджелина Джоли (Фокс)
Константин Хабенский (реаниматор по кличке Экстерминатор)
Теренс Стэмп (Пекварски)
Томас Кречмэн (Крос)
Мистер Икс (Дэвид Патрик О`Хара)
Мясник (Дато Бахтадзе)
Жанр: боевик, фантастика
Продолжительность: 1 ч 50 м
Страна производитель: США, Германия
Бюджет: $75 миллионов

Фильм «Особо опасен» так назван в русскоязычной версии, в других странах он известен как Wanted. И, кстати, очень хорошо известен, так как при своём не самом большом бюджете (по голливудским меркам, конечно) он только в кинотеатрах в первые недели проката собрал вдвое большую сумму, чем в него была заложена.

Помимо того, что в фильме сыграли известные зарубежные и отечественные актёры, фильм озвучивал на русский язык тоже звёздный состав: Сергей Безруков, Гоша Куценко, Иван Ургант, Мария Аронова.

Сюжет, основанный на комиксах Wanted, весьма оригинален, такое впечатление, что часть сценария писал Дэн Браун, известный своим своеобразным отношением к истории. Вот и тут повествуется о некоем Братстве ткачей, называющих себя «Орудием судьбы». Существует Братство где-то тысячу лет, у него есть ткацкий станок, который выдаёт на-гора «полотно судьбы». Так, если внимательно всмотреться в плетение волокон, то можно увидеть символы, а они, в свою очередь, означают имена людей, вносящих хаос в нормальный ход истории и подлежащих физическому уничтожению.
И вот живёт себе обычный клерк (Уэсли) с комплексом неполноценности, пьющий успокоительные таблетки, чтобы как-то примириться с судьбой. Но тут выясняется, что у него всё-таки есть папа, точнее был. Очень неприятный тип, обладающий способностями чуть ли не Бэтмана. Во всяком случае, бодро разбежавшись по коридору небоскрёба, он высадил собственным лицом толстое офисное стекло и, пролетев несколько десятков метров, стреляя по ходу дела, убил трёх человек. Затем влетел в соседнее здание (опять высадил стекло), а через секунду застрелил четвёртого киллера.
Стрелял папа из штучной «Беретты» М-98 Target с компенсатором и деревянными щёчками на рукоятке. Пистолет, созданный на базе 92-ой модели, встречается редко, предназначен для спортивной стрельбы. Магазин вмещает 10 патронов .40 S&W. Длина М-98 – 242 мм при длине ствола 137 мм. Масса – 1050 г.
Но это ладно, такой, впрочем, крупный пистолет, можно спрятать под полупальто, а вот то, что он извлёк затем, опять же в полёте, по-настоящему удивило. Представьте нечто вроде седельного колесцового пистолета с приставным коробчатым магазином. Калибр внушительный, пуля вылетает какая-то удлинённая, чуть ли не винтовочная, да ещё и летит по кривой, но попадает в цель.
Вообще оружием фильм просто перегружен. По данным создателей картины, в бешеном темпе на экране продемонстрировано около 200 единиц самых разных систем. К тому же, как сказал Тимур Бекмамбетов, в фильме более 1000 сцен с использованием спецэффектов.
Беготня по коридорам и полёты между небоскрёбами были прерваны выстрелом из ещё более уникальной системы. Какой-то карамультук времён русско-турецких войн с современной мощной оптикой. Ещё больше поразила гравированная пуля, выпущенная из этого уникума – даже не цельнооболочечная, а вроде как полностью стальная. К тому же у неё несколько отделяющихся ступеней, как у баллистической ракеты. Калибр примерно 12,7 мм, хотя калибр у сделанной на компьютере пули может быть каким угодно.

Тимур Бекмамбетов решил использовать в картине старинное оружие, поэтому была разработана целая концепция превращения пистолей и мушкетов в полуавтоматическое оружие. «Мы создали визуальный стиль и адаптировали его к старому оружию, как бы иллюстрировали старинную рукопись. Это было очень необычно, мы преображали современные автоматы, вгрызаясь в их стволы», – восхищался автор комикса Марк Миллар. Read More…

100 лет Frankonia

Всемирно известная торговая фирма «Франкония» отмечает в нынешнем году свой 100-летний юбилей. В 1908 году никто не мог предположить, что небольшая компания век спустя приобретёт в течение десятилетий непререкаемый авторитет в мире оружия, охотничьего и спортивного снаряжения и с большим размахом отметит это событие.
Создали компанию Николаус Хофман и Филипп Бернройтер из Нижней Франконии. Незадолго до основания фирмы Николаус Хофман женился на Софии Бернройтер. Поэтому «Франкония» – это семейное предприятие, к тому же в течение 92-х лет компанией руководил сначала сам Николаус, а затем его сын Альфред.
В 1913 году фирма называлась «Ваффен унд Муницьонсцентрале Франкония Айхфельд (Бавария) Бернройтер&C°». Основным направлением деятельности было производство патронов, продажа оружия, охотничьих устройств и сопутствующих товаров.
В годы I и II мировых войн «Франкония» пережила не лучшие времена, но выстояла. К слову, в межвоенный период, в 1927 году, компания начала регулярно выпускать прайс-листы – прообраз знаменитого сегодня каталога «Франкония».
В 1953 появился первый «Справочник охотника и стрелка». Первоначально он включал 164 страницы и уже тогда был не только каталогом, но и содержал разнообразную информацию и советы для охотников. «Справочник» так полюбился любителям оружия, что его окрестили «Библией охотника».
В конце концов, 11 октября 2001 года Альфред Хофман ушёл на покой, продав «Франконию» группе компаний «Отто», а через несколько лет название фирмы вновь изменилось – теперь она называется «Франкония Хандельс ГмбХ&С°».
Управляющий директор по закупкам и рекламе «Франконии» Стефан Вемхёнер так оценивает современную политику фирмы: «Для клиентов всё большее значение приобретают современные коммуникативные средства получения предварительной информации; однако современные средства коммуникации не заменят прогулки между рядами богато обставленного оружейного отдела. Здесь мы хотим быть храмом соблазна».
У «Франконии» два основных направления деятельности: охота и спортинг. Это почти 70% (оружие, патроны, оптика), оставшиеся 30% – реализация классической охотничьей одежды. И, как говорит тот же Стефан Вемхёнер, «Франкония» и в будущем будет делать ставку на «великих немцев» – производителей охотничьего оружия, таких, как «Меркель», «Блазер», «Зауер». В плане оптики сегодня в фаворитах «Сваровски». В любом случае, «Франкония», прежде всего, делает ставку на те компании, которые «двигают технический прогресс».



Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-includes/post-template.php:169) in /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-content/themes/Master/includes/includes/contactform.gif on line 2136