Оружейные мастера и фирмы России XVII – начала XX вв.

(словарь-справочник мастеров огнестрельного оружия, мастерских, фабрик, заводов, конструкторов, владельцев оружейных заведений, мануфактур, фирм и магазинов)

БАРСКИЙ, владелец ружейного магазина. Киев. Упомянут в «Охотничьем календаре» за 1885 г.

БАРТЕЛЬМЕС ЮЛИЙ (Бартельмейс, Бартелемес, Бартгельмс), оружейный мастер второй половины
XIX в, Резницкая ул., д.21, Рига.
Специализировался на изготовлении штуцеров и двуствольных ружей. Упомянут в «Охотничьем календаре» за 1885 г. Во Владимиро-Суздальском музее имеется двуствольное капсюльное ружьё середины XIX в. его работы с золотыми вставками и золотой надписью на стволе J.Barthelmes. Riga. Возможно, иммигрант из Саксонии, где на протяжении XVII-XIX вв. работал Бартелемесов в г.Целла Санкт Блазии. Предположительно, происходят от Ганса Бартоломеуса, который начинал учёбу в 1676 г. в Вене.

БАРТМЕР ЕГОР, оружейный мастер. Ревель (ныне Таллинн). Экспонировал на выставках 1839 и 1849 гг. в Петербурге (под именем Бартмера Фёдора Иванова) двуствольные ружья и пару пистолетов; на выставках 1835, 1843 и 1865 гг. в Москве – двуствольные ружья, штуцера, пистолеты. Награждался на выставках 1835, 1843 и 1849 гг. малыми золотыми медалями, на выставке 1853 г. – серебряной медалью; на выставке 1865 г. – малой золотой медалью за безукоризненную работу и отделку оружия. Пользовался широкой известностью в России. В Государственном Эрмитаже – пара пистолетов в ящике с ударным игольчатыми механизмами системы Й.Дрейзе, на стволах надписи G.F.Bartmer in Revel. На ящике этикетка с изображением наградной медали 1835 г.

БАРЫМОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ, мещанин. Епифанская ул., собственный дом, Тула. В 1896 г. числился среди мастеров, изготовлявших части к охотничьему оружию, за исключением стволов.

БАТАШОВ ВАСИЛИЙ, оружейный мастер Тульского оружейного завода середины XIX в. В начале 1840-х гг. был направлен на Сестрорецкий оружейный завод для помощи в изготовлении штуцера Эртелу.

БАТИЩЕВ ЯКОВ ТРОФИМОВИЧ, солдат Ораниенбургского батальона, механик и организатор производства. Родом из г. Венева Тульской губернии. После смерти Марка Сидорова, начавшего строительство Тульского оружейного завода, был прислан в Тулу в 1714 г. на основании Указа Петра I для продолжения работ по созданию оружейного завода. Завершил строительство зданий для завода и создал ряд станков и машин для обработки оружейных и пушечных стволов, которые значительно ускоряли производство оружия. В 1719 г. переведён на Охтинские пороховые заводы, начальником которых он вскоре стал.

БАТМАНОВ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, «вольный русский оружейный мастер». Набережная Мойки, д.20, кв.35, Петербург. Числился среди оружейников в 1867-1868 гг. В 1860-х гг. предложил военному ведомству капсюльную казнозарядную винтовку своей конструкции весом в 10 фунтов, отклонённую из-за недостатков.

БАТОВ ФЁДОР, оружейный мастер. Тула. Один из создателей мушкетона и пистолета для флота в 1836 г.

БАУМГАРТЕН И., оружейный мастер. Саратов. В Эрмитаже имеется двуствольное охотничье ружьё 1837 г. его работы с капсюльными замками.

БАШИРОВ ГАЛИ, кустарь-оружейник. Ижевск. Изготовлял в конце XIX в. на продажу ружейные детали. Имел в мастерской 22 инструмента (тиски, напильники разные, клещи, молот, циркуль, ножницы, коловорот) на сумму 30 руб.15 коп. Имел токарный станок.

БЕЖЕНЦОВ В.М., владелец оружейного магазина (уп. в 1914 г.), Казанская ул., д.6, Санкт-Петербург. Соединился с приобретённой им фирмой Ф.Вишневского. Имел на складе ружья А.Лебо, В.Скотта, Зауэра, Лепажа, Винчестера, Франкотта, Штурма, Иенча, Битнера, Казморе, Гонно, Ланкастера, Лардере, Мацки, а также револьверы всевозможных систем и коллекционное оружие. Скупал старинное коллекционное огнестрельное и холодное оружие.

БЕЖЪ ВАЛЕНТИН, ствольный заварщик (уп. в 1663 г.). Работал на Ченцовском заводе. Помещён в указателе Железнова.

БЕЗРУЧКО-ВЫСОЦКИЙ, подпоручик. В 1860-х гг. предложил свою конструкцию казнозарядной винтовки под бумажный патрон.

БЕЙМ САМОЙЛА, гранатный огнестрельный мастер (уп. в 1663 г.), Москва. Упоминается в указателе Железнова как «немецкий полковник».

БЕККЕ А.(BECKER A.), оружейный мастер конца XVIII – первой четверти XIX в., Варшава. В Эрмитаже – охотничье двуствольное ружьё французского образца конца XVIII в.

БЕККЕР К. энд Ю.(BEKKER C.&J.), владельцы оружейной и патронной фабрик (сыновья Беккера Карла А.-см.), Варшава. В 1860-х гг. стали владельцами фирмы, известной ранее как «Беккер энд Раушен». Отзыв 1876 г. об их ружьях был весьма нелестным, поскольку они при переделке ружей заменяли стволы на льежских ружьях и ставили своё имя. С 1889 г. владельцем фабрик оружия и гильз стал Василий Данилович Рончевский, на гильзах писалось «В.Рончевский, бывшая Беккер», а оружие сохраняло имя прежних владельцев. В 1890 г. оружейная фабрика размещалась по адресу Королевская ул., д.17, фабрика гильз – ул.Лешно, д.62, а магазин в Краковском предместье, д.38, Варшава. После 1909 г. оружейная фабрика В.Рончевского стала Варшавской охотничьей компанией. Имела основной капитал в 150 тыс. руб. Находилась по адресу Королевская ул., 17, Варшава. В ГИМе – три охотничьих капсюльных ружья с дамасскими стволами 1860-х гг.; один охотничий одноствольный капсюльный штуцер того же времени; один целевой пистолет под патрон бокового огня со скрытым курком 1870-1880-х гг. На стволах всего этого оружия надпись C.&J.Bekkera a Varsovie.

Олигархи рабочего класса

Как известно, ружья бывают на любой вкус и кошелёк, но основная, «чёрная», работа выпадает оружию именно утилитарного назначения. С ним добывается подавляющее большинство дичи. «Утилиты» преобладают не только в связи с их демократичной доступностью или извечной борьбой противоположностей – штучного и массового, дорогого и дешёвого. Элитного оружия производили и производят немало, однако, находясь в здравом рассудке, гробить собственное имущество ценою в десятки, а то и сотни, тысяч рублей даже весьма «упакованному» господину не с руки и не по карману.

Великие марки рождены не для экстрима и не для охоты без перчаток. Их удел показывать статус, вызывать обожание и восхищение, стоять за стеклом и радовать владельца формами, декором, техническими изысками, а также самим фактом обладания вещью с выдающимися характеристиками, не имеющими порой практического применения по причине неизбежного и многократного снижения стоимости объекта коллекционирования в связи с его эксплуатацией.
Действительно, представить охотника с «парным» «голландом» в руках, пробирающегося партизанской тропой по среднерусском болоту, даже при больном воображении достаточно сложно. Вдали от цивилизации проще встретить лесную нечисть в лице давно спившейся Бабы-Яги с лопатой или Лешего с бензопилой, чем джентльмена в батистовых портянках, в шляпе с пером и с ружьём высшего разбора. Тем более что первые граждане на самом деле безобидные существа, в прошлой жизни наши люди со средним образованием. Ударники соцсоревнования и передовики производства из некогда могучего колхоза-миллионера, безвременно почившего в связи с демократическими переменами. Ныне они по совместительству «временно-исполняющие обязанности» ведьмаков, упырей и оборотней, от тоски и безнадёги тупо шныряющих по лесу на грани Добра и Зла в поисках мифического немецкого бомбардировщика, якобы упавшего в здешних лесах во время войны, чтобы разрубить уникальный «мессер» на куски вожделенного цветмета и обменять оные на не менее вожделенные спиртные напитки. А вот второй гражданин своим внешним видом однозначно вызовет подозрение в местных компетентных органах.
Справедливости ради замечу, что Россия хоть и не родина слонов, но именно в ней элитное охотничье оружие использовалось массово по прямому назначению. После войны армией-победительницей из Европы было вывезено несметное количество отличных ружей, которые впоследствии верой и правдой служили долгие годы своим новым владельцам.
Понятно, кому-то достались «ружья Геринга», кому-то – что попроще, но в основном и это «нежное великолепие» выработало свой ресурс и тихо сгинуло, не выдержав тягот и лишений, присущих экстремальной эксплуатации, характерной для российских условий и нашего менталитета.
В общем, не садово-парковая гламурная Европа. Дремучий лес и проза жизни. Стакан мятой клюквы в кармане телогрейки вместе с пачкой махры и коробком спичек. Три в одном по-русски. Комары вместо иглотерапии. Здесь нет места эксклюзиву.
Смех смехом, а ситуаций на охоте, когда можно угробить ружьё, предостаточно. Причём они, как и любой форс-мажор, могут возникнуть буквально на ровном месте и в самой безобидной обстановке. Кто-то с утра, не «поправив» руки, роняет шикарные стволы на асфальт, кто-то по той же причине наворачивается вместе с ружьём с вышки, а кто-то наезжает колесом своего авто на аккуратно сложенное на землю оружие всей честной компании. Автору как-то «умельцы» на «Ниве» переехали винтовку, и слава Богу, что последняя была «одета» в пластиковый американский кейс, который выдержал вес отечественной машины и фактически спас оружие и прицел от полного уничтожения, но тем не менее одно лишь наблюдение за этим инцидентом добавило голове седых волос и убавило пару миллионов нервных клеток из и без того изношенного организма.
А однажды во время передвижения из точки «А» на берегу водоёма в точку «Б», где, по нашим расчётам, должна была быть к вечеру вся окрестная утка в количестве полтора чирка на два квадратных километра, мы с приятелем, настроенные на эстетичную охоту и приятное времяпрепровождение в окружении осеннего сюра, имея на руках практически новое «бенелли крио» и штучного «немца» конца позапрошлого века, нарвались на растянутую по земле доблестными инспекторами рыбнадзора противопехотную сеть-ловушку, именуемую в военной среде МЗП-1М (Мало Заметное Препятствие), представляющую собой трёхмерное хитросплетение тонкой стальной проволоки размерами 10х5х1 метров. Медленно перейти её при некоторой сноровке не составляет никаких трудностей, на срочной службе не раз приходилось это делать, а вот если влететь в неё с ходу, то результат, надо сказать, потрясающий – стальные петли хваткой бульдога буквально «вяжут» ноги, и человек падает как подкошенный в хищные объятия коварной проволоки.
Поскольку шли мы годами отработанной походкой «московского геодезиста», то есть размеренными шагами ровно в один метр и с привычно целеустремлённым под ноги взглядом, дабы не вступить в отходы жизнедеятельности человека и его неподдающихся учёту четвероногих друзей, то ржавую и просевшую в траве сеть как раз и не заметили и вошли в неё точно так, как планировали её создатели – по-молодецки, с «размахом».
Сказать, что мы упали – это ничего не сказать: мы падали, вставали, делали шаг и снова падали, не понимая, что происходит. При этом не выпускали ружей из рук и падали вместе с ними. Со стороны, наверное, это было смешно: два абсолютно трезвых дяди немалого роста и веса в роли цирковых клоунов, но нам самим было не до веселья. Славное армейское прошлое сделало своё дело, сеть была распознана и удачно преодолена ещё до того, как эхо, повторяя всё, что мы думали вслух о тех, кто был причастен к её созданию и установке, распугало всё живое в радиусе нескольких километров от места нашего приземления и тихо завязло где-то среди жухлого камыша, чахлых болотных берёз и казавшихся спичечно-тонкими из-за большого расстояния ёлками.
Почёсывая ушибленные части тела и мысленно восхваляя внешние силы, уберёгшие нас от желания сразу по выходу зарядить ружья, мы подсчитали наши потери, которые, в общем и целом, составили пару ссадин, полпачки поломанных сигарет и неизвестно куда пропавшую зажигалку, «списанную» нами впоследствии в счёт жертвоприношения тем самым силам, позволившим обойтись в прямом смысле малой кровью. А вот несколько приличных царапин на дереве и металле наших ружей откровенно расстроили, особенно если учитывать, что всего минуту назад с ними всё было в полном порядке. Конечно, ружья прямо-таки не высокого разбора, как говорится, «кто на что учился»: кесарю – по запросам, слесарю – по труду, но всё равно неприятно.
Дополняло печальную картину полное отсутствие возможной сатисфакции – пинать ногами сеть не имело никакого смысла да и дожидаться подхода других охотников ради продолжения циркового представления тоже.
Время дороже – кинули пару веток-маяков на сеть и пошли дальше с надеждой не влететь в неё в сумерках на обратном пути. Охота всё-таки состоялась, хотя утки не прилетели. Видимо, испугались убойной, как картечь, ненормативной лексики. Может, просто решили не возвращаться в родные пенаты, больше похожие на позиции ПВО, чем на болото. Но их ожидание оставило много времени на созерцание осеннего неба в раздумьях о бренности бытия и, в частности, о соответствии охотничьего оружия российским реалиям, когда любое с виду невинное мероприятие с использованием этого оружия готово стать испытанием ружья на прочность, которое оно может и не выдержать. Сегодня стальная сеть, а завтра?
Но раз от реальности никуда не деться, то надо и оружие выбирать применительно к обстановке – прочное, добротное, в бюджетной ценовой нише, с хорошим боем и внешним видом, в общем, работягу, способного выдерживать любую погоду и превратности походной жизни. А полированный орех и трёхполосный дамаск оставить для души.
Но это мечты, а на практике наши желания не всегда совпадают с возможностями рынка. Ружей при таких запросах днём с огнём не найти. Современные отечественные модели сделаны так, что не вызывают никакого желания их приобретать, конверсионные акамоиды утилитарны настолько, что в них полностью отсутствует даже намёк на эстетику охотничьего оружия, а со старой классикой владельцы не спешат расставаться и правильно делают.
Ведь везде парадокс – дефицит во время изобилия. Но что делать, для недалёкого прошлого времён плановой экономики постоянное отсутствие необходимых вещей в свободной продаже было штатной ситуацией и нормой жизни, а навыков жить при социализме мы ещё не потеряли. Есть проблема – её надо решить, бросив клич по городам и весям, а потом, набравшись терпения, ждать, когда найдётся предложение, достойное внимания. Да не оскудеют закрома Родины!
Решено, будем искать хорошую тулку – настоящее оружие пролетариата, проверенное временем и почти боевыми условиями эксплуатации. И дело даже не в предпочтениях или квасном патриотизме – это достойное оружие, с которым можно ехать хоть на Северный Полюс, где достаточно плюнуть в дробь и после стрелять композитной сосулькой как бронебойной пулей в приступе хандры по непонятному северному сиянию. Оно выдержит выстрел плюсовой клеммой от аккумулятора, а царапины от гусениц вездехода будут не слишком заметны на простецкой ложе.
Есть и оборотная сторона медали. В хорошем состоянии старых ружей универсального класса осталось немного: с ними особенно не церемонились, «кормили» всем, что подворачивалось под руку, годами не чистили. Существует даже антитеория «о слабом бое ружья из-за недостаточной компрессии в чистом стволе». В её правильности сомневаться не рекомендуется ради собственной безопасности среди аборигенов в некоторых отдалённых уголках нашей «Необъятной». Да и принцип «один охотник – одно ружьё», когда-то навязанный гражданам настойчивыми рекомендациями карающих органов, также не увеличивал срока службы охотничьего оружия.

Read More…

Прицелы March – оптика для профессионалов

Оптические прицелы – вещь, как говорил классик, «архисложная» и в производстве, и в применении. Это очевидно. Но и среди них встречаются уникумы. Например, прицелы для бенчреста, как правило, отличаются впечатляющими характеристиками: большой кратностью и светосилой, точностью механизмов для введения поправок – всем тем, что помогает винтовке раскрыть её потенциал и показывать стабильно высокие результаты.

Бенчрест подразумевает применение самых высокотехнологичных инструментов и оружия для достижения экстремально высокой винтовочной кучности – основной задачи этой стрелковой дисциплины. Поэтому к прицелам предъявляются достаточно жёсткие и, что парадоксально, взаимоисключающие требования – высококачественная оптика, надёжная конструкция, прочность и при этом предельно малый вес всего оптического прибора.
Так как масса винтовки вместе с прицелом строго лимитирована, а по определению винтовка должна быть максимально тяжёлой в пределах лимита, что в свою очередь положительно сказывается на её показателях, то масса оптики должна быть минимальной. При этом оптика требуется очень мощная, способная навести винтовку в пределах половины диаметра пробоины, поэтому экономить «на стёклах» просто нельзя, остаётся применять лёгкие сплавы для того, чтобы максимально снизить массу прицела – корпус, механизмы поправок делаются, что называется, «на пределе», и это рано или поздно даёт о себе знать. Прицел медленно, но верно начинает выходить из строя от отдачи и «портить картинку» на мишени. Узнать, когда это произойдёт невозможно, а определить «умерший» прицел можно только при его замене на заведомо исправный с контрольным отстрелом.
По закону подлости, неприятности с оптикой происходят обычно на ответственных соревнованиях, когда нет времени на эксперименты, и предугадать итог несложно. Подобная проблема известна и эта «головная боль» стрелков-высокоточников – проваливать соревнования из-за «поплывшего» прицела никому не хочется. Из положения выходят разными способами, например, «замораживают» прицел, то есть намертво заклеивают механизм введения поправок, полностью исключая саму возможность его поломки. После чего «загоняют» кронштейном перекрестье в центр зрительного поля и стреляют только выносом. Вообще-то, бенчрестеры достаточно мало крутят маховички прицела – их задача не в точности попадания, а в кучности, да и центр мишени должен быть всегда свободным от пробоин для точного прицеливания. Но, тем не менее, надобность в механизме введения поправок существует, и его отсутствие создаёт дополнительные проблемы в виде регулируемых кронштейнов и их настройки. Замкнутый круг…
Примерно так, или наверняка схожим образом, рассуждал японец Терк Такано, задумывая серию специальных прицелов, которые воплотили бы в себя все идеи современного бенчреста: высококлассную оптику, надёжность, прочность и лёгкость. Прицелы серии March, появившиеся в 2006 году, стали сенсацией – наконец появилась оптика, способная пережить не одну винтовку. Фирма March выпускает в год от 100 до 200 таких прицелов. Надёжность, впрочем, вещь относительная: микроскопом, как известно, можно забивать гвозди, но не рекомендуется…
Оптика March настолко продумана, что на некоторых моделях применяется специальная прицельная сетка. От стандартного перекрестья она отличается тем, что её центр смещён вверх. Это позволяет при прицеливании видеть ветровые флажки.
Прицелы серии March сегодня можно приобрести в Москве в оружейном салоне «Зверобой», уделяющем большое внимание оружию, оптике и снаряжению для бенчреста. В принципе, характеристики прицелов дадут стрелку больше информации, чем их пространное описание с приведением множества технологических подробностей. Можно лишь отметить, что в России они уже зарекомендовали себя с хорошей стороны, а нарекания, если и есть, то носят «индивидуальный» характер. Всё-таки бенчрест – дисциплина очень сложная, и многое, как обычно, зависит не только от оружия, но и от квалификации самого стрелка.
Мы указали лишь две модели, представленные сегодня на российском рынке. И остаётся только добавить, что обе снабжены навинчивающимися блендами, сужающими поле зрения. Так как они съёмные, эффективность стрельбы можно оценить и с ними, и без них. Теория без практики – мертва. Извините за банальность, но в бенчресте мелочей не бывает.

Макс Пэйн

Год выпуска: 2008
Режиссёр: Джон Мур
Сценаристы: Бо Торн, Сэм Лейк
В ролях:
Марк Уолберг, Мила Кунис, Бо Бриджес, Крис Бриджес, Крис О`Доннел, Донал Лог,
Амори Ноласко
Жанр: боевик
Продолжительность: 1 ч 40 м
Производство: США
Бюджет: $35 млн.

Я не верю в рай, я верю в боль, верю в страх, верю в смерть… (Макс Пэйн)

«Макс Пэйн» – наглядная иллюстрация тенденции Голливуда снимать фильмы по мотивам комиксов и компьютерных игр. Мировой финансовый кризис постепенно добрался и до духовных материй.
Была такая популярная компьютерная игра «Макс Пэйн», я в неё, впрочем, не играл, могу только сказать, что это «бродилка-стрелялка», где куча уровней с элементами квеста и всех противников надо «зачистить». За всю игру, по данным «Википедии», Макс Пэйн убивает более 600 агрессивных субстанций. Я далёк от критики, так как играл в подобные игры и даже очень настойчиво.
Раздражил фильм своей рельсовой прямолинейностью сюжета (вполне объяснимой) и отсутствием новизны. Да и с оружием полный стандарт, уже набивший оскомину.
Однако пока другой альтернативы нет. Обновлённый Джеймс Бонд из «Кванта милосердия» превратился в эдакого «люберецкого выключателя», хотя всё же в смокинге, но уже без чувства юмора, самоиронии и элегантности. Интеллектуал, способный дать очередному шпиону по лицу как минимум два раза, переродился в драчливого дядьку с редкими проявлениями интеллекта на лице. Да и оружием он уже почти не пользуется. К слову, исполнитель роли Бонда – Дэниел Крэйг, в очередном интервью снова «бросил камень» в сторону бондианы, на этот раз относительно названия фильма, и, в общем, вполне оправданно.

По традиции бондовских фильмов название картины часто бывает совершенно бессмысленным… (Дэниел Крэйг (действующий Джеймс Бонд))

Стоит отметить, что Бонд расстался с многозарядным «Вальтером» Р-99 и вернулся к своему легендарному и «морально устаревшему» «Вальтеру» РРК. О неожиданной ностальгии агента 007 по своему прежнему пистолету лучше всего спросить у продюсеров нового фильма, ведь актёру всё равно, что за оружие у него в руках, лишь бы соответствовало сценарию, ну, хотя бы приблизительно. Видимо, контракт на использование в фильмах о похождениях Джеймса Бонда 99-ой модели истёк.
Всё же вернёмся к «Максу Пэйну» и, как обычно, вкратце рассмотрим сюжет фильма. Жил себе полицейский, скорее всего американский, а тут у него убили жену и дочь. Естественно, он начал мстить, вернее, искать виновников смерти – грабителей-наркоманов. Искал три года, работая в отделе нераскрытых преступлений, то есть в полицейском архиве. А наркоманов становилось всё больше, и всем им мерещились валькирии. И тут главный герой понимает, что за всем стоит некая могущественная организация. Он начинает ходить по злачным местам и «знакомиться» с их представителями.

Валькирии – «выбирающие умерших». В скандинавской мифологии – девы-воительницы, забирающие павших воинов в чертог мёртвых – Вальгаллу.

Первое, что запомнилось – «шрапнельная» стрельба в общественном туалете тамошнего метрополитена. Вот в этом моменте появилось действительно интересное оружие – револьвер от компании Taurus (или схожий образец). В любом случае, это револьвер, имеющий в предках крупноразмерную модель как будто от S&W, но с гипертрофированным барабаном под охотничьи патроны .410. В принципе можно использовать и пулевые патроны, вроде револьверных .45 Colt, но главный герой высаживал двери в сортире явно дробью (так, во всяком случае, показано). Эффект был чисто кинематографическим – стреляем дробью из револьвера, пусть даже и мощного, а на выходе получаем выстрел от дробовика 12-го калибра в замкнутом пространстве. Двери в общественном туалете можно выбить и менее затратным способом, не используя оружие, но сейчас не об этом.
Если это действительно Taurus, то, похоже, модель 4510 .45/.410 (Stainless Steel Revolver) с 76-миллиметровым стволом, пятизарядным барабаном и общим весом порядка 800 граммов (29 унций) без патронов. Цена на сайте компании – $569, это если без изысков.
Однако чаще всего главный герой использовал, как и в компьютерной игре, пистолет «Беретта» М92FS. Локомотив итальянского «пистолетостроения», как я неоднократно писал раньше, очень узнаваем, знаменит и в представлениях давно не нуждается.
Вот с помощью «Беретты» Макс Пэйн и решал в основном свои проблемы, в том числе, когда спецназ, упакованный по полной программе в спецснаряжение, поливал всё вокруг из штурмовых карабинов М4, созданных на базе винтовки М16 и пистолетов-пулемётов HK MP5. Повторюсь, хотя оружия в Голливуде много, причём самого разного, почему-то в новых боевиках мелькают одни и те же принятые на вооружение стволы, даже в фильмах с мощным элементом фантастики.
Ближе к концу фильма главный герой сменил «Беретту» на помповое ружьё Mossberg 500. Эта идея также навеяна сюжетом компьютерной игры «Макс Пэйн». Mossberg – одна из современных легенд США. Его используют правоохранительные органы, армия, гражданское население, а ценят за надёжность и относительно небольшую по западным меркам цену. У Пэйна была, как видится, модель Mossberg 500 Persuader с вместительным магазином на 7-8 патронов 12/76 и длинным, порядка 700 мм, стволом. Весит такое ружьё примерно 3,3 кг без патронов. Главный герой по давней кинематографической традиции без устали передёргивал подвижное цевьё, даже если необходимости в этом не было.
Долго ли, коротко ли, но выяснилось, что наркоманы и их дилеры обитают в клубе «Рагнарёк», там же у них лаборатория по производству наркотика «Валькирия», наверное, чтобы далеко не ходить.

Рагнарёк – «гибель богов». Согласно легенде, в этой битве гибнут все боги и великаны, наступает конец времён.

Наркотик позволяет реципиенту орать во всё горло, капать слюной, агрессивно на всех кидаться и поиметь маниакально-депрессивный психоз. То есть с помощью высоких доз алкоголя можно было бы добиться тех же результатов, но с гораздо меньшими затратами. Единственный большой плюс «Валькирии» – реальная, а не мнимая неуязвимость, то ли регенерация органов изменяется, то ли ещё что-то происходит с организмом. Компьютерная предыстория и тут наложила характерный отпечаток на киносценарий.
Макс Пэйн нашёл себе союзницу с куцым бесприкладным пистолетом-пулемётом HK MP5К и кинулся всех крушить, по ходу дела накачавшись наркотиком. В ходе длительных и многочисленных перестрелок выяснилось, что «Валькирию» разработали когда-то военные, чтобы создать суперсолдат. Однако 99% кандидатов в супергерои очень быстро уходили в «вальгаллу» и потому уже не представляли интереса для военного ведомства. Выжил только сержант Люпино, ставший наркоманом со стажем и главным жупелом в фильме.
Проект официально закрыли, но компания Aesir Cº решила распространять наркотик среди мирного населения, а жена главного героя оказалась как-то задействованной в махинациях, её использовали втёмную.
Зло, в лице старикашки-доброхота, как легко догадаться, было наказано выстрелом в корпус. Таким образом, мир оказался избавлен от чудовищного наркотика, к сожалению, только одного.
Фильм оставил какое-то странное ощущение, вроде взяли несколько старых боевиков и наспех слепили из них один. И ещё не понравилась мрачная, безрадостная почти чёрно-белая картинка. Что-то вроде потуг повторить «Город грехов» Роберта Родригеса, но попроще и без известных актёров, остроумно надругавшихся над своим сложившимся амплуа. Однако это только моё мнение.

Тишина

Есть люди, которые ни за какие медовые коврижки не желают жить в городах. Их не прельщают чудовищно гостеприимные «МакДоналдсы», подземные прелести метро, загогулины автострад и хайвэев, жадная толчея гипермаркетов, серые орды иностранных «арбайтеров» и «ночных бабочек». Боюсь, что даже священный для каждого неорусского символ – рабочий посёлок олигархов Рублёвка – не вызовет в них трепет и жажду остаться здесь навечно.
Эти люди – охотники-промысловики. Что им рукотворные дворцы, когда прямо у себя над головой они видят мерцающий миллиардами звёзд свод неба? К чему назойливое рычание автомобилей, когда они слышат свист ветра в верхушках сосен? Зачем магазины, когда всё, что надо для здоровой, естественной жизни, можно найти в тайге? Я знал этих людей, горжусь, что некогда «бил тропу» в снегу и обихаживал свой охотничий путик рядом с ними.
Каждый мужчина по своей сути азартный охотник и добытчик, эти свойства заложены самой Природой. Большинство «охотится» в городах, и только самая незначительная часть предпочитает добывать хлеб свой насущный, занимаясь древним как мир, исконным охотничьим промыслом.
Сегодня у этих достойных людей не совсем ясное и понятное простому охотнику настоящее, ещё более туманное будущее, но зато мощное, как корни тысячелетнего дуба, прошлое.
Умные люди говорят: «Чтобы предвидеть будущее, надо знать своё прошлое…»
Что ж, попробуем на примере лишь одного географического открытия рассказать о жизни наших далёких предков, об их мужестве, стойкости и несгибаемой жизненной силе.
В 1596 году этот остров «открыл» и назвал его Шпицбергеном великий голландский мореплаватель Виллем Баренц. Европейцев поразили необозримые стада китов, что паслись на необъятных водных лугах вблизи острова. Китобойный промысел был очень выгоден. Началось беспощадное, грабительское истребление китов, которое продолжалось свыше двухсот лет. Зоны промысла у Шпицбергена были поделены между голландцами, англичанами, датчанами, немцами, французами и испанцами.
Русские в этом лихорадочном дележе участие не принимали. В отличие от западных европейцев они мало интересовались китами, а охотились в основном у восточного берега архипелага на моржей, белых медведей и песцов. Остров Шпицберген они издавна называли Грумант. Среди поморов всегда было немало варягов, которые, помня своё скандинавское происхождение, называли остров в честь Гренландии – «Груланд». Поморы уже полтысячи лет считали остров своим, русским владением. На это имелись весьма веские основания. Ещё в ХI веке Господин Великий Новгород обложил данью ватаги поморов, добывавших здесь зверя и пушнину.
В то время, когда европейских моряков приводила в мистический ужас даже сама мысль об арктической зимовке на Шпицбергене, сотни русских поморов ежегодно не только отправлялись за добычей на Грумант, но и изредка зимовали там в тёплых бревенчатых избах. Русские цари всегда интересовались освоением Севера и даровали многочисленные льготы монастырям, которые являлись форпостами православного русского мира на новых северных пространствах. Это был, прежде всего, основанный в 1435 году Соловецкий монастырь на Белом море, затем Трифоно-Печерский монастырь, которому сам Иван Грозный разрешил беспошлинно торговать салом и зубом морского зверя. Традицию продолжили Пётр I, императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II.
Не все поморские ладьи благополучно добирались до острова…Однажды, подходя к Шпицбергену, моряки увидели дым. У костра сидело четверо одетых в звериные шкуры охотников. Кормщик согласился забрать их на судно вместе с багажом. Груз оказался не малый – 50 пудов моржового сала, 210 медвежьих шкур и более 200 шкурок белых и голубых песцов.

***

История спасенных охотников поразила всех…
В 1743 году на Грумант ушла ладья во главе с бывалым кормщиком Алексеем Хилковым. У самого берега ладью затёрло дрейфующими льдами. Решили зимовать. Вспомнили, что где-то недалеко должна находиться изба. С тремя товарищами Хилков отправился её разыскивать. Опытный таёжник, он взял с собой надёжное ружьё, рог с порохом и десятка два пуль. У всех четверых имелись крепкие ножи, небольшой запас муки, крупы, соли. Поморы взяли с собой медный котелок и хороший топор, потому что всем известно – русский мужик без топора, что волк без зубов. Вскоре нашли избу, заночевали. Утром вернулись на берег, но вместо ледяных полей и торосов увидели чистую воду. Ладью унесло в океан вместе со льдами.
Что делать? Любой на их месте впал бы в самое чёрное отчаяние. Но не таковы были поморы. Вернулись к избушке. Закипела работа. Вновь хорошенько проконопатили брёвна, накидали побольше мха и сухих водорослей на крышу, поправили сложенную из камней печь, устроили высокий лабаз, разбрелись по берегу в поисках сухого плавника. В избушке нашли кованые гвозди и большой железный крюк, которым, как кузнечным молотом, отковали из гвоздей наконечники для самострелов. Ножи привязали к еловым древкам, получились крепкие рогатины. Занялись заготовкой мяса и шкур. Зверя кругом было много – белые медведи сами подходили к избушке, в горах лаяли песцы, тысячи птиц гнездились на скалах, стада оленей паслись в ближайшем распадке. Порох и пули вскоре закончились. В дело пошли рогатины, самострелы, самоловы, петли и многие другие известные охотникам снасти для добычи зверя и пушнины. Прибрежные воды кишели рыбой. Моржей, тюленей, нерпу били острогой, рыбу научились ловить самодельными костяными крючками или при помощи кошеля-невода, сшитого из оленьих шкур.
Так прошёл год, второй, третий. Одежда и обувь сносились. Зимовщики научились тщательно выделывать шкуры и шить из них тёплую одежду, крепкую обувь. Соль выпаривали из морской воды. От цинги спасались, отваривая целебные травы, почки карликовых берёз и хвою. Пили настой из медвежьей желчи и свежую оленью кровь. По вечерам, сидя у очага, неторопливо рассказывали друг другу длинные истории. Постоянная работа, охота, рыбалка спасали зимовщиков от злой тоски по дому.
Прошло ещё три года, пока их не обнаружили моряки.
Рассказы четырёх русских «робинзонов» о более чем шестилетнем пребывании на арктическом необитаемом острове, впоследствии изданные отдельной книгой, потрясли всю Европу.

***

Легендарным охотником, поистине «патриархом Шпицбергена», стал один из прямых потомков новгородских первооткрывателей острова Иван Старостин. Вначале он плавал на Грумант только летом, но когда умерла жена, переселился на него на постоянное (!) житие. На Шпицбергене Старостин зимовал 32 раза. Умер в 1826 году и был похоронен на берегу Ис-фьорда. Мужественный образ помора, целых пятнадцать лет безвыездно прожившего на суровом, безлюдном острове, в тишине, которая лишь изредка нарушалась гулкими выстрелами его собственного ружья, восхищал и всегда будет восхищать жителей Крайнего Севера. Одинокий мыс, на котором находится могила Ивана Старостина, назван его именем.
Главным явлением на острове была – Тишина. В ней, как на дне моря, тонули все посторонние звуки. Тишина казалась огромной немой рыбой, которая беззвучно открывала и захлопывала рот, безостановочно проглатывая такое же безмолвное, немое время.
Время его жизни.
Невозможно долго одному слушать и терпеть тишину. Человек обязан слышать, как кто-то дышит рядом, изредка разбрасывая вокруг полные пригоршни камушков-слов. Даже скрип чужих лыж кажется музыкой. Тишина давит, лишает сил, поглощает. В тишине кажутся странными собственные мысли и поступки. Животные также молчаливы, их шаги беззвучны, как тени…
Даже когда Иван стрелял в тишину, она не разбивалась на мелкие, звенящие, как льдинки, осколки, а лишь временно отступала, прячась за ближайшую гору. Порой море яростно сражалось с тишиной, но его мерный грохот не мог победить Белое Безмолвие, которое большую часть года простиралось над Островом.
Тишина могла быть доброй, злой, враждебной, но чаще всего она была безразличной к человеку, впрочем, так же, как и цепочки близких скалистых гор, которые вздымались на побережье. Иван любил разглядывать горы. Изредка, когда солнце прогревало воздух до редких в Арктике плюс пяти градусов, он видел, что горы дрожат и, словно гигантские океанские волны, находят друг на друга. Бывало, что самая высокая снежная вершина вдруг рушилась и становилась меньше других. Если долго смотреть на горы, они кажутся живыми…
Перед смертью Ивана тишина оказалась самым лучшим, верным другом. Она заботливо окутала его тело мягким тёплым саваном, беззвучно отпела и похоронила на вершине утёса…

***

В наши дни архипелаг Шпицберген находится на территории королевства Норвегии.



Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-includes/author-template.php:212) in /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-content/themes/Master/includes/includes/contactform.gif on line 2136