Стрельба из лука: книги, фильмы, реальность

Сказка ложь, да в ней намёк… Намёки в наши дни предпочитают не понимать, не замечать и отправлять другим по электронной почте. Людей, подсевших на это, много. Мало кто задумывается над тем, что видит. Ещё меньше тех, кто отличит подвох от реальности.

Парадокс, но в XXI веке, похоже, специалистов и профессионалов днём с огнём не найти. Откуда подобный вывод? Из ежедневных практических наблюдений. Как это связано с темой метательного оружия – стрельбой из лука? Напрямую. Вот пример (фото 1).
В самом центре Москвы, на Новом Арбате, висело огромное, рекламное полотно. На нём надпись: «ВСЕМИРНЫЙ ПАРТНЁР ОЛИМПИЙСКИХ ИГР». И, кроме рекламы, симпатичная фотомодель, демонстрирующая всем своим видом целеустремлённость и волю к победе. Лучница. Красиво, ярко. Но не так.
Первое, что я подумал, подняв голову и увидев полотнище, было: «Стреляй, девочка, стреляй! В мишень всё равно не попадёшь». Так держать тетиву с наложенной стрелой может только полный дилетант. Удивительно, неужели «всемирный партнёр олимпийских игр» никогда не видел правильной прикладки лучника? Или это ошибка очередного менеджера по рекламе? Напрашиваются и дальнейшие вопросы.
В такой всемирно известной и богатой компании не нашлось никого, кто правильно сделал бы рекламный щит? Посмотреть в Интернете, как должен держать тетиву лучник, – дело пяти минут. Но вместо грамотного решения – роспись в собственном непрофессионализме, причём на всю столицу России.
Настоящий стрелок из лука никогда так тетиву держать не будет. Внизу, под стрелой, да ещё и подняв кверху большой палец в жесте римских императоров. Как держит тетиву настоящий стрелок из лука (олимпика) специально для «всемирных партнёров олимпиад» показываю на фото 2.
Посмотрите, как касается носа стрелка-профессионала тетива, обратите внимание на положение пальцев и сравните с «прикладкой» девушки на рекламном плакате, где не только всё неправильно, но тетива ещё и может зацепить локон её волос. Представляете, что будет во время выстрела? Самое безобидное – если ничего. А ведь те, кто насмотрелся на эту «икону» олимпийского партнёра, могут повторить «подвиг». Купить в магазине лук, «оружие досуга», и приложиться, как на транспаранте. Пять олимпийских колец, название солидной компании, плюс сообщение о партнёрстве олимпийских игр вполне располагают к доверию.
Красивые изображения сцен стрельбы из лука изобилуют ляпами и в полотнах современных художников. Создаётся впечатление, что ни один из них не потрудился посмотреть где-либо правильную стойку и прикладку лучника. Живописцы, среди которых и известные мастера, изображают стрельбу из лука так, что герой заведомо нанесёт себе травму или промажет мимо цели. Я понимаю, что сказка – это ложь. Но ведь на неё смотрят миллионы, а вдруг повторят.
На страницах литературных произведений ещё хуже, чем в живописи и рекламном бизнесе. Тут фантазия авторов в обращении с оружием (а лук – это оружие) поистине сказочно захватывает воображение, порождая самые нелепые домыслы и слухи, распускаемые потом восторженными читателями и самими незадачливыми авторами.
В одной из книг мне довелось читать, что лук бил не менее чем на триста шагов (метров двести), пробивая ствол взрослого дерева насквозь деревянной стрелой. Ладно, лук был волшебный, и хозяин его эльф. Но как быть с первым опытом подобной бронебойности, продемонстрированным в кинофильме «Хищник». Там герой «железного» Арни тоже прострелил дерево с большой дистанции. Деревянной самодельной стрелой, стреляя из лука, сделанного из подручного, мягко скажем, хлама.
Опыт вы сможете провести сами, если возьмёте ветку диаметра стрелы и попытаетесь с помощью киянки вбить её в пень или толстое полено. Можете даже оснастить ветку наконечником. Сразу скажу, что после первого же удара получите щепу и занозы. В случае удачного завершения, то есть если вам удалось этой веткой пробить дерево насквозь, немедленно звоните в представительство Книги рекордов Гиннесса. Так что наши отечественные авторы далеко не первые специалисты, у которых деревянная палка пробивает всё что угодно.
Ещё один писатель повествовал о суперстрелках, луки которых весили не менее 60 килограммов. Наверное, при стрельбе из такой баллисты «используют» сошки. Обязательно нужно спросить про отдачу, вдруг её энергию можно использовать для перезарядки? А мобильность стрелка и его передвижение по пересечённой местности облегчается специальным колёсным, а лучше гусеничным, лафетом. Стрела подаётся к тетиве стрелоукладчиком «секретной» конструкции.
Научно-популярные издания современности недалеко отошли от писателей-фантастов. Лидирует любимый многими журнал «Популярная механика». На его страницах можно «точно узнать» о данном виде метательного оружия (луке и стрелах) много нового, проследить деяния «лучников» аж с пещерного века. Цитирую:
«В племенных схватках бойцы всё чаще применяли лук и реже использовали копьеметалку и пращу – древнейшие виды боевого оружия. Древним убийцам больше всего нравилось, что луком можно было пользоваться скрытно – например, неожиданно подкравшись, без боя поразить сильного противника. С другими видами оружия такой трюк был невозможен». Речь идёт о «пещерном» веке.
Утверждать с такой точностью, что и как предпочитали тогда, не взялся бы ни один доктор исторических наук, однако авторам известно всё о криминальных предпочтениях «пещерных убийц».
Далее следует старая сказка про «турецкие луки», уничтожающие всё живое на потрясающих дистанциях, которые в глаза никто не видел. Рассказы о мифических скифах и их невероятной «школе» лучной стрельбы «с двух рук». Количество стрел в два миллиона, ради которых древние, наверное, вырубили половину современной тайги, а потом история списала это на Тунгусский метеорит.
Приводя подобные данные (хронологии исторических событий) и особенно цифры (подлётное время стрелы 1,2 секунды), хорошо бы ссылаться на источник, откуда эта информация взята. Временной интервал 1,2 секунды очень похож на замер скорости вылета снаряда современным прибором, которым действительно пользуются лучники и которого быть не могло в доисторические времена. Но, судя по цифре, в античности пользовались карбоновыми плечами, то есть американскому проекту «спейс шаттл», возможно, уже две тысячи лет, имейте в виду!
Без конкретных ссылок на исторические труды, точные источники технических данных подобная информация, мягко говоря, очень сильно смахивает на Интернет-ресурс библиотеки «Википедия», где, по большому счёту, достоверных сведений по данной тематике практически нет.
Современные изготовители «традиционных» исторических луков и стрел всё ближе подводят нас к тому, чтобы мы не удивлялись применению новейших технологий в изготовлении «артефактов». Это целая индустрия, где делаются немалые деньги.
«Мы использовали гусиные перья», – пишут авторы о процессе изготовления стрел, приводя фотографии этих перьев. По странному совпадению они очень похожи на перья, производимые американской компанией EASTON, специальное устройство мастера сильно напоминает широко используемую сейчас машинку для монтажа перьев стоимостью 20-30 у.е.
Сегодняшняя литература, «научно-популярные» статьи порой наносят непоправимый вред, плодя армию «зачарованных» романтиков той или иной проблемы, которые, посмотрев фильм, прочитав книгу или заглянув в журнал, полагают, что они «об этом» уже всё знают и являются мастерами.
Выскажу своё мнение. Всё, что я видел до сих пор о луках и стрелах, очень похоже на страницы интернет-сайтов. Начитались, восхитились – и вперёд! Кстати замечу, что стрельба из лука и арбалета вне специальных помещений и территорий – стрельбищ, запрещена законом. За пристрелку или тестирование подобного метательного оружия в лесах может наступить уголовная ответственность, если попадётесь. Если останетесь незамеченными, то следует всегда помнить, что вы можете нанести непоправимый вред здоровью или лишить жизни находящихся поблизости людей.
Кинематограф уводит от истины ещё дальше. Но если американской кинокухне хватает денег и здравого смысла нанимать консультантов и профессионалов, то у нас маразм только крепчает. Последний профессиональный подход к делу закончился, на мой взгляд, в середине 80-х прошлого века, когда киностудии консультировали действительно знающие люди, а в массовке снимались настоящие спортсмены-стрелки.
Вспомните уже современный отечественный сериал «Молодой волкодав»? Угрожая главному герою, девушка-злодейка растягивает лук «щепоткой» пальцев, как берут соль. Герой делает неуклюжие попытка «качания маятника», выслушивая приговор. Хотя мог и не беспокоиться. Если сила лука такова, что девушка без затруднений натягивает тетиву щепотью, стрела не нанесёт здоровому мужику никакого вреда, да и вовсе не попадёт в цель, при такой отличной технике выпуска можно даже за лицо не бояться.
Хотя и за океаном в «мире просвещения» раз на раз не приходится. Вот два разных примера от американских сказочников из Голливуда.
Пять баллов за работу я бы поставил создателям фильма «Гладиатор», получившего несколько «Оскаров». Милая сказка, красочное эпическое действие и серьёзный подход к делу. Те, кто смотрел лицензионную версию фильма, наверняка видели материал о том, как эта сказка создавалась.
Для тех, кто не видел, смотрите и знакомьтесь: Саймон Атертон – главный оружейник «Гладиатора» (фото 3). В документальной части он подробно рассказывает, как всё оружие и метательные устройства, использованные в фильме, были изготовлены и опробованы современными способами.
Команда мастеров и каскадёров сделала всё возможное для создания отличного эпического зрелища. Авторы старались соблюсти историческую достоверность внешнего вида и данных некоторых видов оружия, но их фантазия пошла дальше. Из интервью с оружейниками проекта «Гладиатор» вы можете узнать о создании абсолютно современного четырёхствольного арбалета, который столь эффектно смотрелся на арене древнего Колизея. Историческая достоверность появления данного оружия в древнем Риме нулевая, и создатели не скрывают этого, щедро давая зрителю «хлеба и зрелищ».
Именно за это и последующие разъяснения, что на самом деле было на съёмочной площадке, я и поставил данной работе «отлично». Всё что на экране – сказка. А как её создавали, рассказано без утайки.
Во всех сценах с лучниками в фильме работали каскадёры. Эффектные кадры попадания стрел в щиты и в противника – прекрасная работа актёров, каскадёров и операторов. Даже на арене Колизея, при стрельбе из «традиционного» лука с несущейся колесницы, стрелки в цель не стреляли, просто посылали стрелы на ветер, за камеру. В реальности стреляли каскадёры (фото 4).
Стрелок-каскадёр, кстати левша, делал это за них, находясь от щитов гладиаторов на дистанции, не превышающей десяти метров. Рядом с ним был и специалист по метанию копья. Надо отметить правильность стойки и прикладки лучников, что делает честь постановщикам трюков и консультантам.
У Джона Рэмбо за время его существования на киноэкране была долгая практика стрельбы из блочного лука, но смехотворная от начала до конца, хотя и очень зрелищная. Стоит только сделать стоп-кадр и посмотреть внимательнее, как сразу станет ясно, что лучник из него скверный (фото 5).
Лук держит сжатым кулаком, хват тетивы такой же. Используя прикладку, близкую к прикладке стрелка из олимпика, он не пользуется ни прицелом, ни стабилизатором. Чтобы эффективно целиться по стреле, прикладка должна быть выше. Отвод тросов на луке не наблюдается. Оружие оснащено полкой очень странной конструкции, древко стрелы контактирует с ручкой лука. Ну это ладно, полка у Рэмбо просто очень старая. При такой комплектации компаунда и такой технике стрельбы Джон Рэмбо не попал бы ни во что, а на экране он пачками валит в глаз и в ухо бегущих злодеев. Чтобы попадать в цель, его снаряжение должно выглядеть минимум как на фото 6.
А ещё я восхищен его фирменным колчаном стрел. Герой прыгает, бегает, катается по земле и падает, а ни одна стрела при этом из волшебного колчана не выпадает, даже хвостики не ломаются и перья не мнутся. Я тоже такую волшебную штуку хочу! Что там внутри? Антиграв на пальчиковых батарейках, защитное поле или новейшие технологии, благодаря которым внутри колчана миллионы лжеручек держат стрелы, не давая им выпадать, попутно производя их невидимый ремонт?
Как бы там ни было, вещь явно «эксклюзивная», больших денег стоит, в колчане ведь даже стрелы не кончаются. Благодаря встроенной опции портативного телепорта, хозяин может получать дополнительные боеприпасы прямо на поле боя, непосредственно со склада компании-производителя. Вот это сервис налажен!
А ведь по данным «Популярной механики», первыми к обеспечению своих стрелков подобным образом подошли те самые парфяне, заготовившие как-то два миллиона стрел. Интересно, свежие батарейки в парфянской армии в комплект колчанов входили? Или тогда ещё дизель-генераторы с собой за плечами таскали?
Современные аниматоры (скоморохи по-русски) предложат вам на любом публичном празднике окунуться в атмосферу романтического средневековья, за деньги предложив побыть в шкуре древнего стрелка, витязя и даже всадника-паладина. У них благая цель,. они устраивают зрелище, их призвание – не давать людям скучать. Но поскольку бесплатно никто ничего не делает, можно, не стесняясь, спросить, сколь точно вы будете похожи на исторический персонаж.
Конечно, это всего лишь игра, но с претензией на историческую достоверность, и желательно, хотя бы часть игры выполнять правильно. Персонал для такого рода зрелищ нужно всё-таки немного обучать. На фото 7 я показываю правильные стойку и прикладку лучников, чтобы вы могли видеть, как работают с луком мастера-профессионалы.
Можете сами сравнить положение локтей во время изготовки. От обучения и тренировки стрелка, правильности его действий напрямую зависит точность попаданий и эффективность стрельбы.
К чему же приводит непрофессиональный подход и дилетантское обращение с оружием? Наиболее показательный для меня пример. В одном из известных государственных оружейных музеев, в разделе современного отечественного оружия выставлен арбалет китайского производства, причём не блочной, а роликовой схемы. В чём разница? Блоки компаунда призваны увеличивать скорость вылета стрелы, работая вместе с мощными карбоновыми плечами. Роликовая схема призвана удлинять тетиву, чтобы не нагружать плечи оружия низкого качества, дабы те не ломались. Ролики не увеличивают скорость снаряда и не способствуют резкому быстрому выстрелу. Мало того, у данного музейного образца ещё и ролики ассиметрично (криво) установлены (фото 8).
Такая схема сделана китайцами для сборки подобных игрушек из отходов другого производства и позволяет «оружию» легко пройти сертификацию в качестве оружия досуга и развлечения. Вам могут предложить усилить его, продав отдельно более мощные плечи с такой же роликовой схемой, их установка автоматически переведёт вас в разряд нарушителей закона. При этом продавец будет обманывать, что правоохранительные органы не догадаются о замене. Динамометры, измеряющие силу натяжения тетивы, давно используются на каждом соревновании судьями. А сейчас вообще перешли на цифровые модели. Вашу игрушку, в случае подозрения, измерят без проблем.
Я не поленился подойти к персоналу оружейного музея и высказать сомнение о предметах «экспозиции современного отечественного оружия». Ответом мне была потрясающая фраза: «Ну, кто ж знал?» И это практически в научном центре, в государственном оружейном музее!
Представляете, к чему может привести подобный подход к оружию? И пока все целы, никто не травмирован, лучше бы взять на работу специалиста или хотя бы получить консультацию. Потратьте немного времени, узнайте, как должно быть на самом деле. Это же пожелание и авторам современных сказок. Хотелось бы, чтобы сказочник не считал людьми безграмотными своих слушателей, читателей и зрителей. И хорошо бы сказочникам оставить претензии на историческую достоверность историкам и археологам, знающим на порядок лучше, «как было на самом деле». Работу с оружием надо доверять профессионалам.

Снайперские соревнования памяти капитана В.Берлина

Взращённые кинематографом «хрестоматийные» понятия о снайпинге, где основными и достаточными условиями высокоточной стрельбы являются брутальная винтовка, оснащённая оптическим прицелом неизвестного происхождения, и простое совмещение перекрестия того самого прицела с «мишенью», после чего следует выстрел и попадание, как минимум не соответствуют действительности. На самом деле всё не так просто.

Практика говорит об обратном – сверхточное оружие само по себе не стреляет и не является гарантией точного выстрела. На первом месте всегда стрелок, на которого ложится принятие решения и ответственность за выстрел и который обязан поразить цель независимо от своего состояния и внешних условий. Одно дело попадать в «яблочко» на тренировке, когда стрелок сам подбирает место и время стрельбы, и совсем другое, когда эти параметры диктуют обстоятельства. В условиях цейтнота или стресса поражение мишени становится непростой задачей даже для специалиста высокого класса. Одним словом, жизнь не кино, и классическое суворовское: «Тяжело в учении – легко в бою!» – ещё никто не смог опровергнуть.
Но одна лишь стрелковая практика, сдача зачётов на разряд и тренинги не могут решить задачи по подготовке классного стрелка, поэтому стараниями энтузиастов отечественного снайпинга проводятся специализированные соревнования, призванные поднять профессиональный уровень отечественного военного или полицейского снайпера. На сегодняшний день такие встречи специалистов из разных структур являются, пожалуй, единственным и наиболее эффективным средством, способным систематизировать обмен опытом, новинками и современными концепциями, профессиональными знаниями и методиками для обучения или повышения квалификации.
Международные соревнования снайперских пар памяти капитана Виктора Берлина традиционно проводятся в декабре и являются трудным испытанием для профессионалов как по погодным условиям, так и по сложности заданий.
Формат турнира достаточно специфичен, отличается по структуре упражнений от других подобных соревнований и основан на методике подготовки снайперов некоторых спецподразделений антитеррора. Три дня стрелки, а всего участвовало 19 снайперских пар из спецподразделений России и Белоруссии, отрабатывали упражнения на разных дистанциях от 150 метров до 1600 метров, включая ночные стрельбы.
Ключевой момент при выполнении любого упражнения – стрелкам неизвестно заранее расстояние до мишеней и их расположение на полигоне, то есть снайперская пара может увидеть мишень только после того, как судейская бригада даст команду на подготовку к открытию огня. Время на подготовку и стрельбу ограничено правилами в зависимости от вида упражнений. Очки начисляются за точность и кучность попаданий.
Например, на дистанциях 150-520 метров условия стрельбы не изменились по сравнению с прошлым годом: по команде судьи 30 секунд на занятие позиции, идентификацию цели, расчёт вводных по ветру и расстоянию вторым номером, за которые первый номер должен не только найти мишень и ввести поправки, но и успеть «влежаться» на огневой, что является залогом точной стрельбы, и затем 15 секунд на поражение мишени двумя выстрелами. Это очень мало, нет времени на ожидание лучших ветровых кондиций, нет возможности «пропустить» стрелков слева и справа «вперёд», то есть стрелять уже после того, как они закончат, и не попадать под залп – в итоге стреляют все практически одновременно, что не может не влиять на точность попаданий.
В группе ночных упражнений 2 минуты на всё – поиск цели, вводные и саму стрельбу. При этом нужно не только найти мишень, но и в полной темноте замерить до неё дистанцию, что составляет большую проблему, поскольку специальные дальномеры с «ночным каналом» всё ещё большая редкость. Тем не менее снайперы успешно выходили из положения с помощью обычных дневных приборов, которые наводились на мишень ночной оптикой по видимому в неё «зайчику» от лазерного излучателя.
Группа «сверхдальних» упражнений – за два дня десять стрельб на разных дистанциях от 920 до 1605 метров – по сигналу судей 3 минуты на подготовку и три выстрела. При этом стрельбы проходили не на уютном стрельбище в живописном лесу, а на знакомой уже по прошлому году продуваемой всеми ветрами вдоль и поперёк высоченной крыше танковых боксов, на которую за один подъём в зимнем обмундировании со всем снайперским скарбом и снаряжением можно было начислять дополнительные очки за храбрость.
Количество винтовок на снайперскую пару и их калибры правилами соревнований не ограничивались – допускалось использовать любое оружие и боеприпасы, способные работать как на близких, так и сверхдальних дистанциях. Предпочтительными как наиболее универсальными под такие задачи естественно были калибры .338 LM и 6,5-284 Win (винтовки SAKO TRG 42, AI, Прехтль и ОВЛ), но, как ни странно, в первый день на коротких и средних дистанциях до 520 метров «суперпушки» не имели преимущества у более «скромных» собратьев под патроны 6 мм БР, .308 WIN и 7,62Х54 и допускали малообъяснимые промахи, что позволило несколько уравнять шансы стрелков и набрать очки до начала упражнений на сверхдальних дистанциях и лишний раз доказало – лёгких выстрелов не бывает, а от промаха никто не застрахован.
Хотя и существует мнение, что соревнования такого формата выигрываются в первый день, тем не менее на второй и третий день турнира «тяжёлая артиллерия» ушла в отрыв и со значительным перевесом, разыграла между собой места на пьедестале.
По вполне понятным причинам самым массовым был отечественный патрон 7,62х54Р и оружие под него – СВ-98, МЦ-116/МЦ-116М и «Рекорды» ещё советского производства, из которых, оснащённых современной оптикой, тем не менее были уникальные по своему попадания на умопомрачительные 1500 метров (при том что превышение траектории над линией прицеливания для этого патрона составило 74 метра (!!!!) или 154 МОА вертикальной поправки!).
Естественно, на «сверхдальние» никто «вслепую» не стреляет, и попадания на полтора километра являются результатом точного расчета вертикальных и горизонтальных поправок с помощью «продвинутых» баллистических вычислителей нового поколения, в основном отечественных разработок, способных выдавать реальные данные для стрельбы на дистанциях свыше 1000 метров при скоростях пули, близких к трансзвуковым.
По итогам соревнований призёрами стали команды:
1 место – УСН СБП ФСО 2
2 место – Упр «А» ЦСН ФСБ РФ
3 место – УСН СБП ФСО 1
4 место – УСН СБП ФСО 3
5 место – Пограничная служба РФ 2
Конечно, разница в вооружении и боеприпасах даёт о себе знать, но, несмотря на то, что всегда есть явные лидеры и отстающие, соревновательная составляющая и «война железа» действительно работают как задумано: в первую очередь на понимание того, что лидеров можно победить только их «оружием» – качеством и уровнем мастерства, вооружения и снаряжения. Это и является целью организаторов снайперских соревнований памяти В.Берлина.

Ведь от тайги до британских морей…

Ведь от тайги до британских морей
Красная Армия всех сильней.

23 февраля – снова «красный» день календаря… Кто – куда, а мы с бодрым праздничным настроением идём в ЦМВС. То есть, в Центральный музей Вооружённых Сил. А проще и привычней говоря, в музей Советской Армии.
Сегодня будет достаточно нелегко поверить в тот факт, что история возникновения этого знаменитейшего столичного военного музея, находящегося под суровым патронажем Министерства Обороны, началась с махонькой, приуроченной ко второй годовщине РККА московской выставки «Жизнь Красных Армии и Флота». Приказ №2207 о её скорейшем «развёртывании» на пути в массы был подписан заместителем председателя Реввоенсовета Советской Республики 23 декабря 1919 года. Однако, лишь во второй половине июля 1920 года при спонсорской поддержке Политуправления РВСР действительно организуется небольшая тематическая экспозиция на первых этажах здания Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). Спустя год зримо и предметно рассказывающая о жизни «непобедимой и легендарной» выставка превращается в музей Красных Армии и Флота. В течение последующих весьма неспокойных лет «прописка» выставки-музея менялась неоднократно. В феврале 1927 года под музейную экспозицию было предоставлено левое крыло здания Центрального Дома Красной Армии на Екатерининской площади (ныне площадь Суворова). «Храм военной истории» стал почтительно именоваться Центральным музеем Красной Армии (ЦМКА). А 8 мая 1965 года, после почти восьми лет ударных строительных работ, в двух шагах от Театра Советской Армии торжественно открыло свои прозрачные двери новое величественное здание ЦМВС – воздвигнутый из стекла и бетона двухэтажный особняк со знаменитой «тридцатьчетвёркой» у парадной лестницы…
Конечно, охватить нашей скромной блиц-экскурсией все двадцать четыре светлых и просторных зала музея будет, мягко говоря, затруднительно. А посему пройдёмся на этот раз лишь по «новейшей» истории Советской, а затем и Российской Армии. Итак, погружаемся во временной интервал с 1945-го по 2009 год…

Содержание №143

МАСТЕР-NEWS

ОХОТА
Кто он, африканский «Пи-Эйч»?
М. Шукис

ТВОЁ РУЖЬЁ
Редкий «Бельгиец» от Чижова
Ю. Маслов

ОРУЖЕЙНЫЙ МИР
«Дракон» в двух обличьях
А. Посудин

ВЕЛИКИЕ ОРУЖЕЙНИКИ
Фриц Великий из Целла-Меллис (ч. 2)
И. Шайдуров

ОРУЖЕЙНЫЙ МИР
Штуцер Sabatti Safari Classic

ВЫСТАВКА
Оружие и доспехи самураев
К. Тесемников

ОТ А ДО Я
Оружейные мастера и фирмы России XVII-XX веков
Ю. Шокарев

OLD ARMS
Старый знакомый
В. Лесняк

ИСТОРИЯ
По минным полям…
А. Орехов

КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Русские идут! Или «Хрюши» из Вятских Полян

ПНЕВМАТИКА
Walther-850. Перезагрузка
К. Плахов

КИНОВЫСТРЕЛ
«Опасный Бангкок»
К. Тесемников

ВЕЛИКИЕ ОХОТНИКИ
Патриарх русской охоты
Д. Дурасов

ДРУГОЕ ОРУЖИЕ
Стрельба из лука – книги, фильмы, реальность
В. Андреев

КАЛЕНДАРЬ

СНАЙПИНГ
Снайперские соревнования памяти капитана В. Берлина
С. Челноков

ФОТОРЕПОРТАЖ

Зимняя охота в Калмыкии

Весенняя охота на гуся в Калмыкии мне знакома давно, а вот поздней осенью и зимой бывать не приходилось, поэтому декабрьская экспедиция вызвала повышенный интерес и обещала массу новых впечатлений. Ведь в Калмыкии в это время ещё серьёзная плюсовая температура. Да и поохотиться весной можно только разве что на гуся, осенне-зимний же сезон предполагал большое разнообразие. Тут тебе и гуси-утки, и куропатка, и заяц-русак, лисица, корсак и масса другой живности в степи. Главное найти способы охоты на них, но с этим как-нибудь разберёмся на месте.
И вот два скоростных джипа с шестью охотниками на борту наматывают километры по дороге в столицу Калмыкии – Элисту.
Меньше суток в пути – и мы у порога дома нашего старого приятеля и проводника Василия Бережного. Где-то после Волгограда погода сменилась на плюсовую, а Элиста вообще встретила мягким «бабьим летом», и это в декабре. Дальше направляемся в Министерство природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкии, где рассчитываем взять путёвки на охоту в интересующий нас район. Есть некоторые сомнения на этот счёт, ибо все охотники знают, сколь порой неохотно встречают некоторые местные власти приезжих охотников, но здесь всё обстоит прекрасно. В отделе охоты без малейших колебаний выписывают путёвки на водоплавающую дичь, полевую (степную), зайца и пушного зверя и, что примечательно, совершенно бесплатно. Начальник же отдела по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны и использования животного мира Дорджиев Анатолий Инджаевич, узнав, что я корреспондент столь известного в охотничьих кругах журнала (в Калмыкии «МастерРужьё» очень популярен), пригласил меня побеседовать и поделился мыслями о проблемах и путях развития охоты в Республике. Затем мы с ним прошли к заместителю министра Юрию Борисовичу Каминову и обсудили многие вопросы. Интервью с ним будет напечатано отдельно). Разговор прошёл очень оживлённо, чувствовалось, что эти люди всей душой болеют за свой край и фауну республики, что им известны, понятны, близки нужды и интересы охотников.
С приятным впечатлением от встречи, наша экспедиция тронулась в степь, где предполагалось разбить палаточный лагерь. Но сначала необходимо было сделать главное, а именно, найти место кормёжки гуся, ради которого, собственно, всё и затевалось. Василий, пользуясь современными средствами связи, обзвонил знакомых чабанов (нам бы эту связь лет десять назад) и выяснил, что скопления гусей наблюдаются в районе Чограйского водохранилища. Это и понятно – гусь редко кормится далеко от воды, на которой ночует. Значит, нам путь туда.
Дорога попеременно идёт то через первобытную степь, то через посадки озимых, но гуся пока не видно. Встретившийся районный охотовед пояснил, что эти поля засеваются первый год, и гусь просто ещё их не нашёл, но сведения наши верны и ближе к Чограю птица есть. Едем дальше и буквально напарываемся на тысячную стаю, сидящую почти у дороги. Ретируемся назад, а гусь, поднявшийся было в воздух, снова садится на зеленя. Объезжаем его и, отъехав пару километров, разбиваем лагерь.
Лагерь у нас добротный: большая палатка с обеденным столом и газовой плитой, стоянка для машин и три двухместные жилые палатки. Закончив устраивать быт, снова отправляемся в разведку, но больше гусей не находим. Зато поднимаем две стаи каких-то крупных птиц, и в бинокли удаётся разглядеть, что это стрепеты. Значит, степь возрождается. Уже давно стрепеты и дрофы занесены в красную книгу как исчезающий вид, но, по словам моих недавних собеседников, сегодня их численность восстанавливается, и нам посчастливилось убедиться в этом собственными глазами. Такой положительный момент радует любого охотника. Мне хорошо знакома эта птица по книгам любимого писателя Валериана Правдухина, и, глядишь, самому когда-нибудь удастся поохотиться на стрепета.
С гусями же решаем так. В первое утро попробуем встретить их на месте присады, вырыв классические стрелковые ямы и расставив имеющиеся у нас в большом количестве чучела. На весенней охоте этот известный способ охоты проходил, правда, с переменным успехом. Главное, не согнать гусей с насиженного места до тех пор, пока они сами не улетят. Но мы этого делать не собираемся, а конкурентов-охотников пока не видно.
До вечера ничего не предпринимаем, наблюдая за птицами. Те ведут себя спокойно, лишь иногда поднимаются на крыло, чтобы переместиться на свежую травку и совершить дежурный облёт. Наконец гуси заволновались, загалдели, дружно поднялись в воздух (довольно высоко) и ушли на воду. Уже совсем темно, но по ориентирам и помёту находим место «базара» и роем ямы-засидки. Хотя я и не люблю скопления стрелков в одном месте, выбора нет, и приходится применять «американский» способ охоты, когда роют индивидуальные ямы на каждого охотника в паре метров друг от друга для всех стрелков. Стая всего одна, кормится на одном поле, и мы готовим шесть засидок. Единственным плюсом такой коллективной охоты является, на мой взгляд, сбивание всех чучел и профилей в одну «стаю» обманок, что увеличивает шансы подманить гусей. У нас получается вполне приличная «стая» из качественных полу- и полнокорпусных чучел, примерно в сотню голов, и это хорошо. Да, чуть не забыл. Предварительно мы испросили и получили разрешение рыть ямы на зеленях, но с обязательным условием закопать их после охоты (что и сделали).
Роем сидушки и разбрасываем землю широким кругом по периметру, чтобы не получились бугры. Вроде всё грамотно, но, как выяснилось позже, это нас и сгубило. В темноте никто не заметил, что глубинный грунт светло-жёлтого цвета, и возле ям образовались отвратительные яркие круги, особенно заметные сверху. Расставляем чучела подковой, как бы предлагая прилетающим стайкам место внутри неё, а также там, где расположены стрелковые места. Чучела развернуты под небольшими углами с общим направлением на ветер. Ямы же, наоборот, вырыты и замаскированы с учётом удобства стрельбы по ветру, так как гуси всегда заходят на посадку против ветра. Вроде всё по классике, и можно ехать на базу отдыхать.
Перед рассветом каждый занимает вырытый по индивидуальному плану и с учётом собственных габаритов окопчик, и все замирают в ожидании. Гуси должны появиться в районе семи часов, сейчас только шесть, и общая расслабленность присутствует. Именно поэтому все с удивлением, даже и не пытаясь схватить ружьё, глазеют на молча появившегося гусака-разведчика. Тот спокойно проходит низом над всеми засидками – так и кажется, что фиксирует огневые точки на фотоплёнку – и спокойно уходит, провожаемый запоздалым одиночным выстрелом и энергичными выражениями.
После этого, естественно, все начеку, но первая группа появляется только через сорок минут. И это не просто группа, а полтысячный табун, который, совершенно не обращая внимания на обманки, делает несколько кругов в стороне и садится в полукилометре от нас. Всё, на сегодня охота для нас кончилась. Дело известное, теперь он будет «впитывать» в себя все вновь прилетающие стаи.
Понаблюдав с часок за этим процессом, мы собираемся уходить в лагерь. Не успеваем подняться, как вдруг потревоженная кем-то стая отрывается от земли и без набора высоты начинает надвигаться на нас. Представляете, сотни белолобых голов на высоте 3-5 метров летят прямо на хищно ощетинившиеся стволами ямы. Вот это удача. Все вжимаются в дно ям, стараясь слиться с горизонтом. Ещё пара минут, и можно стрелять. Но не тут-то было. По непонятной поначалу для нас причине стая вдруг делится на две половины и, обтекая засаду с двух сторон, уходит на другой конец поля. Только отойдя на приличное расстояние от ям, мы увидели, как ярко выделяются на зелёном фоне поля наши засидки. Естественно, гуси встревожились и обошли их. Вот теперь действительно здесь больше делать нечего. Даже чуда не будет, пора домой.
Поскольку гуси подходили на запредельной для нормального выстрела высоте, ловить их на подлёте, или, выражаясь научно, охотиться «на перелёте», нет смысла, остаётся только сделать ещё одну попытку и вырыть ямы ближе к новому «базару» или прямо на нём, хорошо их замаскировав.
День впереди длинный, и надо бы занять его охотой. Опыта охоты в степи нет ни у кого, кроме Василия, и мы внимательно выслушиваем его предложения. Трём охотникам приглянулось предложение поохотиться на уток по берегу Чонгара, а меня соблазнил вариант загонов на лисиц по балкам. В самом деле, загон – дело знакомое. Соблазняю двух самых молодых охотников, и во главе с Василием мы отправляемся в степь искать подходящую (он покажет какую) балку. Оказалось, это нетрудно, вся степь буквально изрезана ими. Упираемся в первую попавшуюся и высаживаем двух загонщиков, в том числе и меня, а Василий с одним стрелком заехали на пару километров вперёд и встали на номера. Выждав условленное время, загонщики по обеим сторонам балки погнали на стрелков. Иду так, чтобы одновременно были видны дно оврага и склоны холмов вокруг него. Иногда поднимаюсь наверх, чтобы осмотреть горизонт, после этого спускаюсь вниз заглянуть в дно балки. Балка огромна с многочисленными «отнорками», уходящими в разные стороны. Заглядываю в один из них, и прямо из-под ног вырывается заяц. Вскидываю ружьё, но русак скрывается за изгибом овражка, добегаю до поворота – заяц уже за следующим. Так и ушёл. Но сам выход зайца обнадёживает – значит, он здесь есть. Впереди небольшая площадка, поросшая выгоревшей ещё летом почти белой травой. Прекрасное укрытие для перелинявшего под зиму русака. Он тут и оказался, выкатив шагах в десяти и направившись вверх по склону оврага. Стрелять очень удобно, и я достаю его первым выстрелом. Снимаю ремень с ружья, перетягиваю лапы зайца на его концах и вешаю через плечо. Можно работать загонщиком дальше. Следующая площадка побольше, и снова русак, вылетевший из такой же травы, мчится на склон. Вешаю его на ремень рядом с первым. Неплохо. У нас в Подмосковье можно неделю проходить и ни одного не поднять. Двигаюсь дальше и тут же слышу голоса стрелков. Это Василий отчитывает молодого напарника, который вместо того, чтобы прятаться на номере, высунулся по пояс и рассматривал ложбину в бинокль. В результате лисица, заметив его, ушла отрогом в степь.
Выяснив отношения, разобрав ошибки и подытожив набранный опыт, заезжаем на несколько километров вперёд, собираясь делать следующий загон. Однако балка в этом месте слишком широкая и больше подходит для вытаптывания зайцев, чем для лисьего загона, да и время уже поджимает, поэтому переносим охоту на утро, а сами едем в ближайшую кошару за молоком.

Read More…



Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-includes/post-template.php:169) in /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-content/themes/Master/includes/includes/contactform.gif on line 2136