«… Шли по Туле мастера…»
Олег Сергеевич Семёнов
Олег Сергеевич Семёнов родился в 1962 г. в Туле. Осваивать профессию гравёра начал ещё в школе (10 класс, учебно-производственный комбинат, занятия 1 день в неделю).
В 1977 г. он окончил Тульскую детскую художественную школу им. Поленова, Школу оружейного мастерства при Центральном конструкторском исследовательском бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) по профессии гравёр-художник (1985 г.). А в 1988 г. окончил вечернее отделение Тульского политехнического института по специальности инженер-механик. И именно в ЦКИБе, хотя и не сразу (до службы в рядах СА обучался профессии краснодеревщика и осадчика лож. Сделал самостоятельно осадку ружья МБ, признанного одним из самых сложных для осадки), молодой мастер продолжил свою работу в качестве гравёра по огнестрельному и холодному охотничьему оружию. Таким образом, Олег Сергеевич, что называется, с молодых лет, впитал в себя богатейшие традиции тульской оружейной школы.
Созданием авторского художественного клинкового оружия занимается с 1993 года.
Член правления Творческого Союза «Гильдия мастеров-оружейников» со дня основания (1999 г.). Член Творческого Союза Художников России (Международной федерации художников) с 2004 года. Государственный эксперт по культурным ценностям, в 2008 году аттестован комиссией Россвязьохранкультуры на право производства экспертиз (современное авторское художественное клинковое оружие). Автор двух книг по гравировке и созданию АХХО.
Участник всероссийских и международных оружейных и художественных выставок, в том числе четырёх выставок в Оружейной Палате и Успенской Звоннице Московского Кремля, семи выставок в Тульском музее оружия, выставок в Федеральном Собрании Российской Государственной Думы, Российском Фонде Культуры и многих других.
Творчество художника велико и многообразно. Мне же хочется рассказать о его работах, связанных с охотой. И начать я предлагаю с декорирования охотничьих ружей. У Олега Семёнова есть несколько превосходных работ. Вот, например, охотничий комплект ружьё МЦ 106-12 «Грация» и нож «Гон»
Это классический вариант именно тульской школы гравировки и в целом декора охотничьего ружья в комплекте с ножом. Основными здесь являются всечка золотой и серебряной проволоками, насечка птиц и головы собаки серебром, таушировка фона золотом (механическое набивание в замок золотой проволоки), чеканка, плоскостная и обронная гравировка, резьба, инкрустация. Хочу обратить внимание на изображение уток, запечатлённых в момент посадки на воду. Поражает достоверность рисунка. А изображение косули на тыльнике ружья, сделанного из эбонита (особенностью гравировки по эбониту является то, что эскиз приходится рисовать сразу на детали, карандашом по белой гуаши, нанесённой тонким слоем; рисунок перед гравировкой по контуру обводится чертилкой, и гуашь смывается), просто восхищает – настолько точно передано состояние животного, которое в любой момент готово сорваться с места.
Знаете, во время одной из охот на меня вышло небольшое стадо оленух (две взрослых и пять сеголеток). Они замерли, не решаясь перейти просеку, и примерно секунд 15 я наблюдал этих прекрасных животных, тем более что стрелять было нельзя. Так вот именно это состояние и удалось передать художнику. Фантастика.
Я задавал мастеру вопрос, как ему удаётся передать и такое состояние, и само движение зверя или птицы. Он ответил, что здесь гораздо важнее передать не столько движение, сколько состояние ЖИЗНИ. Ответ буквально потряс меня своей глубиной. Мне кажется, что далеко не каждый мастер-гравёр способен хотя бы сформулировать такую цель – показать в своей работе жизнь, а уж реализовать её, тем более дано немногим.
Обращает на себя внимание тщательность прорисовки каждой линии, каждого штриха. Вот, например, как выглядит оформление рукояти на ноже этого охотничьего гарнитура. Нож называется «Гон».
Особенно поражает медальон на тыльнике ножа с головой рыси. Взгляд живого зверя, да и только!
Посмотрите ещё один образец творчества Олега Сергеевича.
Это гравировка на ружье МЦ 108, которая называется «Дальний Восток». Гравировка на боковых досках изображает сцены охоты леопарда на косулю и тигра на кабана. Посмотрите, сколько экспрессии и достоверности в движениях и позах зверей! Украшены также и патронники, рычаг запирания, предохранительная скоба. Не обошёл мастер вниманием цевьё и ложу. А выбранные узоры и техника их исполнения создают вполне гармоничный фон для основных изображений на боковых досках. При этом важно отметить, что оружие не перегружено декором.
Вернёмся всё-таки к основной теме – ножам. Один я уже показал. А вот другой потрясающий нож, который называется «Тигр».
Сам нож был сделан мастером Владимиром Щербаковым, а гравировка выполнена Олегом Семёновым. Я никогда не видел такой геометрии и конструкции собственно клинка. Просто потрясающие решения. Как действующий охотник могу с уверенностью сказать, что таким ножом можно решить любые охотничьи задачи. Мне кажется, здесь применена сталь 95Х18, что в совокупности с богатым декором требует повышенного внимания при заточке. Наличие подпальцевой выемки на рекоссо, выборка на обушке позволяют сместить центр тяжести к кончику и «укоротить» клинок в случае необходимости, особенно при съёме шкуры. Иными словами, это отличный рабочий нож. Но…я бы его в лес не взял. Жалко. И это вполне простительно. Посмотрите на декор. Снова мастер применил самые сложные в исполнении, классические для Тулы техники гравировки. А голова тигра! Очень достоверное изображение момента, когда зверь угрожает и готов атаковать.
Вот ещё один охотничий нож (дизайн С. Данилина).
Что тут сказать? Слова заканчиваются. Конструктивно это классический русский охотничий нож. Выраженные упоры недвусмысленно говорят: «Это оружие!» Сейчас такие ножи большая редкость. Декор сделан настолько мастерски, что мозаичная сталь клинка видна только на спусках. А головы тигра и льва подсказывают – этому ножу и трофейная охота в Африке вполне по плечу. Хотя лучше его туда не возить. Иначе местные PH (professional hunter – профессиональный охотник, обязательный участник трофейных охот) просто забудут о своих обязанностях.
Хочу обратить внимание на очень важный конструктивный элемент этого, да и всех остальных ножей тульской школы. Я имею в виду конструктивные особенности монтажа рукояти. Это сквозной монтаж на затяжную гайку или винт. Такое решение даёт возможность в любой момент разобрать нож для целей ремонта или просто ухода, и в этом как раз и просматривается именно оружейный подход, характерный для тульской оружейной школы. Я задавал вопрос об этой особенности Олегу Семёнову, и он очень чётко пояснил, что только такой монтаж должен присутствовать в конструировании. По сути это признак высокого класса ножа, хотя применение эпоксидных смол или других способов монтажа используется многими производителями повсеместно.
Хочу показать читателям ещё один нож, в создании которого принимал участие Олег Семёнов. Нож называется «Русская охота» (автор А. Герасимов).
Это силовой разделочный нож с боковым профилем drop point, мощным клинком и рукоятью, рассчитанной «не на мальчика, но мужа». Думается, разобрать оленя по сочленениям таким ножом вполне посильная задача. И опять мы возвращаемся к декору. Плоскостная гравировка, всечка, обронная гравировка, чеканка, патинирование, оксидирование, резьба, инкрустация. И так же, как и на ножах С. Епишкина, точное соответствие изображения зверей (лось, кабан-секач) предназначению ножа – охоте на крупного копытного зверя. Всё безупречно.
Обратите внимание на эскизы к работам мастера и их последующее воплощение в металле.
Художник, таким образом, как бы приоткрывает свою творческую лабораторию и впускает в этот волшебный мир истинного оружейного искусства. Даёт возможность посмотреть сам процесс создание шедевра. Это подкупает.
Возвращаясь к теме традиций, я хочу познакомить читателей с одной из недавних работ мастера. Нож называется «Полифония металла» и позиционируется как охотничий.
У многих это может вызвать недоумённые вопросы. Что же в нём охотничьего? Уж больно непривычен вид этого ножа в сравнении с теми, что обычно предлагаются в охотничьих магазинах. А между тем это очень удачная, на мой взгляд, вариация на тему русского охотничьего ножа XVI – XVII веков, которыми пользовались высшие сословия русского общества. Могу добавить, что для многих из них характерны 6-8-гранные рукояти из полудрагоценного камня, сужающиеся к клинку. Однако в большинстве случаев такие ножи имели восточное (персидское) происхождение. В данном же случае более уместно говорить об исконно русских корнях как конструкции и бокового профиля клинка, так и декора.
Творчество Олега Сергеевича Семёнова, конечно же, не ограничивается только охотничьей тематикой. Он является автором целого ряда прекрасных, в некоторых случаях даже в чём-то философских, работ. Вот, например, его знаменитая каминная композиция «Снежная королева».
Делает он и отличные военные кортики. Однако это уже тема, выходящая за рамки данной статьи.