Как рождается уникальный нож


Размышления о мастере-оружейнике Сергее Емельянове и его творчестве

КРАТКАЯ СПРАВКА

Я знаю Сергея уже несколько лет. Через мои руки на реальных охотах прошли десятки его ножей. Во многих из них воплощены и собственные наблюдения, рекомендации. Казалось бы, о творчестве Сергея знаю если не все, то почти все. Однако, беря в руки его очередной нож, понимаю, что знаю очень мало.

МАТЕРИАЛЫ

В особенности это касается направления эксклюзивных высокохудожественных ножей, где основным материалом рукоятей и даже ножен является бивень мамонта.
Известно, что это не только очень дорогой, но и благодатный материал. В его фактуре иногда проявляются замечательные узоры, сделанные самой природой. Он прекрасно поддаётся обработке в любой гравёрной технике. Его можно тонировать. Сергей делает это составами растительного происхождения собственной разработки. А после окончательной полировки любая вещь приобретает истинно благородный немного матовый блеск, который присущ только ему. В то же время он может обладать и скрытыми дефектами, некоторые из которых могут проявиться, когда изделие уже почти готово. И вот здесь и видно мастерство Сергея, который может так выстроить рисунок и выполнить гравировку, что микротрещины просто исчезают. Иными словами, качество его работы остаётся безупречным.
Кроме бивня мамонта, мастер использует рога лося и оленя, клык моржа. Каждый из этих материалов имеет свои достоинства и специфические свойства.
Конечно же, для ножей с явным практическим применением Сергей использует и различные породы дерева: венге, красное дерево, кап клёна и берёзы и др.
Кроме того, для оковок, больстеров, тыльников и проставок используются мельхиор, бронза, эбонит, алюминий.

ТЕХНОЛОГИИ

Для рукоятей. Иногда, для придания конечному изделию больших прочностных характеристик, Сергей подвергает их процедуре стабилизации, в процессе которой микропоры рога или древесины насыщаются полимерными смолами. Стабилизация позволяет решить и некоторые дизайнерские задачи. Особенно это касается рукоятей из различных пород дерева. Используя фирменные красители, мастеру удаётся добиться многоцветья или различных оттенков.
В результате иногда возникают просто фантастические картины, сделанные самой природой и выявленные через применение данных технологий мастером. Если же речь идёт о бивне мамонта, роге лося или оленя, то здесь также могут применяться и стабилизация, и тонирование.
Для клинков. Практически весь спектр технологических решений для изготовления клинков доступен мастеру. Его излюбленными являются стали 95Х18 и Х12 МФ. Термическая обработка клинков из них производится в соответствии с технологическими картами и даёт на выходе твёрдость в 57-59 ед. для первой и 60-61 ед. для второй. Основной способ финишной обработки кликов – полировка с чистотой обработки до 10 класса. Сергей берёт в работу и клинки, изготовленные другими мастерами. Это могут быть булатные авторские сплавы, мозаичные или порошковые стали. Такие клинки могут подвергаться чернению, травлению, азотированию или сатинированию.
В изготовлении оковок и тыльников применяется литьё. Причём мастер делает оригинальные литьевые формы, образцы для которых вырезаются вручную из бивня мамонта.

ТЕХНИКА ГРАВИРОВКИ

Будучи большим мастером, Сергей Емельянов владеет всеми известными гравёрными техниками. В резьбе по кости это плоскостная резьба, а также рельефная, барельефная, объёмная (скульптурная) и прорезная. Наибольший эффект, конечно же, производит их творческое сочетание. В этих случаях удаётся создать настоящие трёхмерные картины.
Вот пример сочетания различных техник (плоскостная и рельефная резьба по кости) в исполнении Сергея. А вот так ему удаётся объёмная резьба (клинок Игоря Пампухи)
Вещь, бесспорно, музейного уровня. Обратите внимание на голову медведя, выражение глаз. Особенно точно показаны не только эти детали, но и длина передних клыков. А ведь голова скульптурная – можно рассмотреть с двух сторон. И, конечно, сама фактура бивня мамонта создаёт ощущение тепла. Очень красиво. Сам декор, общая композиция, головы кабана и оленухи – и всё это на такой маленькой площади! И в этом небольшом объёме художнику удалось очень точно воспроизвести состояние зверя, выражение глаз, общую пропорцию. При этом вся композиция носит цельный характер. Она органична.
Помимо резьбы, Сергей активно применяет технику скрим-шоу, точнее пирографии, для декорирования своих изделий. Это, безусловно, делает их нарядными и оригинальными. Однако наносимые изображения несут и информационную нагрузку, говоря о предназначении ножа. Вот, например, его очень оригинальная ножевая пара:
Ножи называются «Большой Тагар» и «Малый клёпик». Их рукояти декорированы древнерусскими рисунками ХII века, изображающими охотника с луком и рыбака с вершей. Таким образом, можно сразу понять, что пара универсальная: большой нож предназначен для целей охоты, а малый – для рыбалки. Иными словами, мастер выдерживает и каноны, присущие декорированию именно охотничьего оружия.

КОМПОЗИЦИЯ

Говоря о композиции, нельзя не упомянуть такой важный аспект, как выбор темы. У Сергея излюбленной является тема охоты. Однако он сделал прекрасные вещи и в темах фэнтези, русский фольклор, жизнь моря, русский узор. Но вернёмся к композиции.
Как правило, композиционное решение у Сергея Емельянова подчинено главной идее темы. При этом основной центральный элемент композиции помещается либо в центре, либо в правой части. Остальные же элементы как бы подчинены главному. Всё же вместе отражает общий замысел. Характерно также применение приёма разно удалённости вторичных элементов по отношению к главному. Таким образом, формируется не только ощущение объёмности, но и сопричастности. Особенно это удаётся в сценах охоты. Внимательно изучая сюжеты и их исполнение в работах Сергея, нельзя не обратить внимания на наличие скрытого конфликта (в искусствоведении это называется закон контраста). Действительно: легавая собака и куропатка, рысь и заяц, моряки и морское чудовище, волки и олень. Но этот закон реализуется и другими средствами: соотношением размеров (большой главный и малые по размерам второстепенные элементы), а также средствами тонировки, которые дают определённую контрастность изображения всей сцены.
Давайте посмотрим композиционные решения Сергея Емельянова на примере его работ.
Вот, например, известная работа «Проклятье Карибского моря». В сочетании подставка и собственно клинок трудно выделить доминирующий элемент. Настолько вся работа носит композиционно цельный характер.
Всё подчинено единому замыслу – показать драматизм, полную опасностей и приключений жизнь пирата. В то же время герои сюжета узнаваемы, а его интерпретация носит оригинальный характер.
Нож (корабль), опасность (щупальца Кракена) и сражающиеся пираты – всё это производит довольно сильное впечатление.
Вот еще одна замечательная работа художника «Легенда о драконе», сюжет которой навеян русскими сказками.
В центре композиции Дракон. Справа на рукояти ножа изображён Витязь, наносящий удар мечом. Становится понятным, что во всей группе действующих лиц главным становится именно нож как олицетворение богатырского меча (вспомните меч-кладенец из русских сказок), на лезвии которого ещё видны искромсанные части крыла чудовища.
Стоит заметить, что концы крыла Драконы были выбраны гравёрной машинкой из цельной части клинка. Это не литьё! Согласитесь, такая работа – объёмная гравировка по металлу – встречается редко.
Вот ещё одна интересная композиция по мотивам басни Крылова, которая так и называется «Ворона и лисица».
Материалы: бивень мамонта, кованая сталь 95х18, дерево африканский макассар. Резьба по кости, гравировка по металлу. С детства знакомый сюжет обыгран мастером в присущей ему манере. И опять клинок со стилизацией под кусочек сыра становится центральной частью композиции, а ворона и лисица создают контраст.
И конечно, хочется ещё раз обратить внимание на качество гравировки, тщательность проработки каждой линии, каждого штриха!

ОХОТНИЧЬИ НОЖИ

Эта тема вынесена в самостоятельную часть статьи неслучайно. Всё-таки эксклюзивный охотничий нож мечта любого охотника. В определённой мере это показатель его статуса. Наличие охотничьего оружия (и ножа в том числе) такого уровня древнейшая и неотъемлемая составляющая охотничьего мировоззрения, традиций и, если хотите, охотничьего тщеславия в хорошем значении этого слова. Охотник всегда стремился иметь не только надёжное, верное, эффективное, но и красивое оружие. На Востоке, например, оружие без украшений считалось не только простым, но и низкого качества. Но это так, к слову.
Вот один из охотничьих ножей. Называется «Тигр» (клинок А. Приказчиков).
Здесь мастер использует технику резьбы по мамонтовой кости в сочетании с пирографией. В результате зверь как будто заглядывает в твои самые потаённые уголки, невольно поёживаешься, сразу соглашаясь – это опасный зверь.
А вот этот нож называется «Волк».
Несмотря на свою эксклюзивность, это абсолютно рабочий инструмент по своим возможностям. Однако далеко не каждый охотник может похвастать таким ножом.
Легко заметить, что если в плане выбора главной идеи и сюжетных линий Сергей находится в глубоком творческом поиске (а значит, нас ждут ещё многие шедевры!), то в плане технического воплощения конкретного замысла он уже бесспорно достиг высот мастерства.

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Давайте теперь заглянем в творческую мастерскую художника и посмотрим, как же рождается эксклюзивный нож? У нас есть такая уникальная возможность.
Этап первый – работа с заказчиком, формирование замысла, создание эскиза будущей композиции.

На этом этапе в процессе работы с заказчиком были сформулированы основные требования: использовать клинок работы С. Епишкина, жанровая тема – охота с легавой собакой на фазана, основной используемый материал – бивень мамонта.

Приступаем к прорисовке эскиза.
Эскиз понравился заказчику, и мастер приступает к его реализации в материале.
Вначале из бивня мамонта изготавливается форма для отливки оковки. Затем она дорабатывается, устраняются заусенцы, более рельефным делается декор. Можно приступать к изготовлению рукояти. Для этого берётся подходящий кусок бивня.


Вытачивается собственно рукоять, подгоняется модель, а затем и сама оковка.
Производится «примерка». Нужно добиться полного сочленения деталей без зазоров. Когда это достигнуто, наступает этап прорисовки рисунка на поверхность рукояти.
Вначале это делается карандашом и чертилкой, а затем в дело вступают инструменты гравёра – гравёрная машинка и различные штихеля.


Первичная резьба по одной стороне рукояти сделана.
То же самое делается и с другой стороны рукояти. А затем начинается тонирование. Это не менее ответственный этап в изготовлении ножа, поскольку неправильное распределение раствора или передержка могут просто испортить всю композицию, и исправить её будет весьма сложно. Вот как это получается у мастера.
А вот как выглядела эта же сторона на промежуточном этапе изготовления. Даже неискушённый читатель может увидеть, сколь длительным и трудоёмким является процесс изготовления такой уникальной вещи, где все этапы и способы работы с материалом имеют первостепенное значение, а любая неточность становится сразу видна.
Вот так выглядит нож уже в готовом виде.
Остаётся только поздравить будущего владельца с приобретением ножа экстра-класса. А мастеров: Сергея Емельянова (автор) и Сергея Епишкина (клинок) поблагодарить за великолепную работу и пожелать им дальнейших творческих успехов.


№224

Содержание №224

МАСТЕР-NEWS

ВЫСТАВКА
Arms & Hunting 2015

ОРУЖЕЙНЫЙ МИР
«Великое переселение». Johann Fanzoj

ОХОТА
На овсах, в тайге, на реке
С. Лосев

ТВОЁ РУЖЬЁ
William Powell&Son
Ю. Маслов

КРУПНЫМ ПЛАНОМ
«Манлихеровина»
Ю. Максимов

ШКОЛА ПРАВИЛЬНОЙ СТРЕЛЬБЫ
Современная «классика». Этапы эволюции техники стрельбы на круглом стенде
С. Лосев

НАМ ЕСТЬ КЕМ ГОРДИТЬСЯ
Легенда стендового спорта
В. Тихонов

Как рождается уникальный нож
В. Тюрников

АФРИКА
О больших кошках, или почему нас тоже едят (ч. 2)
М. Шукис

СТРАЙКБОЛ
Страйкбол в России: из игры в milsim
М. Татаринов

ПНЕВМАТИКА
Выставка «Ижевское пневматическое оружие»
А. Ермаков, Т. Юминова

НАМ ЕСТЬ КЕМ ГОРДИТЬСЯ
Три драгоценности В. Янковского – «Тигр, олень, женьшень»