Ружьё А.П. Чехова. 111 лет забвения
В 2015 году мир отмечает сразу несколько «чеховских» круглых дат: 155 лет со дня рождения Антона Павловича, 125 лет его поездки на Сахалин и 120 лет со дня полного издания книги «Остров Сахалин».
«Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него». (Из письма А. П. Чехова литератору Александру Лазареву-Грузинскому от 1 ноября 1889 г.).
Некоторые критики называли Антона Павловича Чехова «поэтом серых будней». Конечно, переносное значение «серых», то есть грустной, неинтересной вереницы дней и жизни в целом, печального видения повседневности, вовсе не относилось к личности писателя. Тем не менее этот двусмысленный шаблон перекочевал в сегодняшний день, формируя в нашем представлении А.П. Чехова как скучноватого «ботаника» в старомодных круглых очках.
Одно из наиболее ярких и знаковых чеховских произведений «Остров Сахалин» стало документальным свидетельством уходящего XIX столетия и скромным описанием беспримерного гражданского подвига Антона Павловича. Мало кто из наших современников всерьёз задумывался об особенностях образа жизни русской творческой элиты на рубеже XIX и XX веков, что в итоге и способствовало размножению и укоренению мифов не самого лестного толка.
Для меня Чехов всегда был классическим русским интеллигентом. И тем удивительнее стала находка, обнаруженная летом 2014 года в запасниках дома-музея А.П. Чехова в Ялте. Речь идёт об охотничьем двуствольном ружье, когда-то принадлежавшем великому писателю. Благодаря любезной помощи руководства музея мне удалось получить фотоматериалы для настоящей статьи, что позволило буквально по крупинкам установить производителя двустволки и предположительную дату её приобретения Антоном Павловичем. В итоге родилась идея написать статью о Чехове и его ружье. Или наоборот, но это уже не суть важно…
Антон Павлович Чехов
Русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По образованию врач. Родился 29 января 1860 г. в Таганроге. Умер 15 июля 1904 в немецком городе Баденвайлер.
Один из самых известных и уважаемых драматургов мира, чьи произведения читают почти на всех основных языках мира. Почётный академик Российской Императорской Академии наук по изящной словесности. За 25 лет писательской деятельности Чехов написал более 800 произведений.
О Чехове, традиционной системе ценностей
и мнении А.М. Скабичевского
Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу и обличение пошлости проходят красной нитью через всё творчество Антона Павловича. Пошлость и внедрённое писателем в литературный оборот понятие «обывательщина» были ему ненавистны своим откровенным равнодушием к вопросам, на тот момент волнующим всё человечество. Претили Чехову и паразитизм с застойностью. По меткому определению Горького, главным врагом Чехова была опять же пошлость, с которой он боролся всю свою жизнь. Короче говоря, Антон Павлович был во всех отношениях правильным человеком с высокими моральными принципами и имел смелость прямо озвучивать свою гражданскую позицию.
Тем интереснее читать о Чехове в книге «История новейшей русской литературы 1848–1892 гг.», изданной под редакцией А.М. Скабичевского в питерской типографии Ф. Павленкова в 1893 году и случайно купленной мною у последнего (в буквальном смысле) сочинского букиниста. Во времена императора Александра III Антоша Чехонте (псевдоним писателя) был лишь одним из многочисленных российских прозаиков. И места ему в почти 500-страничной и очень серьёзной по содержанию книге было уделено менее половины страницы. Тем не менее данная ему характеристика мне представляется весьма примечательной:
«Газеты выработали особенного рода литературный жанр мелких рассказов, эскизов, очерков, приноровленных по своей миниатюрности к размерам газетных столбцов. Содержание таких рассказов калейдоскопически разнообразное: на трёх-четырёх столбцах вы можете встретить здесь то мелкую житейскую сцену, эпизод, анекдот, то трагедию, которой хватило бы на большой роман.
Главное условие подобного рода беллетристики – необыкновенная сжатость и краткость; всё искусство заключается в том, чтобы выставить существенное и дать читателю возможность догадаться об остальном.
Самым главным мастером и, можно даже сказать, создателем такого жанра является Антон Павлович Чехов, начавший своё литературное поприще во второй половине восьмидесятых годов на страницах «Осколков», «Петербугской газеты» и «Нового времени» и затем перешедший на страницы Северного Вестника, где появились его более обширные произведения…
Произведения Чехова, при всей их фельетонной скороспелости, обнаруживают сильный талант, блестят художественностью и юмором. Но в них один существенный недостаток – отсутствие объединяющего идейного начала. Автор весь отдаётся мимолетным впечатлениям, спеша поскорее выразить их в нескольких стах газетных строчек. Вследствие этого рядом с потрясающею драмой вы встречаете у него ряд анекдотов водевильного характера, написанных для того лишь, чтобы посмешить читателей газеты. Большие его произведения отличаются тою же калейдоскопичностью и отсутствием идейного содержания; это не цельные произведения, а ряд бессвязных очерков, нанизанных на живую нитку фабулы рассказа».
Надо сказать, что именно этим нам и сегодня так нравятся произведения Чехова. Сдержанной охотничьей страсти, характерной для трудов Аксакова и Тургенева, у Антона Павловича мы отнюдь не наблюдаем, но этот его «недостаток» с лихвою перекрывает одна лишь уже упомянутая поездка писателя на остров Сахалин в 1890 году. Этот мужественный и беспримерный поступок вызывает искреннее восхищение и безграничное уважение, заставляя внимательнее относиться не только к творческому наследию Чехова, но и его многогранной личности, помня знаменитый чеховский призыв. «Берегите в себе человека», – завещал нам Антон Павлович. Согласитесь, это у нашего общества в последнее время получается всё хуже и хуже…
История Белой дачи – дома Чехова в Ялте
Осенью 1898 года Чехов поселился в Ялте. В течение года (октябрь 1898 – сентябрь 1899) он выстроил дом и флигель, которые составляют единый архитектурный ансамбль. Автор проекта – архитектор Л.Н.Шаповалов. Писатель жил в этом доме с августа 1899 по 1 мая 1904 года вместе с матерью Евгенией Яковлевной и сестрой Марией Павловной. Жена Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, актриса МХТ, приезжала сюда на каникулы. Днём новоселья на Белой даче считается 9 сентября 1899 г. Здесь Чеховым были написаны повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках», «Невеста», пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», отредактировано первое Полное собрание сочинений.
Чехов – охотник? Да!
К моему сожалению, судя по всему, Антон Павлович не горел страстью к охоте и тому, что с нею как-то связано. К оружию – в том числе. Тем не менее в его произведениях встречаются упоминания и об оружии, и об охоте, хотя и без какого-либо пиетета и, чаще всего, в драматическом контексте. Юмор и несколько издевательский взгляд на увлечение помещиков охотой я встречал лишь в действительно забавном чеховском рассказе «Петров день» (1881 г.), где речь идёт о главном событии для всех охотников и поныне – дне открытия охоты, в те времена выпадавшем на 29 июня, то есть Петров день. Думаю, практически все смотрели российский фильм «Особенности национальной охоты». Так вот прочитайте «Петров день» и убедитесь, что эти «особенности», блестяще раскрытые Чеховым, во всей красе существовали и в далёком 1881 году. Кстати, судя по довольно подробному и красочному описанию процесса стрельбы и поиска дичи, писатель с охотой всё-таки был знаком отнюдь не понаслышке.
В «Чайке» (1896 г.) мы читаем о застреленной Треплевым птице, сложных смысловых параллелях и трагической развязке. В «Драме на охоте» (1884 г.) прослеживается интригующий детективный сюжет с убийцей Камышевым и его жертвами – Ольгой Скворцовой и Кузьмой. О знаменитом чеховском высказывании о висящем на стене ружье в начале пьесы, адресованном Александру Лазареву-Грузинскому осенью 1889 года, известно, наверное, всем. Хотя подлинный смысл этой фразы (как и сложнейшие чеховские литературные приёмы и смысловые «виражи», к примеру, «поток сознания» – это тоже Чехов), к сожалению, знаком и понятен далеко не каждому.
Куда больше охотничьей тематики проскальзывает в личных письмах Антона Павловича. Из писем Чехова:
И.П. Чехову. Вторая половина октября 1883 г., Москва.
«Получаю «природу и охоту», как сотрудник. Это толстые книги. Читаю в них описания аквариумов, уженья рыбы и проч. Нового пропасть узнал. Хорошие есть статьи, вроде аксаковских. Летом пригодятся».
Н.А. Лейкину. 1 апреля 1885 г., Москва.
«На этой неделе, очень может быть, нелёгкая унесёт меня во Владимирскую губ<ернию> на охоту. Дал слово, что поеду».
М.П. Чехову. 10 мая 1885 г., Бабкино.
«После кофе отправился я <…> с охотником (очень типичным) Иваном Гавриловым на охоту. Прошлялись часа 3 ½ вёрст 15 и укокошили зайца. Гончие плохие…»
А вот это уже интересно! Чехов с явным удовольствием (либо это своеобразная аристократическая дань моде?) ходит на охоту, причём иногда ради этого уезжает аж в другую губернию. Писатель знакомится со специальной литературой, загодя готовясь к охотничье-рыболовному сезону. Но главное – Чехов «шляется» с типичным охотником Иваном Гавриловым явно со своим собственным ружьём. Надо думать, что с тем самым, которое вы можете видеть на фотографиях к данной статье.
Но вернёмся в наше время. Весной 2014 года Крым вновь вошёл в состав Российской Федерации. Историческая справедливость восторжествовала. Территория-то территорией, но не будем забывать о значимости возврата в единое культурное пространство России огромного культурного наследия Крыма, который, напомню, стал российской землёй 8 (19) апреля 1783 г. с момента подписания императрицей Екатериной Великой Манифеста о присоединении к Российской державе Крымского полуострова и образовании Таврической области.
Спустя буквально несколько месяцев после возвращения Крыма мне повезло побывать в нескольких городах полуострова во время служебной командировки и своими глазам увидеть искреннюю радость крымчан, наконец-то ставших россиянами. Конечно же, я не упустил возможности посетить такие достопримечательности, как «чеховские места». Дом Чехова в Ялте был один из них. Собственно, во время экскурсии по нему и был задан интересующий меня вопрос о наличии какого-либо личного оружия у Чехова. Как уже писал выше, положительный ответ директора музея и стал отправной точкой в нашем совместном историческом исследовании, которое год спустя закончилось подготовкой к печати настоящей статьи.
Конечно, с того момента как я получил подтверждённую информацию о хранящейся двустволке Чехова в ялтинском музее, исследовательский зуд уже не давал мне покоя. Первым делом возник вопрос о типе оружия и его изготовителе. Охотничьи ружья под унитарный патрон не были редкостью уже в 1880 годах, но и капсюльные шомполки, особенно недорогие, выпускались и в первой трети XX века. Где-то в глубине души теплилась надежда, что Антон Павлович владел каким-нибудь очень интересным ружьём известного русского мастера вроде Гонно, Маслова или Мацки, хотя житейская скромность и умеренность писателя оставляли на это мало шансов.
Так оно и оказалось. Что, впрочем, не было обескураживающим: Чехов был верен себе во всём. Что касается самого ружья, то им оказалась рядовая шомпольная двустволка с подкладными замками «в шейку» и ложей из непритязательного ореха. Изготовлено оно было мастерами тульской мануфактуры, на тот момент принадлежащей Невернову Николаю Гавриловичу, чьё имя упоминает Л.П. Сабанеев в своём «Охотничьем календаре» 1892 года в числе «лучших и наиболее добросовестных мастеров» в Туле. Такие ружья сборки ТОЗа или частных мастерских в период около 1890 года стоили в пределах 20-25 рублей. Сохранность ружья на 2014 год удовлетворительная, шомпол утрачен.
Досадно, что личное оружие всемирно известного писателя не является частью одной из композиций дома-музея Чехова. Понимаю, что так правильно, поскольку при жизни писателя ружья на видном месте не демонстрировалось, да и не факт, что Чехов привёз его в Ялту, но всё же. Отмечу, что это характерно для многих «именных» музеев. Для меня одним из таких примеров служит мемориальная квартира А.С. Пушкина на Старом Арбате (отдел Государственного музея А.С.Пушкина), где представленный в одной из многочисленных экспозиций пистолет Александра Сергеевича совершенно теряется среди прочих экспонатов, в том числе благодаря крайне неудачному его расположению. Как бывшему сотруднику краеведческого музея мне всегда досадно видеть почти повсеместную неухоженность оружейных экспонатов в наших музейных собраниях. И это притом, что привести выставочное оружие в надлежащий вид не представляет особой сложности и обычно не требует вложения существенных ресурсов.
Характеристики охотничьего ружья А.П. Чехова
Производитель – Мануфактура Неверновых (Невернов Николай Гаврилович), г. Тула.
Ориентировочная дата производства – 1880 годы.
Тип оружия – двуствольное охотничье шомпольное ружьё с капсюльными замками.
Калибр – 16.
Общая длина – 113 см.
Длина стволов – 73 см.
Масса – 3,03 кг (масса блока стволов – 1940 граммов)
Вместо заключения
Итак, нам известно, что Чехов владел охотничьим ружьём и находил время для охоты и рыбалки. Пускай сие и не нашло сколь-либо значимого отражения в творчестве писателя, но отметим это как подтверждённый факт и ялтинским музеем и письмами писателя.
Что показательно, в своё время Чехов обзавёлся недорогим ружьём именно отечественного производства. Конечно, это может говорить как о характерной непритязательности Антона Павловича, так и о малой значимости оружия в его повседневной жизни. Но уж никак ружьё не могло рассматриваться писателем и его окружением в качестве статусной вещи. В последние годы жизни Чехов всё-таки был известным человеком и, несмотря на финансовые перипетии (достаточно почитать его переписку с сестрой Марией Павловной), вполне мог бы себе позволить европейскую двустволку хотя бы среднего разбора или ружьё работы известного российского мастера. Но он купил простенькое ружьё рядовой выделки.
Двустволка Чехова не имеет клейма с датой производства, что резко расширяет временные рамки момента его приобретения писателем и тем самым усложняет нам задачу. Прикинем. Чехов умер в 1904 году, на Сахалин он совершил путешествие в 1890. Дом в Ялте Антон Павлович построил в 1899 году, который уже летом 1901 года завещал сестре. Первые объективные симптомы чахотки у Чехова проявлялись с 1884 года, а к моменту своей сахалинской экспедиции он уже был неизлечимо болен. Ещё современники писателя считали, что именно поездка на Дальний Восток сыграла роковую роль. И вряд ли он, опытнейший врач, зная о своей приближающейся смерти, стал бы приобретать ружьё после возвращения с Сахалина. У меня есть сомнения и в том, что он купил его именно для этой экспедиции – охотиться в дороге Чехов явно не собирался, а для самообороны уже тогда устаревшее капсюльное ружьё было не очень удобным. Да и во все времена путешественники обычно обходились куда более удобными дорожными пистолетами, тем более что к концу XIX века купить современный револьвер под унитарный патрон проблемы не составляло. Датировать период активной охотничьей жизни писателя нам помогают и письма Антона Павловича, а это как раз 1883–1885 гг. Надо думать, что ружьё писателем было приобретено в начале 1880-х.
В любом случае, что было – то было. И 111 лет спустя после смерти писателя всё сложилось исключительно по-чеховски: образно говоря, ружьё «висело» с самого начала пьесы под названием «Наследие А.П. Чехова» и в итоге всё-таки «выстрелило». Вернее – появилось на свет. И теперь мы точно знаем, что, упоминая об оружии и охоте, Чехов отнюдь не теоретизировал.
Искренне признателен главе Республики Крым Сергею Аксёнову и директору дома-музея А.П. Чехова в г. Ялта Александру Титоренко за содействие в подготовке статьи.