На пути к Абакану


В Статье «Будет ли новый автомат?» («МР» № 60) Александр Борцов написал: «…за максимальное сближение траекторий первых двух пуль уплачена непомерно высокая цена… Несмотря на официальное принятие на вооружение, автомат (АН-94, прим. автора) не только не попал в войска, а, скорее, наоборот, был оттуда изъят после войсковых испытаний, фактически оставшись только в нескольких подразделениях. Завод, не получая крупных заказов, не спешит разворачивать массовое производство АН-94. В армии первое знакомство с новинкой вызвало реакцию, далёкую от проявления бурного восторга. Перспектива перевооружения весьма туманна. Возможно, парадокс заложен в самой конструкции, назначение коей, согласно задумке, в повышении эффективности стрельбы малообученных солдат при сложности, доступной пониманию не всякого кадрового офицера».


А вот мнение специалистов, прошедших и Афганистан и Чечню, публиковавшееся в разделе «Книга боевого опыта» журнала «Солдат удачи»: «Автомат АЕК-971 (разработан СКБ в Коврове, прим. автора) – уникальнейший и достойнейший образец – остался в стороне, а АН-94 попал в серию, хотя он сложнее и ничуть не лучше АК74 по кучности при стрельбе очередями… Его кучность касается только стрельбы фиксированными очередями по два выстрела… как автоматическое оружие – это шаг на месте… АЕК-971 как раз при стрельбе длинными очередями имеет наилучшие показатели кучности при гораздо более простой конструкции… Куда вообще смотрит наше военное руководство, не понятно».

Представляют интерес и некоторые выдержки из высказываний на эту тему профессора курсов Минобороны РФ «Выстрел» полковника А. Лови.

«В связи с историей «проталкивания» в США винтовок М16, так и не признанных надёжными за прошедшие годы в армии и других силовых структурах как самих США, так и ряде других стран, уместно упомянуть об аналогичной истории принятия на вооружение в России автомата АН-94. Он, широко разрекламированный в средствах массовой информации как оружие XXI века, которое должно прийти на смену автоматам с аббревиатурой АК, фактически был навязан армии вопреки её оценкам. В принятии этого сложного автомата на вооружение, как и в истории с винтовкой М16, решающую роль сыграли финансовые интересы руководства структур, ведавших вооружением нашей страны в 90-е годы. Сейчас фактически признана ошибочность и вредность решения о принятии на вооружение АН-94, его выпуск свёрнут».

В принципе АН-94 – изящная и умная конструкция. Любой узел или даже деталь этого автомата показывают, что выполнены они талантливым оружейником. Как-то при демонстрации на полигоне различных видов стрелкового оружия находившемуся тут же юному посетителю предложили сфотографироваться с понравившимся ему образцом. Он попросил АН-94. Кто-то пошутил: «Устами ребёнка Бог правду глаголет».

Из так называемой схемы «с накоплением импульса отдачи подвижных частей» и стреляющей двойками, Геннадий Николаевич Никонов выжал максимум возможного, и никаким словоблудием доморощенных «спецов» характеристики его автомата не улучшить.

По общему мнению отечественных оружейников, М16 неудачная конструкция. Чего стоит только одна бестолковая идея отвода газов в затворную коробку! И на полном серьёзе утверждалось, что таким образом грязь будет выдуваться и чистка оружия не потребуется! На деле же оказалось, что все автоматы, прошедшие Вьетнам, пришли в негодность – грязь так «выдувалась», что затвор частенько застревал в затворной коробке, и на модификации винтовки М16А1 пришлось вводить механизм его принудительной досылки forward assist. Этот механизм наши оружейники оценивают как явный курьёз! Но стрелять из винтовки М16 и её модификаций комфортнее и одиночным огнём точнее, чем из АК74. Платят за неё на международном рынке больше, чем за АК74.

Что касается самой истории создания АН-94, то его разработка была начата после получения и осмысления ижевскими конструкторами результатов научных и конструкторских исследований Центрального научно-исследовательского института Миноборонпрома (ЦНИИТочМаш).

В самых общих чертах эта история такова. Уже при испытании первых образцов автомата АК на полигонах МО и Миноборнпрома было установлено, что характеристики рассеивания автомата при стрельбе очередями из неустойчивых положений (лёжа и с колена) не лезут ни в какие ворота. На первых порах предполагалось, что положение может быть выправлено при применении дульного тормоза. Но попытки в этом направлении провалились. Например, картина рассеивания не улучшалась даже при использовании дульных тормозов столь эффективных, что отводимые ими газы глушили стрелка и чуть ли не сдували шапку с его головы. Дело в том, что дульный тормоз может парировать лишь определённую долю импульса выстрела, оставшиеся же импульсы от газовой каморы и ударов подвижных частей сохраняются прежними. После провала многих эмпирических попыток уменьшить рассеивание автомата АК стало ясно, что без научных исследований природы рассеивания оружия не обойтись.

Одним из первых на этом поприще проявил себя подполковник НИИ-3 МО Василий Лютый. Надо заметить, что ранее, будучи офицером-испытателем на полигоне НИИПСМВО, он совместно с представителем ГРАУ Владимиром Дейкиным немало посодействовал «проталкиванию» АК в его конкуренции с другими образцами. Старания Дейкина на этой ниве были отмечены госпремией.

К сожалению, активная деятельность В. Лютого в отработке отечественного автомата была прервана в самом начале 50-х – по ложному доносу и абсурдному обвинению он был осуждён. По словам одного из ближайших коллег, в вину ему вменялась попытка устроить подкоп под Кремль, однако в конце концов разобрались и выпустили, вернув звание и регалии.

Чуть позже В. Лютого аналогичными исследованиями занялся в ЦНИИТочМаш Миноборонпрома выпускник оружейного факультета Тульского института Виктор Якущев. Они оба разрабатывали математическую модель колебания системы оружие-стрелок и неоднократно совместно сверяли ход и результаты своих исследований. Этим же занимался заместитель начальника отдела исследования и разработки стрелкового оружия ЦНИИТочМаш Пётр Ткачёв – выпускник Ленинградского военмеха.

В итоге своих работ Лютый предложил ввести в ударно-спусковой механизм автомата замедлитель срыва курка с автошептала, благодаря чему последующий выстрел производился на меньшей амплитуде колебания оружия. Одновременно это устройство выполняло функции противоотскока.

Согласно формуле авторского свидетельства N38433 с приоритетом от 16.08.1963 года, Якущев изобрёл «Способ уменьшения рассеивания при автоматической стрельбе из неустойчивых положений, отличающийся тем, что импульс газовой струи дульного тормоза направляется вниз-влево под углом 20-40° к плоскости стрельбы, а величину импульса устанавливают в пределах 0,02-0,04 кгс».

Не просто оказалось Якущеву доказать своё участие в модернизации автомата АК – четыре года длилась тяжба автора с Комитетом по делам изобретений! Это авторское свидетельство было зарегистрировано в Государственном реестре изобретений лишь в 1967 году.

Параллельно супругой конструктора Светланой Якущевой и специалистами её группы в ЦНИИТочМаш были предложены и отработаны пластмассовые магазин, приклад, рукоятка управления, цевьё, ствольная накладка и детали рукоятки штыка-ножа. На начальном этапе применялась термореактивная пластмасса АГ-4, отличавшаяся ярко-жёлтым цветом. После передачи этих работ для внедрения на Ижевском заводе АГ-4 была заменена более технологичным термопластом. Авторство Якущевой на перечисленные элементы автомата АКМ подтверждены пятью авторскими свидетельствами. В два из них Светлана включила и Калашникова.

Некоторое представление о том, что всё это дало, можно почерпнуть из рассмотрения таблицы 1. В ней сравниваются результаты вероятности попадания в мишень N8 (ростовая фигура) при стрельбе очередями из автоматов АК и АКМ на дистанции 200 и 100 метров лучшими стрелками лёжа без упора.

Таблица 1

200 м 100 м
1-й выстрел очереди АК, АКМ 7 98
2-й выстрел очереди АК 25 9
АКМ 65 22

 

Материализованные предложения Лютого, Якущева и Якущевой являются непременными атрибутами автомата АКМ, как и штампованная затворная коробка, разработанная технологами Ижевского завода.

Следует заметить, что АКМ рождался в жёсткой конкуренции с автоматом ТКБ-517 ведущего конструктора тульского ЦКБ-14 Г. Коробова. Этот автомат имел полусвободный затвор, и рассеивание его было меньше, поскольку в общем балансе импульсов, вызывающих колебания системы «оружие-стрелок», отсутствовал импульс газовой каморы. Автомат ТКБ-517 был усовершенствованным автоматом Коробова ТКБ-454, созданного в начале 50-х годов прошлого столетия. Согласно техническим отчётам ЦКИБ СОО, автомат ТКБ-454 показал сенсационное улучшение характеристик по сравнению с только что принятым на вооружение АК-47:

  • улучшение кучности в 1,3-1,9 раза;
  • уменьшение трудоёмкости изготовления в два раза, расхода материала на 30%, расхода легированных сталей в 15 раз;
  • уменьшение веса автомата на 0,5 кг.

Автомат Коробова, как и модернизированный АК, ещё не имевший индекса АКМ, проходили интенсивные испытания на полигоне ЦНИИТочМаш. Выявленные недостатки тут же передавались в Тулу и Ижевск для их устранения.

Доработанные образцы ТКБ-517 и АК были отправлены на полигонные испытания в марте 1958 года. Итогом этого соревнования было присвоение модернизированному АК индекса АКМ, а дальнейшая отработка коробовского автомата была признана нецелесообразной, так как, согласно отчёта испытательной комиссии, хранящегося в архиве ЦКИБ СОО под №2592,  «…он не может иметь преимуществ перед Калашниковым, являющимся модернизацией штатного АК, достаточно освоенного в производстве и проверенного в войсках». Остаётся только удивляться, почему подобным бюрократическим вывертом не был устранён конкурент гораздо раньше, зачем было тратиться на дорогие испытания в ЦНИИТочМаш и полигоне МО?

В 1978 году, как две капли воды похожий по затворному узлу, автомат был принят французами под наименованием FA MAS F3. Штурмовая винтовка G3 немецкой фирмы Heckler&Koch GmbH под существенно более мощный патрон также имеет полусвободный затвор. Распространена она в 47 странах Европы, Азии, Африки и Южной Америки. По эксплуатационной надёжности она, по крайней мере, не хуже американской газоотводной М16.

Решающая роль в отработке стрелкового оружия принадлежала ЦНИИТочМаш (бывшему НИИ-61). Руководил отработкой начальник отдела 92 полковник М.А. Зуев, затем И.И. Бабичев, выпускник 1950 года оружейно-пулеметного факультета Тульского института. Бабичев был испытатель от Бога, в стрелковом оружии знал буквально всё. Да и помощники его были дипломированные инженеры-оружейники. Одна из задач отдела 92 заключалась в поиске изъянов в разрабатываемом оружии и выработке рекомендаций по их устранению. Но Бабичев был полностью подотчётен директору ЦНИИТочМаш В. Сабельникову, а последний чётко улавливал устремления высшего начальства. Однажды Сабельников заявил Бабичеву: «Иван Ильич, я знаю, вы приверженец тульских разработок, но учтите, если пройдут образцы с аббревиатурой АК, вы будете иметь Ленинскую премию, в противном случае – неприятности».

Иван Ильич стал лауреатом Ленинской премии, но вскоре умер. Это был могучий мужчина, однако подорвал он своё здоровье на почве определённого пристрастия, часто свойственного русским людям.

Такова история создания автомата АКМ. Хотя АКМ, по сравнению с автоматом АК, и представлял серьёзный шаг вперёд, его эффективность всё же не очень устраивала военных, поэтому исследования по совершенствованию автомата стимулировались и продолжались. Наиболее ощутимых результатов в этом направлении достиг П. Ткачёв, объединявший в себе таланты учёного и конструктора.

Итогом его исследований был вывод, что при стрельбе очередями для получения лучших результатов, чем приведённые выше, необходим поиск новых схем автоматики при одновременном снижении импульса выстрела. Последнее первыми осуществили американцы, перейдя на патрон калибра 5,56 мм. Разработка отечественного автоматного патрона уменьшенного калибра была начата по иницитативе и при активном руководстве директора ЦНИИТочМаш В. Сабельникова. Первым ответственным исполнителем и конструктором патрона была Лиля Нечаева – выпускница патронно-гильзового факультета Тульского института. Лично ею и её помощниками был разработан 5,6-мм патрон на базе гильзы патрона обр. 43 г. с переобжатым дульцем. В дальнейшем ведущим по этой теме была назначена старший инженер Лидия Булавская, имевшая диплом инженера-оружейника. В группу Булавской вошли опытные специалисты патронного производства, разработавшие 5,45-мм патрон. Испытания автоматного патрона уменьшенного калибра намечались в Закарпатском военном округе, но для этого нужно было оружие, и Булавская обратилась к Калашникову с просьбой о поставке нескольких автоматов под новый патрон, но получила категорический отказ. Калашников был активным противником перехода на уменьшенный калибр. Тогда, по приказу директора ЦНИИТочМаш, Ткачёв, оторвавшись от своих научных исследований, просто перестволил три штатных автомата под новый патрон.

Ткачёвым были предложены и оформлены как изобретения две схемы автоматики: с уравновешенным импульсом отдачи подвижных частей и с накоплением ипульса отдачи. По первой схеме Ткачёв разработал автомат индекса АО-38, по второй – АО-62, отличавшийся тем, что в откате подвижных частей, до того, как стрелок ощутит отдачу оружия, с темпом 1800 выстрелов в минуту производилось три выстрела (так же точно работает и G11). По указанию 5 Главного Управления Миноборонпрома, результаты работ Ткачёва были разосланы оружейным КБ Тулы, Коврова и Ижевска.

Исследования Лютого, Якущева и Ткачёва легли в основу их диссертаций, экземпляры которых хранятся в соответствующем архиве ЦНИИТочМаш.

В Коврове опытным конструктором А. С. Константиновым, при содействии оружейного теоретика профессора М. Тарасова, руководившего рассчётной группой, и благодаря консультациям Ткачёва по схеме с уравновешенным импульсом отдачи подвижных частей, был разработан автомат СА-006. Для войсковых испытаний параллельно с ижевским А-3 (будущим АК74) было представлено 150 этих автоматов. По результатам испытаний в Московском и Забайкальском воинских округах, лучшим оказался СА-006, однако на аппаратном уровне предпочтение было отдано автомату А-3. Как позднее рассказывали Булавская и Ткачёв (в тот период полноправные члены Госкомиссии), после того, как большинство членов комиссии проголосовали за автомат СА-006, по указанию вышестоящего начальства было организовано переголосование, естественно с предварительной «обработкой» некоторых членов комиссии.

Следует заметить, что задолго до этого ижевчане, опасаясь конкуренции со стороны СА-006, разработали по аналогичной схеме свой автомат. Ведущим исполнителем этой работы был талантливый молодой инженер Юрий Александров (кстати, однокашник Ткачёва по студенческой скамье), которому было поручено сохранить при этом внешний облик автомата АК. В производство было запущено 100 таких образцов, но, изготовив 60 образцов, работы прекратили, так как «задавить» конкурента удалось на аппаратном уровне.

В дальнейшем инженерами СКБ Ковровского механического завода автоматы со сбалансированной схемой были доведены до высокой степени совершенства. К сожалению, это СКБ прекратило своё существование после перепрофилирования завода.

Примером удачной реализации сбалансированной схемы автоматики являлся также автомат АО-35 Александра Ивановича Шилина. Он известен как заместитель главного конструктора Ковровского завода №2 и автор модернизаций ротного пулемёта ДП, а также как один из авторов пулемёта РП-46. Работая позднее в ЦНИИТочМаш в должности начальника отдела, Шилин в инициативном порядке занимался конструированием пулемётов и автоматов под 7,62-мм патрон обр. 1943 года и 5,45-мм. Одной из особенностей автомата АО-35 было отражение стреляных гильз вперёд. Эта идея пришла ему в голову, когда он обратил внимание на плохое самочувствие солдат после интенсивных стрельб из замкнутого пространства БМП. Вредное действие пороховых газов на организм известно всем оружейникам.

Работал Александр Иванович только с одной помощницей-чертёжницей, иногда следившей за прохождением чертежей в опытном производстве. Получив детали, Шилин сам на слесарном участке занимался их обработкой и сборкой оружия.

Не получив поддержки от руководства и понимая бесперспективность дальнейших работ с АО-35, Шилин предпринял последнюю попытку на своём поприще оружейного конструктора. Им была выполнена интересная модернизация автомата АК74. Он разработал к нему отделяемую коробку ударно-спускового механизма с механизмом отсечки трёх выстрелов. Это было весьма удобно и в производстве: механизм мог быть изготовлен, испытан и проконтролирован на отдельном производственном участке. В дополнение к этому он прилагал свою конструкцию устройства скоростного снаряжения магазинов. После успешных испытаний на полигоне ЦНИИТочМаш всё это Шилин повёз в Ижевск. Но не в стиле Калашникова было подпускать к «кормушке» чужаков, тем более столь компетентных специалистов в области «автоматостроения».

В общем, история с Шилиным завершилась тем, что сразу после достижения пенсионного возраста он бросил свою оружейную карьеру, предпочтя ей хлопоты на садовом участке.

В Тульском ЦКИБ СОО прославленный конструктор И. Я. Стечкин отдал предпочтение идее автомата с накоплением импульса отдачи, им был создан автомат ТКБ-146, стрелявший в откате «тройками» с темпом 1400 выстрелов в минуту.

Со времён Великой Отечественной замечено, что поднаторевшие в боевых столкновениях автоматчики (и наши, и немцы), как правило, предпочитали ограничивать очередь именно такой длиной. Практическую целесообразность этого подтверждает также опыт Афганистана и Чечни. Это принимали во внимание и Ткачёв, и Стечкин, создавая свои образцы на три выстрела в откате, а также разработчики СКБ КМЗ, устанавливавшие на своих автоматах и пистолетах-пулемётах механизм отсечки трёх первых выстрелов очереди.

Не доходит сказанное выше только до наших кинорежиссёров – их персонажи «поливают» с бедра, забывая, что при такой манере «рожка» хватит на три секунды…


№141

Содержание №141

МАСТЕР-NEWS

ОХОТА
На лисицу с чучелами и подсадной птицей
С. Лосев

ТВОЁ РУЖЬЁ
Игольчатые ружья Дрейзе и Тешнера
Ю. Маслов

ОРУЖЕЙНЫЙ МИР
Двое из ларца

ВЕЛИКИЕ СТРЕЛКИ
Легенды советского стендового спорта (ч. 10)
С. Лосев

КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Просто «берданка»
Ю. Максимов

ОТ А ДО Я
Оружейные мастера и фирмы России XVII-XX веков
Ю. Шокарев

ПОЛИГОН БОРЦОВА
Лёгкая образца 1908 года

ПНЕВМАТИКА
Беретта
В. Андреев

САМООБОРОНА
«Крав»-магия
Н. Магас

КИНОВЫСТРЕЛ
«День Д»
К. Тесемников

ПРОСТЫЕ ЛЮДИ
Морозко
Д. Дурасов

ОПТИКА
Три «спичечных» коробка

СОБЫТИЕ

ВАШЕ МНЕНИЕ
На пути к «Абакану»
Д. Ширяев

КАЛЕНДАРЬ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ГУРМАН
Тихая охота
Е. Петракова