Аптечка в рюкзаке и рядом
Наверное, самая известная басня И.А. Крылова начинается словами: «Уж сколько раз твердили миру, да только всё не впрок…». Очень хочется, чтобы эта статья хотя бы одному человеку была впрок. Тогда затраченные на неё силы и время были бы полностью оправданы.
Всей душой хочу избежать трюизмов, общих мест и банальностей, типа «мойте руки перед едой», «обработайте ссадину «зелёнкой», а рану йодом». Многолетний врачебный опыт, начиная с работы на «скорой помощи» в 1975 г., за прошедшие годы значительно обогатился личными наблюдениями в походах по Подмосковью (в том числе в Сьяновских каменоломнях), по Крыму, в сельхозотряде в Молдавии, стройотряде на Сахалине и просто в житейских ситуациях с ожогами, ранениями, ушибами.
Кажущееся множество различных вариантов травм и жизненных затруднений в итоге сводится к весьма ограниченному числу, подобно тому, как все сюжеты художественных произведений (фильмов, спектаклей, книг) сводятся к десятку сценарных ходов. Ожоги и отморожения, переохлаждение и перегревание, ссадины, раны, ушибы, переломы и вывихи – вот и весь перечень. Можно к этому добавить ещё противоположные, но одинаково неприятные расстройства физиологических функций – понос и запор, а также укусы насекомых и змей.
На мой взгляд, старинная пословица, что «вдвое помогает тот, кто помогает сразу», весьма атуальна в полевых условиях, экстремальных ситуациях. Все мы хотим быть здоровыми. По определению, здоровье – это отсутствие болезни, состояние, когда все органы и системы функционируют адекватно предъявляемым требованиям. В стрессовой ситуации должен учащаться пульс, повышаться артериальное давление (АД) и т.д. Ушибленное место должно болеть, рана – кровить, место воспаления – опухать, разогреваться, краснеть.
То, что знают все
Каждому известно, глубокие раны нельзя «заливать» йодом. Более того, надолго прикладывать ватку или марлю, смочённую йодом, тоже нельзя, так как можно получить серьёзный химический ожог, который сам потребует лечения. Надо помнить и о том, что достаточно часто, особенно у блондинов, бывает аллергическая настроенннось на препараты йода. При ушибах хорошо помогает йодная сетка, наносимая ватной палочкой на повреждённое место.
Значительно реже используется спиртовой раствор бриллиантовой зелени, называемый «зелёнкой». Она прежде всего ассоциируется у большинства людей с перенесённой в детстве ветрянкой. «Зелёнка» пачкает одежду и с трудом отстирывается,
но её лечебно-профиллактический эффект с лихвой перекрывает эти недостатки. При ссадинах, потёртостях, укусах насекомых она помогает безотказно, так как предотвращает воспаление, подсушивает осаднённую поверхность, способствуя образованию корочки.
Марлевые бинты, вата, эластичный бинт в подробных комментриях не нуждаются.
Кровоостанавливающий жгут часто упоминается в руководствах по оказанию первой помощи, но используется крайне редко, потому что показанием к его применению является массивное кровотечение из крупного повреждённого аретиального сосуда, скажем, плечевой или бедренной артерии.
При подозрениях на вывих сустава, растяжение связок или перелом в первую очередь надо зафиксировать (иммобилизировать) конечность, заблокировав подвижность в повреждённом суставе или в обоих суставах, в которых участвует повреждённая кость. Для этого используется марлевый бинт или подручный материал с импровизированной шиной из ветки, палки и т.д.
Следует помнить, что на область ушиба или «растяжения связок» после наложения тугой повязки необходимо в течение первых трёх дней прикладывать холод (лёд или мокрую тряпку). С четвёртого дня надо делать уже согревающие компрессы. Из народных средств в подобных случаях очень полезно приложить к травмированному месту подорожник, лист лопуха или качанной капусты, несколько раз в день меняя повязку. По не очень понятной причине эти же «зелёные друзья» помогают при головных болях, если их прикладывать к теменной или височным областям.
Практически непревзойдённый эффект при ушибах оказывают мази «Арника» и «Траумель», хотя этими прекрасными гомеопатическими препаратами пока редко кто пользуется.
Проверено на себе
30 лет назад, когда моей дочке не было и годика, мы жили летом на даче. Для ежевечерних ванн воду приходилось греть в ведре в русской печке. Однажды, вынимая ведро из печи, я зацепился им за выступающий край пола, и кипяток плеснул на обе кисти. Поставив ведро на пол, я схватился одной рукой за другую и практически полностью снял лоскут надкожицы с тыльной поверхности кисти, обнажив розовую гладкую влажную поверхность собственно кожи. Уже несколько лет мы в доме держали зрелые коричневые головки рогоза (ошибочно называемого камышом). Следует сказать, что пух рогоза коричневый только снаружи. Внутри он белый или бледно-жёлтый. Вот этим-то пухом мне жена и закрыла всю обширную раневую поверхность на обеих руках.
По гидроскопичности (способности впитывать жидкость) пух рогоза не имеет себе равных. С ним не может сравниться ни вата, ни марлевый бинт, ни старинная и хорошо забытая корпия. Подсыхая, пух рогоза, впитавший обильно выделяющуюся лимфу и тканевую жидкость, образует корочку, под которой начинает активно образовываться свежая молодая надкожица, приводя к очень быстрому заживлению ожогов.
Врач районной больницы, куда я обратился на следующий день, высмеял наше «бабкино» средство и сказал: «Вы бы ещё в коровью лепёшку руки засунули». Выписав мази для обработки ожоговой поверхности, он велел прийти через три дня на перевязку. Дважды за два дня сменив присыхающий пух, размочив его раствором фурацилина, я пришёл к врачу. При этом посещении врач после снятия повязки буквально вытаращил глаза. Не было и намёка на нагноение ожоговой раны. Всё заросло, но молодая надкожица была ещё чувствительна к прикосновению, и повязки пришлось поносить два дня без всяких мазей. К чести врача надо сказать, он при последнем моём визите выспросил использованную методику лечения.