Обитаемый остров
Год выпуска: 2008-2009
Режиссёр: Фёдор Бондарчук
В ролях:
Василий Степанов (Максим)
Пётр Фёдоров (Гай)
Юлия Снигирь (Рада)
Фёдор Бондарчук (Прокурор, он же Умник)
Алексей Серебряков (Странник)
Михаил Евланов (ротмистр Чачу)
Сергей Гармаш (Зеф)
Гоша Куценко (Вепрь)
Андрей Мерзликин (Фанк)
Жанр: фантастический боевик
Продолжительность двух частей:
1 ч 55 м + 1 ч 43 м
Страна производитель: Россия
Бюджет: $36,5 миллионов
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.
(Роберт Пенн Уоррен (из предисловия к одному из произведений Стругацких)).
Про художественные достоинства фильма скажу лишь, что это могучий видеоклип, правда, почти на четыре часа, но всё-таки видеоклип. Большой плюс – максимальное совпадение сюжета оригинального произведения образца 1968 года и современной киноверсии. Насколько я знаю, Аркадию и Борису Стругацким не нравилась практически ни одна экранизация их произведений. За исключением, быть может, картины «Трудно быть богом», однако она была отснята столь бедно и блёкло, что основное её преимущество лишь в максимальной сюжетной приближённости к роману. Не нравились экранизации не из-за того, что были плохими, они были просто другими. У режиссёра всегда своё видение, а литературное произведение – только основа для сценария.
Многие любят роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», но очень мало тех, кому понравилась киноверсия произведения, а их было как минимум две, не считая попыток снять фильм.
«Обитаемый остров», на мой взгляд, перегружен декорациями; постоянно присутствует ощущение театральности и налицо компиляция кадров и сюжетных ходов из разных картин («Бегущий по лезвию бритвы», «Матрица», «Судья Дред», «Бешеный Макс», «Хищник», «Звёздные войны» и других). Такая вот остросоциальная кинофантастика, но на фоне постядерного мира. И если в голове возникает мысль, что где-то ты всё это уже видел, то, скорее всего, так оно и есть.
Роман, написанный 40 лет назад, сразу стал культовым, и не потому, что, как некоторые говорят, Стругацкие показали «фигу в кармане». На фоне тотальной подготовки к ядерной войне он ощутимо ударил по мозгам. Своего рода антиутопия, но максимально приближенная к реальности и потому очень доходчивая, к тому же написанная хорошим русским литературным языком. А это всегда было редкостью.
Когда тебе в школе показывают плакаты с коровами и собаками в противогазах, ты как-то сразу понимаешь, что в таком мире можно выжить, но не дай бог в него попасть, а тем более поучаствовать в его создании.
На съёмки фильма потратили почти голливудскую сумму, и, что отрадно, эти деньги «видны» на экране. На оружие, технику, декорации не поскупились, как и на компьютерную графику, костюмы, грим. Однако нас, как обычно, интересует оружие, поэтому уделим ему и, конечно, сюжету, пристальное внимание.
* * *
Летел себе на звёздоплане (срисованном с роботов-охотников из «Матрицы») студент Максим Камерер (в романе он не студент) по необъятным просторам нашей галактики, разговаривал по космической связи с родной бабушкой. А тут пояс астероидов, аварийная ситуация, разговор с бабушкой пришлось прервать и, выпучив глаза, совершать экстренную посадку на первую попавшуюся планету. Хорошо ещё кислородную. Корабль накрылся, но оптимизма у Максима такое обстоятельство не убавило, он вообще блаженно лыбится весь фильм, несмотря на катаклизмы и прочие пертурбации.
И вот идёт он по незнакомой планете (под названием Саракш), по кустам какой-то волосатый постядерный адаптант шарится, а ко всему прочему ещё и возникает местный «гоблин» со стреляющей водопроводной трубой.
Опознать сие устройство не получилось, напоминает отдалённо тульское помповое ружьё «Рысь», но кинооружейники так расстарались, что выяснить доподлинно, какое оружие превратилось в «мэйд ин Саракш», неимоверно сложно. В романе написано внятно – абориген был вооружён гранатомётом, но, естественно, какой именно модели не уточнялось. Всего же для фильма создали 300 единиц саракшского оружия, если верить Интернету.
«Гоблин» сбил из своего стреляющего устройства с «туриста» всю его продвинутую разгрузочную сбрую, и он только и успел, что запустить себе в ухо подобную ртути капсулу-переводчик со всех языков. Дальше главного героя доставили в особый отдел и направили с сопровождающим – гвардейцем Гаем, в столицу. После некоторых приключений Мак оказался в квартире Гая, до этого знатно подравшись с местными гопниками готической наружности.
Драка зрелищная, отдаёт, впрочем, киноэффектами той же «Матрицы» и «Бешеного Макса». Любителей единоборств наверняка в этой сцене заинтересует работа руками по ногам противника. Однако это всё же кино, к тому же в актёре, сыгравшем Мака, роста под два метра (1 м 92 см) и веса с центнер. Так что его рука – в некотором смысле нога среднестатистического человека, и потому может соперничать по мощи с ногой того самого человека.
В той сцене, в тёмном переулке, присутствовало холодное оружие. В частности, азиатского вида тесаки, кнуты и нечто китайское метательное в виде шара с выдвигающимися клинками. Главному герою весь этот арсенал не причинил большого вреда, так как люди будущего научились использовать скрытые резервы организма по полной программе. Поэтому танцоры из китайской оперы в данном случае отдыхают. На экране, во всяком случае.
Вступив в славные ряды гвардейцев Саракша, Мак получил стреляющее устройство странных очертаний. У нас это раньше называлось «перспективным оружием пехотинца», «оружием будущего», «оружием XXI века» и т.д. и т.п. Теперь все эти объёмно-прямоугольные и продвинутые, но неэргономичные конструкции кочуют по выставкам и больше всего напоминают искусство ради искусства; то есть налицо кризис жанра.
В общем, этот стреляющий девайс из недалёкого будущего долго не поддавался идентификации, но его всё же выдал калашниковский предохранитель-переводчик огня. Несмотря на мощный апгрейт, он предательски засветился, и глупо было ожидать чего-то совсем уж уникального: нет у нас пока предприятия по производству оружия для кино вроде голливудского. Так что необычное оружие с планеты Саракш оказалось нашим АК-74, принявшим участие в кинооружейном маскараде. Таким образом, и рассказывать не имеет смысла. Классический малокалиберный АК, только внешне доведённый до уровня «супер-пупер-авторайфл».
Другой интересный образец, а именно – армейский пистолет с коробчатым магазином перед спусковой скобой, неоднократно демонстрировал и применял ротмистр Чачу. Внешне – обычный пистолет-пулемёт, однако при ближайшем рассмотрении всё-таки самозарядный образец, типично киношное оружие. «Магазин», к слову, оказался бутафорией, просто длинная рукоятка для удержания второй рукой.
Реальное происхождение саракшского «штурм-пистоля» выдал тонкий поперечный пропил в кожухе-затворе. И вот тут я буду злорадствовать. На поверку, как оказалось, это был пневматический «Вальтер» Р-99 немецкой компании «Умарекс» с коллиматорным прицелом и планками «пикатинни». Его обвесили по полной программе, а «стрельбу» нарисовали на компьютере. Однако в целом действительно показали, как и было задумано, непонятно какое оружие с неизвестной планеты в далёком будущем. В данном случае опять-таки расписывать нечего. Если это газобаллонный «Умарекс» калибра 4,5 мм, то одно дело, а если саракшский серийный образец, то присутствует конкретный недостаток данных. На сайте, посвящённом фильму, про оружие вообще информации минимум.
* * *
Можно было бы и не увлекаться рассмотрением оружия планеты Саракш, но раз уж начал, стоит закончить.
Выбыв из рядов гвардии по причине свинцового отравления, Мак чудным образом регенерировался, попал к повстанцам, взорвал башню-излучатель и загремел на каторгу. Там ему надо было выводить из строя армейскую робототехнику. То, что было в руках у бронеликвидаторов, больше похоже на двуствольный гранатомёт для уничтожения подводных диверсантов РПГ-92. Но опять же кинооружейники расстарались, и утверждать, что это какая-то конкретная модель, некорректно.
Впечатлили танки странного розового цвета, местами с жёлтым отливом. Это почему-то зацепило большинство зрителей. Меня же удивила танковая атака. Аркадий Стругацкий бронетехнику очень уважал, и во многих произведениях Стругацких она описана ярко и убедительно. Один только «Мамонт» из «Хищных вещей века» запоминается надолго. Поэтому Фёдору Бондарчуку надо отдать должное: не поскупился, танков много, и все ездят. А с учётом компьютерной графики их стало прямо жуть сколько (на самом деле было девять Т-64 или около того).
Последний раз я видел подобное зрелище в фильме 80-х годов прошлого века «Через Гоби и Хинган» про наступление Советской армии на японскую Квантунскую армию. Там, впрочем, обошлись без компьютерной графики (тогда она ещё не получила распространения), зато танки были тоже настоящие и в количестве чуть ли не целого полка. Немного, правда, напутали – в 1945 году танков Т-62 ещё и в проекте не было. Да и спустя 10 лет они находились в стадии робкой фантазии.
В массовке фильма задействовали, по данным Интернета, примерно семь тысяч человек; для фильма сшили три тысячи костюмов; на взрывэффекты израсходовали 1,5 тонны взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте. При этом нанесли ущерб крымской флоре и фауне, особенно редким пресмыкающимся. Сразу почему-то вспоминается фильм «День радио» с марафоном на тему спасения редких животных.
В «Обитаемом острове» танки, как и прочее оружие, изменили до неузнаваемости. Наши Т-64 стали подобны британским «Центурионам», причём, чуть ли не ЮАРовской версии – «Элефант». С другой стороны, странно было бы увидеть отечественные танки на Саракше. Тут надо было бы поставить смайлик, но в журналах не принято.
А из чисто стрелкового оружия только ещё присутствовали совсем несаракшские пулемёты Калашникова (РПК и ПКМ) и два необычных образца: дерринджер в сцене разборок отцов-основателей и непонятное устройство, в принципе претендующее на роль орудия для суицида.
Дерринджер стандартный, но с богатой и аляповатой гравировкой. Компактный, как и положено, двуствольный. Калибр «не читается», предположительно от 7,65 мм до 9 мм.
То, из чего застрелился Умник (в исполнении Фёдора Бондарчука), полностью создано кинооружейниками. Нечто однозарядное и абсолютно неземного происхождения. Апофеоз металлургического дизайна. Однако дело происходит на Саракше, и там всё не как у нас. Фантастика, ничего не поделаешь.
* * *
Усилия Мака увенчались успехом: он взорвал центр, откуда управлялись все излучающие башни. Предварительно очертив Умнику своё отношение к жизни.
- Какая у Вас политическая программа?
– Справедливость…
– Согласен.
(Из диалога генерального прокурора (Умника) с Маком)
Потом главный герой подрался со Странником (Алексей Серебряков), которого Мак достал до одури. Странник целых 20 лет пытался обустроить планету, будучи землянином, а тут появился вздорный и улыбчивый нахал, который готов спасти эту планету ради блага всех людей и любимой девушки. Такой восторженный естествоиспытатель, полгода проведший в море и возжелавший дружить со всеми аборигенами. Понятно, почему аборигены съели Кука…
* * *
Трудно критиковать режиссёра, не будучи режиссёром. И если бы мне удалось добыть $36 млн. с лишним, я вряд ли бы сделал фильм про Саракш лучше Фёдора Бондарчука. Да и Гринуэй с Феллини, как мне кощунственно кажется, не смогли бы рассказать о планете Саракш интереснее. Её надо знать и чувствовать. «Кто может – пусть сделает лучше», – латинская поговорка, как всегда, к месту. Однако не стану настаивать, потому что к художественным достоинствам фильма, повторюсь, испытываю сложные чувства и удивляюсь мастерству кинооружейников.
Но фантастику Стругацких помнят, и это уже здорово, ведь отличная фантастика.