Гвардия не сдаётся! Вторая жизнь «француза»

Многим коллекционерам знакома ситуация, когда приобретается предмет, далёкий от привычной темы собирательства. Просто он… нравится. И никаких других причин для его покупки нет. Так случилось и со мною, когда на глаза попался французский капсюльный пистолет. Достаточно спокойный по отношению к капсюльному оружию, я не смог пройти мимо. Солидный и добротно сделанный, как и полагается армейскому оружию, он заворожил меня своей прекрасной сохранностью. Естественным шагом после его приобретения стал сбор сведений: а что за штучку я купил? Никаких невероятных сюрпризов я не ждал, но некоторые маленькие открытия из истории сделали его ещё более интересным предметом в коллекции. Что ни говори, а приятно, когда за образцом стоит история. Итак, обо всём по порядку.

Перед нами французский кавалерийский пистолет с официальным обозначением «М1822 T.bis». Он относится к передельным системам. Поясню, что это означает. Когда военные решились на применение капсюлей-воспламенителей в армейском оружии, встал вопрос: что делать с накопленным за десятилетия, а то и столетия, «кремнёвым» арсеналом? К тому же и на фабриках имелся немалый запас частей для кремнёвого оружия. Перевооружение – очень дорогое мероприятие, и во всех странах обсуждался вопрос, как его осуществить дешевле.
Решение французов оказалось простым и логичным, благо конструкция оружия принципиально не изменялась: курок кремнёвого замка заменялся на новый, без губок, где зажимался кремень; полка, на которую засыпался порох для поджига основного заряда, срезалась, а отверстие заглушалось. В замочной доске выемка, оставшаяся после удаления затравочной полки, также заглушалась специальной металлической вставкой, зафиксированной винтами.
Удалили огниво и подогнивную пружину. В остальном замок кремнёвого ружья оставался без изменений! Тот самый случай, когда говорят: дёшево и сердито. К казённой части ствола приваривался так называемый подстержник, куда ввинчивалась брандтрубка («стержень») для насадки капсюлей. Конечно, со временем были разработаны новые образцы капсюльного оружия с полностью иными оригинальными узлами, но передельное оружие оправдало «возложенное на него высокое доверие». Один из плюсов такого промежуточного оружия – быстрота массовой переделки. Армия в кратчайшие сроки получала современное оружие при наименьших затратах на его производство.
Свою родословную кавалерийская модель «М1822Т.bis» ведёт от кремнёвого пистолета «Модель 1816», имевшего калибр 17,1 мм и стрелявшего круглой свинцовой пулей. В 1822 году пистолет слегка модернизировали и на вооружение он поступил под новым обозначением – М1822. Кремень, калибр и пуля остались прежними. Наконец пришёл черёд введения капсюльной системы воспламенения. В 1840 году французы предприняли первую попытку переделки кремнёвого оружия в капсюльное, но она оказалась неудовлетворительной. Специалисты немедля продолжили эксперименты и добились определённых успехов. Но новая система оказалась столь дорогостоящей, что спустя всего несколько месяцев от неё отказались. И вот в 1841 году является спаситель в лице М.Арсёлэна, тогда ещё капитана, предложившего способ одновременно и простой и дешёвый. Именно по нему будет модернизировано всё кремнёвое оружие французской армии.
Итак, кремнёвые кавалерийские пистолеты, переделанные в капсюльные, получили обозначение «M1822 T».
А вот дальше началось интересное. Это связано с изменением калибра оружия. Воспользовавшись тем, что всё оружие собиралось на заводах для его модернизации, было принято решение расточить стволы с калибра 17,1 мм до 17,6 мм. Так убили двух зайцев: во-первых, все изношенные стволы привели к единому стандарту, а во-вторых, расточенные стволы позволяли использовать пули, как сейчас сказали бы, потенциальных противников, а вот новые французские пули увеличенного калибра в стволы соседей не влезали.
Но и это ещё не совсем тот пистолет, о котором идёт речь. В середине XIX века назрела необходимость массового внедрения в армию нарезного оружия. Французские инженеры посчитали, что старая кавалерийская модель вполне подходит для вторичной модернизации. Нет особого смысла создавать «с нуля» новый образец. И даже решили не отказываться от замка старой конструкции – в это время уже широко внедрялся так называемый «обратный» замок с врезкой «в шейку». Инженеры полагали, что пистолет испытывает достаточно большие нагрузки, а обратный замок чрезмерно ослабляет дерево рукояти. Правы они были или нет, но практически весь пистолет оставили без изменений. И вот в 1860 году начинается вторая модернизация ветерана: в стволе делают нарезы, а к названию модели добавляется bis – «M1822T.bis». Но, кроме нарезов, были и другие небольшие, но принципиальные изменения, связанные с переходом на новую баллистику. Старая маленькая мушка была заменена на новую, сидящую на мощном полукруглом основании. Если вглядеться, то видно, что линия прицеливания составляет отрицательный угол по отношению к оси канала ствола! Оказывается, при выстреле пистолет изрядно подбрасывало, и пуля часто уходила выше точки прицеливания. Инженеры внесли поправку и специально приподняли мушку!
Следующее изменение коснулось шомпола. Вместо полукруглой головки у «М1822Т», на «М1822Т.bis» головка сделана в виде крупного конуса с большой выемкой внутри. Как написано в одном французском источнике, «в форме обрезанного тюльпана». Ладно, пусть так. Размер головки вызывал удивление: даже у ружей они существенно меньше. Да и внутренняя полость выглядела чрезмерно глубокой. Поиски во французских книгах дали результаты, и всем шомпольным несуразностям нашлось объяснение: шомпольная головка выполняла функцию пороховой мерки! Чтобы не ошибиться с дозировкой пороха, можно было насыпать его в головку шомпола.
Ещё один сюрприз ждал меня после разборки пистолета. Сняв замок, я обнаружил, что замочная доска не имеет следов переделки – отсутствовало заглушенное отверстие из- под запальной полки! Как оказалось, после переделки всех имеющихся в армии кремнёвых пистолетов, для производства новых в дело пошли запасы деталей кремнёвых замков. И вот в самом конце выпуска этой модели пришлось создавать новые части, среди них и замочную доску. Её делали сразу цельной. Пистолет, получается, относится к наиболее редким из всего выпуска. Очень приятный сюрприз!
Состояние механизма оказалось значительно лучшим, чем внешний облик пистолета. Обычно бывает наоборот. Такое положение говорит о том, что, во-первых, французами использовался отличный металл, а во-вторых, за пистолетом был тщательный уход. То, что ухаживали хорошо, видно на контрасте наружной поверхности металла на стволе и на замочной доске в области подстержника. Большое количество каверн в металле означает, что из пистолета много стреляли. Капсюльный состав очень агрессивно воздействует на металл, и именно он оставил «оспины» на поверхности. На фотографии внутренностей замка видно, как чисто сделаны все детали. Что же, мастерам-оружейникам с казённого арсенала браво!
Кстати, редкой на пистолете оказалась не только замочная доска. Ствол так же был новым, а не нарезанным из старого гладкоствольного. Самый распространённый вариант, который можно встретить на рынке антиквариата – гладкий ствол калибра 17,6 мм, получивший после нарезки калибр 17,7 мм. Для такого случая использовали специальное клеймение: к клейму «C 17-6», обозначавшему калибр гладкого ствола, после нарезки добавлялась литера «А». Ствол описываемого в статье пистолета сразу был изготовлен нарезным, о чём говорит клеймение «С 17-7». С другой стороны выбит год его производства – 1862. А официальное название модели выбивалось на хвостовике ствола. Замечу, что добить литеру «Т» после первой модернизации пистолета модели «М1822» было несложно – места на хвостовике хватало. Однако выбить bis после второй модернизации было сложнее. Выбивали, где придётся. Поэтому пусть коллекционера или просто читателя не удивляет, если он встретит клейма, оформленные чуть иначе.
На что ещё советую обратить внимание у этого пистолета. Серийный номер несут ствол, шомпол и даже деревянная часть! Разумеется, что у правильного образца серийные номера должны быть везде одинаковыми. Их отличие или отсутствие будет означать, что предмет собран из нескольких разнородных частей: возможно, оригинальных, а, может быть, и новодельных. Все части пистолета имеют по два клейма: в арсеналах детали принимали два контролёра. Ещё встречается клеймо ревизора. На дереве, с обратной стороны замка, стоит круглый картуш – это клеймо окончательной приёмки собранного пистолета. В нём указан арсенал, изготовивший пистолет, месяц и год выпуска, а также две литеры, привязанные к двум контролёрам, принимавшим пистолет. Замочная доска несёт информацию о заводе, выпустившем пистолет: «Императорский завод в Сент-Этьене».
Пришла очередь рассказать о пулях к этому пистолету. Для гладкоствольного оружия использовали круглые свинцовые пули. К гладкоствольной модели «М1822» калибра 17,6 мм были приняты пули калибра 17 мм. Небольшой зазор был необходим, так как пуля перед закладкой в ствол заворачивалась в просаленную тряпочку (пластырь). Кроме официально утверждённой Артиллерийским Комитетом пули в 17 мм, имелась пуля калибром 16 мм. Французские историки объясняют её существование следующим образом: уменьшенный диаметр пули позволял заряжать её в оружие после продолжительной стрельбы, несмотря на сильное загрязнение канала ствола нагаром от дымного пороха.
После массового внедрения нарезного оружия, в 1854 году французский Комитет принял на вооружение пулю расширительного типа с конической выемкой в её донце калибром 17 мм. Такая пуля свободно досылалась в ствол, а при выстреле под действием пороховых газов ведущая часть пули увеличивалась в диаметре и плотно входила в нарезы.
Однако у неё был серьёзный недостаток: пуля не допускала отклонений в калибре ствола, что было в то время обычным явлением. В изношенном стволе пуля болталась, и кучность резко падала. Поэтому, как только недостаток обнаружился, французы принялись за новые изыскания и в 1857 году утвердили новую пулю. Она имела в основании пирамидальную треугольную выемку. Вот эта пуля выдерживала разницу в калибрах стволов до миллиметра! В наше время трудно поверить в такие цифры: отклонения калибра стволов в целый миллиметр! И ничего – стреляло. Но стремление создать пулю с сильно расширяющимся пояском сыграло с конструкторами плохую шутку. Юбка пули, врезавшаяся в нарезы, получилась крайне тонкой, и нередко случались её отрывы от головной части. Пуля летела в одну сторону, оторвавшаяся юбка – в другую. Опять страдала кучность. Вообще, стрельба по принципу: на кого бог пошлёт – это не совсем то, о чём мечтали военные. И снова французским конструкторам пришлось заняться усовершенствованием, в общем-то, неплохой пули. Такая улучшенная пуля была создана в 1863 году. Пирамидальная выемка стала квадратной формы, а увеличение калибра на 0,2 мм сделало толщину стенок пули достаточной для надёжной стрельбы. Отрывы юбки прекратились.
И всё же изучение боеприпасов к кавалерийскому пистолету преподнесло сюрприз, и ещё какой! Именно пуля послужила причиной создания нарезной версии пистолета, переделки гладкоствольного «М1822Т» в нарезной «М1822Т.bis»! Раньше калибр гладкоствольных ружей и пистолетов был одинаков, при этом использовалась одна и та же круглая пуля. Теперь же у нарезных ружей были одни пули, а у пистолетов, оставшихся гладкоствольными, другие. Это вынуждало держать в частях удвоенный запас пуль: круглых и конических. Пробовали стрелять новой пулей из гладкоствольных пистолетов. Но пуля начинала кувыркаться сразу за дульным срезом, и кучность стрельбы становилась неприемлемой.
Вот и пришлось отказаться от круглой пули и делать стволы пистолетов нарезными. Желание унифицировать боеприпасы, и, тем самым, упростить снабжение войск – причина второй модификации и без того хорошего пистолета. Никто не стремился улучшить его стрелковые качества. Никто не собирался получать введением нарезов «высокоточного» пистолета. Логистика, логистика и только логистика. Чтобы уважаемый читатель лучше понимал, какова была в то время точность пистолета, сошлюсь на книгу В.Е.Маркевича «Ручное огнестрельное оружие». В ней приводятся данные испытаний русскими военными различных систем кремнёвого и капсюльного оружия. Так вот, когда речь дошла до пистолетной стрельбы, выводы были просто ошеломляющими. Попадание всадником с коня из пистолета в мишень на дистанции свыше тридцати шагов носит СЛУЧАЙНЫЙ характер! Поэтому никто и не ждал от нарезов в пистолете потрясающих результатов. Сами французы считали эффективной дистанцию для пистолета около 10 метров. Ещё раз: не баллистика, не поражающий эффект пули, а желание унифицировать боеприпас заставило провести модернизацию гладкоствольного пистолета.
Итак, я закончил поиски информации по данному французскому пистолету, которыми и поделился в статье. Мой взгляд на пистолет сильно изменился. Это не просто штатное оружие классического образца. В нём оказался не только шик хорошего внутреннего и внешнего состояния. В нём россыпь технических «изюминок» – то, чем так славятся французы. У них талант создавать всё не так, как у всех. Слава Богу, что эта способность проявилась и в других образцах старинного оружия, созданного во Франции. Уверен, в будущем найду, чем удивить вас, мой уважаемый читатель!

Династия Зауэр

Спустя более четверти тысячелетия старейшая немецкая оружейная фирма продолжает производство оружия с маркой «Зауэр». 258 лет традиций, безупречного качества и технического совершенства.

Лучшая с первых дней

Наверное, основатель фирмы Лоренц Зауэр (1702-1779 гг.), имея возможность заглянуть в будущее, был бы приятно удивлён, что и в 2009 году мастера-оружейники, ложейщики, гравёры и резчики по дереву, как и прежде, заняты производством ружей марки «Зауэр». Открытая им в 1751 году маленькая мастерская в городе Зуле стала прародителем одной из наиболее известных и авторитетных немецких оружейных фирм. С первых дней своего основания фирма Лоренца Зауэра стала преуспевающим предприятием, ружья которого пользовались спросом и имели высокое реноме. Сыновья Лоренца успешно развивали семейное предприятие, и через некоторое время было решено создать на базе мастерской ружейную фабрику. На этом настаивало и прусское правительство, искавшее возможности фабричного изготовления ружей для нужд армии. Объединив свои усилия с другим оружейным фабрикантом Й.С. Шпангенбергом, семья Зауэр в 1838 году основала Королевскую ружейную фабрику «Шпангенберг и Зауэр» (Spangenberg & Sauer), в народе получившую название «старой фабрики». Уже тогда «Зауэр» значительно опережал по культуре производства и качеству выпускаемого оружия многих конкурентов. Когда саксонская армия решила приобрести ружья Оберндорфа, она разместила в конкурсном порядке заказ на изготовление партии из 100 ружей на фабрике в Оберндорфе и у «Зауэр» по цене 10 талеров и 22 грошей за штуку. Требования по приёмке ружей у саксонских военных были настолько высоки, что фабрика из Оберндорфа не справилась и отказалась от выполнения военного заказа. Напротив, для «Зауэр» изготовление оберндорфских ружей не представляло особых сложностей, и фирма получила свой первый большой контракт на производство 2650 ружей. После этого зульская фирма на долгое время стала ведущим подрядчиком Главного цейхгауза Дрездена, основного поставщика вооружения для армии Саксонии. Лидирующей продукцией «Зауэр» в этот период было военное оружие – кремневые пистолеты и ружья, а позже – и револьверы.

Медаль высшей пробы для двустволки

В 1860-1870 годы «Шпангенберг и Зауэр» столкнулась со значительной конкуренцией на военном рынке. Положение фирмы осложнилось ещё и тем, что в 1866 году умер Шпангенберг, а его 18-летний сын Ханс не захотел стать продолжателем дела отца. Руководство предприятием возглавили Йохан Пауль Зауэр и его сыновья Рудольф и Франц. По этой причине 1 января 1873 г. фирма изменила название на Johann Paul Sauer & Sohn, под которым существует и сейчас. Семью годами позже было решено произвести радикальное изменение производственной программы и сосредоточить основные усилия на производстве охотничьих ружей. Соответственно был обновлён и приспособлен к новым задачам машинный парк предприятия. Несмотря на пятидесятилетний перерыв в производстве этого вида оружия, Зауэрам удалось в короткий срок восстановить репутацию изготовителя высококлассных охотничьих ружей и добиться международного признания их качества: в 1880 году двустволка «Зауэр» cо стволами восьмигранной формы была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Мельбурне. В том же году «Зауэр» запатентовал свой знаменитый «тройник», тут же ставший сенсацией и с восторгом принятый охотниками. Особое внимание «Зауэр» уделял выбору материала для ружей, который является определяющим для таких важнейших свойств оружия, как прочность, точность изготовления и долговечность. Например, для изготовления стволов совместно с «пушечным королём» Фридрихом Альбертом Круппом из Эссена «Зауэр» создала специальную высококачественную сталь, известную как «Три кольца Круппа». Эта марка стали не имела себе равных и с незначительными изменениями до сих пор применяется для изготовления стволов охотничьих ружей «Зауэр».

Счастливые времена

Не только крупповская сталь, но и целый ряд инновационных моделей и их вариантов обеспечили «Зауэр» успех в начале «золотого» двадцатого столетия. Это были двуствольные ружья моделей VIII и XV (по схеме Энсона), произведшие в своё время настоящий фурор среди охотников на мелкую дичь, а также новые и улучшенные модели «тройников», ставшие мировым эталоном для этого вида оружия. «Зауэр» сделал ставку и на конструктивные новшества, такие как боковые замки. Многие эксперты считают, что боковые замки «Зауэр» являются лучшими из всех конструкций данного механизма, когда-либо предложенных. Двустволки и трёхстволки «Зауэр» с такими замками стали настоящим шлягером продаж того времени. Высочайшее качество изготовления и отделки сделало сами ружья «Зауер» предметом «охоты» со стороны собирателей и знатоков оружия, которые отводят им самые почётные места в коллекционных витринах. «Зауэр» развивала производство и штучных ружей, привлекая к их отделке лучших художников и гравёров. С их помощью каждое зауэровское штучное ружьё превращалось в подлинное произведение искусства и становилось уникальным экземпляром, аналога которому нельзя было найти нигде в мире.
В 1894 году произошла очередная смена руководства фирмы. Франц и Рудольф Зауэр отошли от дел, передав бразды правления сыновьям Хансу и Рольфу, которые успешно продолжали вести семейный бизнес, причём Рольф Дитер Зауэр оставался на посту главы фирмы более 60 лет (!).
До 1900 года «Зауэр» была известна как производитель охотничьих, спортивных, военных ружей. Короткоствольное оружие было чаще исключением: в 1880-е годы «Зауэр» выпускала служебный револьвер для Пруссии, а в конце XIX века – оригинальный, но малоизвестный пистолет «Медведь». Однако начало следующего столетия открыло новую страницу в летописи предприятия. Одна из австрийских фирм обратилась к «Зауэр» за помощью в создании самозарядного пистолета со сцепленным затвором. Так появился хорошо известный пистолет Roth-Sauer.
Следующим шагом были так называемые карманные и жилетные пистолеты. Первая модель такого пистолета появилась в 1912 году и имела довольно необычное устройство спускового механизма. При спущенном ударнике спусковой крючок находился в утопленном состоянии и выступал из углубления только при взведении ударно-спускового механизма, сигнализируя владельцу, что оружие готово к применению. Автором данной идеи был инженер и конструктор пистолетов «Зауэр» Фриц Ценер, защитивший своё решение патентом в январе 1910 года. Несколько позже уже сам Ханс Зауэр запатентовал другое устройство, нашедшее и сегодня широкое распространение в конструкции современных пистолетов – магазинный предохранитель. Это устройство блокировало ударно-спусковой механизм и не позволяло произвести выстрел из оружия при извлечённом магазине.
К серийному производству пистолетов «Зауэр» приступила в 1912 году, и оно продолжалось до 30-х годов, причём выпускаемые модели постоянно улучшались. Первоначально пистолеты «Зауэр» выпускались в популярном тогда калибре 7,65 мм, но после окончания первой мировой войны существовали варианты и под 6,35 мм патрон.
В октябре 1930 года увидела свет «Бехёрдемодель» – служебный пистолет, применявшийся голландскими и немецкими силовыми структурами. Точку в развитии этого поколения пистолетов поставила модель 1938 года – пистолет, внешне несколько сходный с Walther PP, но имеющий скрытый курок. Данный пистолет выпускался некоторое время и после второй мировой войны.

Read More…

Бункер Сталина

Есть вещи, о которых, случайно узнав, удивляешься, казалось бы, вот оно всё было перед носом, а не видел. Вполне может быть, что именно такие мысли посетили cамарцев в начале XXI века, когда многие заговорили об исторической реликвии, прекрасно сохранившейся в городе. До этого о бункере Сталина в центре Самары знали в России лишь единицы.

Самарский «Объект №1» времён Великой Отечественной рассекретили только в 1990-м. Но ещё с десяток лет он не упоминался в прессе, да и в частных разговорах всплывал как неправдоподобная байка, настолько хороша была секретность. И на то есть причина: объект – до сих пор действующий, входит в перечень стратегических пунктов управления МЧС России. История создания бункера имеет несколько версий: по самой распространённой, начало работ относится к 30-м годам XX века; по другой, подтверждённой документально, – к 1941 году. Когда фашисты вплотную подошли к Москве, встал вопрос об эвакуации правительства на Волгу. Для новой столицы был выбран город Куйбышев (ныне Самара), где предполагалось разместить всю верховную власть и иностранные посольства.

Из постановления ГКО от 15 октября 1941 г. «Ввиду неблагоприятного положения в районе Можайской оборонительной линии, ГКО постановил:
1 Поручить т. Молотову заявить иностранным миссиям, чтобы они сегодня же эвакуировались в г. Куйбышев.
2. Сегодня же эвакуировать Президиум Верховного Совета, также Правительство во главе с Молотовым (Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке).
3. Немедленно эвакуироваться органам Наркомата Обороны и Наркомвоенмора в г. Куйбышев, а основной группе Генштаба в г. Арзамас».

Уже 17 октября 1941 г. в Куйбышев приехали
М.И. Калинин (председатель Президиума Верховного Совета СССР), К.Е. Ворошилов (член ГКО), А.А. Андреев (секретарь ЦК ВКП(б)), А.Ф. Горкин (секретарь Президиума Верховного Совета СССР), М.Ф. Шкирятов (зам. Председателя ЦКК ВКП(б)), Н.А. Вознесенский (зам. Председателя Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР) и многие другие. Почти сразу переехали иностранные посольства. Из Москвы были эвакуированы часть аппарата ЦК ВКП(б), некоторые отделы наркомата обороны, ЦК ВЛКСМ и СНК, чуть позже в Куйбышев приехал исполком Коминтерна во главе с Г. Димитровым. В Куйбышев перевели Академический Большой театр оперы и балета, Ленинградский Академический драматический театр, симфонический оркестр Всесоюзного радио. Артисты Большого, освоившись уже осенью, стали давать спектакли. Первое исполнение 7-й симфонии Шостаковича состоялось именно в Куйбышеве, 5 марта 1942 г. Он закончил её в «запасной столице» 27 декабря 1941 г. Кстати, когда вы слышите в старых записях голос Левитана: «Говорит Москва. От Советского Информбюро…», – помните, что эти слова Юрий Левитан мог произносить в Куйбышеве, где уже в 1943 году работала самая мощная секретная радиостанция Европы. В начале войны почти всё было готово для принятия городом статуса столицы. Не хватало только одного…
В октябре 1941 года инженер-метростроевец Юрий Островский засел за масштабный проект подземного газобомбоубежища, который он закончил в феврале 42-го года. Сразу же начались земляные работы. В них было задействовано 800 инженеров и около 3000 рабочих. В обстановке строжайшей секретности в центре города возводился подземный бункер, аналогов которому не было в мире! Работы велись в три смены, без передышек. Рабочие почти не выходили на поверхность; столовая, спальни – всё находилось на месте громадной стройки. Около центральной площади Куйбышева в тот момент как раз расширялся станкостроительный завод, так что вывоз 25 тысяч кубометров грунта по ночам прошёл незамеченным. Все участники стройки дали бессрочную подписку о неразглашении военной тайны, а надзор за строительством осуществлял лично Берия. На месте закладкой бункера руководили главный архитектор Михаил Зеленин и начальник проходческих работ Иван Дробинин, постоянно консультируясь с Островским. Рабочие и инженеры в большинстве были присланы из Москвы и до этого трудились на прокладке линий метрополитена. Может быть, именно поэтому по конструкции бункер напоминает шахту метро, вертикально опущенную вниз? Вообще, очень многие отмечают итоговую сходность «Объекта №1» со станцией метро «Аэропорт» в Москве, только в уменьшенной копии.
В итоге, в кратчайшие сроки был создан уникальный подземный объект, превосходящий по всем параметрам существующие аналоги. Например, бункер Гитлера в Берлине находился на 16-метровой глубине, а сталинский – на 37-метровой. Бункер Черчилля в Лондоне был глубиной в два этажа и выдерживал попадание всего лишь 50-килограммовой авиабомбы, а самарский спокойно держал удар самой мощной на тот момент двухтонной бомбы. Специалисты говорят, что если бы даже неподалёку произошёл ядерный взрыв, бункер в центре Куйбышева остался невредимым.
За счёт чего достигалась такая прочность? Во-первых, глубина. 37 метров – это приблизительно 12-13 этажный современный дом. У самой поверхности всю площадь бункера защищает 2,9-метровый «тюфяк» бетона. Сразу после него идёт метровая прослойка песка и ещё один слой бетона в 1,1 метра толщиной. Эдакий защитный «сэндвич». Сам бункер расположен под зданием бывшего обкома КПСС г. Куйбышева, сейчас там Академия искусства и культуры. Автору этих строк удалось побывать на этом объекте в 2007 году, тогда ещё оба выхода, и чёрный и парадный, в Академии действовали. Причём чёрный вход и был основным, именно над ним скромно приютилась табличка «Бункер Сталина». А вот через Академию пускали неохотно, видимо, по традиции – раньше в обкоме около неприметной двери постоянно дежурил сотрудник НКВД. Попадая за эту дверку, натыкаешься на металлическую решётку, за которой начинается спуск в 14-метровую шахту, облицованную металлическими тюбингами. Конечно, там есть и лифт, но простых посетителей в него не пускают, да и, построенный уже после войны, он рассчитан только на «командный состав». Поэтому, отсчитывая ступеньки, спускаемся на верхний, технический, этаж, где расположены средства жизнеобеспечения и вспомогательные машины. Автономное пребывание в подземелье могло продолжаться до 5 дней и обеспечивалось за счёт специальных устройств фильтрации и регенерации воздуха, поддерживающих температуру на уровне 19°С. Дизельный генератор, электрощитовая, система рециркуляции воды. На этом техническом этаже есть несколько жилых помещений для обслуги и техперсонала, но попасть в них нельзя – объект-то действующий. В случае опасности, верхний техэтаж блокируется массивными стальными герметическими дверями, способными выдержать нагрузку до 10 тонн на квадратный метр. В центре этого блока – начало спуска в основную, 23-метровую шахту. По пути следования остаются ещё четыре рабочих этажа, на которых сейчас расположены «красные уголки» и проводятся учения сотрудников региональных служб ГО. И наконец после 192-й ступеньки мы попадаем на самый нижний этаж – рабочее помещение, предназначенное для Государственного Комитета Обороны.
Нижний этаж довольно просторный, длиной в 70 метров, поэтому удивляешься, когда узнаёшь, что тут всего два помещения: комната отдыха Сталина и зал заседаний ГКО.
В первую очередь надо заглянуть в комнату отдыха Верховного главнокомандующего. Обстановка в ней такая же, какую мы привыкли видеть в военных фильмах – аскетизм, небольшой диван с суровыми табличками «Не садиться!», стул за столом с зелёным сукном и один телефон. Между прочим, телефон рабочий. Был. «Вертушку» для связи с Кремлём и остальными властными структурами отключили совсем недавно, потому что туристы всегда порывались именно по ней позвонить в Кремль. А до этого всё исправно работало, впрочем, основные системы жизнеобеспечения работают и сейчас. А запрещающие надписи очень актуальны – немногие из желающих посидеть на стуле Сталина понимают, каких трудов стоит сохранять всё это в течение 60-ти лет в первозданном виде. Стены кабинета обиты дубовыми шпалерами, некоторые ниши затянуты голубой тканью, создающей иллюзию окон, но специалисты говорят, что там вполне могло быть что-то ещё. Вот, например, по словам экскурсовода, из шести дверей кабинета четыре – фальшивые, за ними лишь железобетонные стены. Спрашивается, а что же тогда находится в остальном пространстве нижнего тоннеля? Кабинет для отдыха «Вождя всех времён и народов» явно меньше. Как меньше по объёму и зал заседаний. У дальней стены, под огромной картой боевых действий, место Сталина. К его столу примыкает другой, для участников заседаний, рядом стоит стол стенографистов, стулья которых повернуты к стене – нельзя смотреть на правящую элиту! Отдельно стоит стол для Поскребышева, личного секретаря Верховного главнокомандующего, рядом стол для офицеров оперативной связи. Всё чётко и лаконично. Вообще, бункер рассчитан на 115 человек постоянного рабочего присутствия, но вмещает до 600 человек в замкнутом цикле жизни.
Но что же ещё находится в этом объёме? К сожалению, до 2042 года, когда, предположительно, будет полностью снята завеса секретности, мы этого не узнаем. Как и не узнаем пока, бывал ли сам Сталин в своём бункере. Точно известно, что от бомбёжек тут пряталась его дочь, Светлана Аллилуева, эвакуированная в Куйбышев и жившая на соседней улице. Совсем непонятно, куда делась большая часть строителей. Уже абсолютно точно известно, что огромная площадь под Самарой изрыта подземными ходами и штольнями. Недалеко от «Объекта №1» находится бункер Берии, называемый так местными диггерами, причём «жилища» вполне могут соединяться. Как могут соединяться с ними и бункер на берегу Волги под санаторием Приволжско-Уральского военного округа, и бункер под площадью Куйбышева, и ещё множество тайных ходов и подвалов, спроектированных в годы второй мировой войны. Самарцы точно знают, что в их распоряжении есть уникальное инженерное сооружение, созданное для самого Иосифа Виссарионовича. Кстати, когда сын фельдмаршала Роммеля посетил этот бункер и ему предложили сфотографироваться за столом Сталина, он вежливо отказался, сказав: «Боюсь, что Хозяин войдёт…».

Оружейные мастера и фирмы России XVII – начала XX вв.

(словарь-справочник мастеров огнестрельного оружия, мастерских, фабрик, заводов, конструкторов, владельцев оружейных заведений, мануфактур, фирм и магазинов)

ВЯТКИН АФАНСИЙ ГРИГОРЬЕВ, сын Вяткина Григория (см.), ствольный и оружейный мастер (уп. в 1663-1771 гг.), г. Москва. Согласно указателю Железнова в 1663 г. «сделал пищаль винтованную о четырёх винтах и замок шкоцкий».
ВЯТКИН ГРИГОРИЙ, самопальный, ствольный, замочный и «доспешный» мастер Московской Оружейной палаты второй и третьей четверти XVII в. Первое известное упоминание относится к 1643 г. Имел ученика Василия Титова (1649 г.) В документе 1649 г. указано, что «всякое пищальное и замочное дело делать умеет, а также золотом наводить умеет». В описи 1663 г. описываются его работы «пищаль винтовальная, ствол о шести винтах, замок шкоцкий (шотландский), травчатый, золочён сплошь; делал и золотил Григорий Вяткин», а ложу для неё изготовил Ефтихтий Кузовлев. Согласно указателю Железнова «в 1656 г. делал государственные дела, в 1663 г. – пищаль винтованную о шести винтах да замок шкоцкий, в 1670 г. – зерцало для царя Алексея Михайловича, в 1681 г. – пару пищалей и в 1687 г. – «бутурлыки стальные». В музеях Московского Кремля хранятся пара поножей (бутурлыков) 1664 г., зерцальный доспех 1670 г. для царя Алексея Михайловича его работы (в 1687 г. был оценён в 1500 рублей).
ВЯТКИН ЛЕВОНТИЙ, пищальный мастер (уп. в 1687 г.), г. Москва. Согласно указателю Железнова «делал пищаль винтованную».
ВЯТКИН ТИМОФЕЙ, мастер-ствольщик Московской Оружейной палаты середины XVII в. Принимал участие в изготовлении пищали 1654 г. с нарезным стволом для царя Алексея Михайловича (замок работы мастера Андронова, ложа – мастера Василия Карцева). На стволе пищали указан инициалами М.Т.В. (мастер Тимофей Вяткин). В настоящее время пищаль хранится в музеях Московского Кремля. Помещён в указателе Железнова.

ГАЙДЕРОВ, мастер цеха белого оружия на Тульском оружейном заводе. В 1798 г. помогал А.М.Сурнину (см.) в разработке образцового пехотного ружья.
ГАЙДЕРОВ ФЁДОР ГРИГОРЬЕВИЧ, Тула. Пользовался известностью в первой половине XIX в. как заварщик стволов из сварочного дамаска.
ГАНС, англичанин, работал в Москве (уп. в 1673 и 1690 гг.). Согласно указателю Железнова «в 1673 г. сделал пару пистолей, замки шкоцкие».
ГАРБАР ФИЛОН АРТЕМЬЕВИЧ, оружейный мастер и изобретатель. Набережная р. Фонтанки, д.78, кв.62 (1867-68 гг.), г. С.- Петербург. В 1839 г. назван дворовым помещика Лысенко. На выставке 1839 г. в Петербурге экспонировал ружья и пистолеты, один из которых был конструкции самого мастера «о шести выстрелах из каждого ствола».
ГАРТУНГ, офицер, учитель целевой стрельбы Гвардейского корпуса. В 1845 г. предложил штуцер – нарезное капсюльное ружьё, которое представляло собой переделку кремневого драгунского гладкоствольного ружья образца 1839 г., нарезное. При переделке замок заменялся на капсюльный, а в канале ствола делалось два широких нареза по системе «люттихского» штуцера. Заряжался цилиндроконической пулей с ушками, входившими в нарезы. Его прицельная дальность составляла 200 (142 м) шагов для неподвижного щитка и 500 шагов (355 м) для второго откидного щитка с отверстиями. В дальнейшем на штуцере был усовершенствованный прицел, созданный мастером Ижевского завода Юнгом (см.). Скорострельность штуцера равнялась 1-2 выстрелам в минуту. Его переделка обходилась казне в три раза дешевле, чем «люттихского» штуцера. Общая длина штуцера равнялась 132,8 см (без штыка); калибр 7 линий (17,78 мм). Штуцер был испытан в Финском стрелковом батальоне на Кавказе и принят на вооружение в 1848 г. Его получили застрельщики полков гвардейского и гренадёрского корпусов, лейб-гвардии конно-гренадёрские и драгунские полки, а также часть флотских экипажей. Был заменён шестилинейной стрелковой винтовкой обр. 1856 г.
ГЕГЕЛЕ, оружейный мастер. Г. Тифлис (ныне Тбилиси). Работал после 1848 г.
ГЕЙС ЮЛИУС, московский купец, торгующий под фирмой «Гельдер и Ко». Городская часть, 2 квартал, д.графа Шереметьева, Москва. Выписал для продажи 36 револьверов, 70 двуствольных пистолетов, 24 двуствольных ружья (январь 1866 г.).
ГЕЛЬДЕР и Ко (см. Гейс Юлиус).
ГЕРБИГ, г. С.-Петебург. В ГИМе капсюльный штуцер 1863 г. с двухнарезным стволом по типу люттихского штуцера. На замочной доске надпись «СП.GERBIG.1863».
ГЕРТЕЛУ, см. ЭРТЕЛУ.
ГЕУСАЛА АНДРЕЙ, крестьянин Улеоборгской губернии, Калапоксксой кирхшпиле. На выставке 1861 г. в С.-Петербурге представил охотничьи ружья, охотничьи винтовки, револьвер и принадлежности к ним (формы для пуль, пороховницы, пыжевники, ключи и пр.).
ГЕЧКЕ, оружейный мастер, г. Тифлис (ныне Тбилиси). Работал после 1848 г.
ГИБЕНХАН КАРЛ ЛЮДВИГ (GIBENHAN CARL LUWIG), оружейный мастер (ок. 1780-1800 гг.), Варшава. На оружии часто ставил свою фамилию.
ГИНКЕЛЬ ЕГОР ЕГОРОВИЧ, купец, г. Тула, г. Москва. Владелец московского ружейного магазина «Диана» (1862-1914 гг.), находившегося по адресу Китайский проезд (позднее Театральный проезд), дом Блохиной. В дальнейшем владел магазином совместно с Н.Феттер. (Н.Феттер и Е.Гинкель). Являлись поставщиками Императорского Общества правильной охоты и его Новгородско-Тверского отдела, «единственные для всей России представители механических оружейных заводов И.П.Зауера и сына, Генри Пипера, Маузера, Национальной фабрики военного оружия в Герстале». В 1888-89 гг. имел в Туле на Томилинской улице в д. Воронцова оружейную мастерскую, продукцию которой сбывал в Москве в магазине «Диана». В мастерской было 9-14 рабочих, годовое производство на 10-14 тыс. руб., количество ружей в год – 500-600 штук. Изготовлял охотничьи капсюльные ружья со стальными и дамасскими стволами; ружья, переделанные из военных винтовок «Бердан-2». Стволы часто использовал иностранного производства. Магазин «Диана» специализировался на продаже ружей бельгийского АО «Пипер», кроме того торговал английскими, немецкими и бельгийскими ружьями среднего достоинства (50-500 руб.), штуцерами-экспрессами (90-450 руб.), американскими карабинами по 60-70 руб. (систем Винчестера и Эванса), курковыми ружьями Тульского оружейного завода (9-57 руб.), револьверами разных систем, ножами и кинжалами Роджерса и Шафа, а также порохом всех частных и казённых заводов (объявление в «Охотничьем календаре» за 1885 г., прейскурант за 1904 г.). Владельцы магазина были награждены медалями: золотой (1862 г.), серебряной медалью (1885, 1907 гг.), золотой (год неизвестен) от разных обществ и от Министерства финансов (прейскурант 1911-12 гг.).

Роковые два рубля, или Первая дуэль

Весна 1637 года выдалась отменно солнечной. Люди оттаивали после бесконечной зимы с её лютыми морозами, снегами и метелями, что по крыши заносили дымные курные избы. За зиму все немного одичали, попробуй, посиди при лучине с октября по апрель, зарывшись, как в сугроб, в овчину или лисье одеяло. Тёплая, хмельная весна ударила в голову крепче медовухи. Видать, от этого и произошло на Москве невиданное досель непотребство.

На Бронной слободе, в переулке, носившем в старину несколько жутковатое название Старые Палачи (сегодня Палашевский переулок), где компактно располагался ограниченный контингент иностранных наёмников, случился неистовый крик. Подняла визг молодая дебелая баба, верная супруга стрелецкого десятника Томилы Сенника. Баба сеяла горох, ядрёную репу и горькую редьку в густо унавоженные парные гряды и сквозь немалую дыру в заборе первой углядела преступление.
В соседней избе, где жили нехристи и еретики, иностранные немцы, вдруг раздался визг, похожая на грубый пёсий взлай ругань и грохот выбиваемой двери. На расписное крыльцо вывалился знакомый немецкий рейтар, сержант иноземного полка Пётр Фальк и, пересчитав лбом ступени, вскочил на ноги. За ним, непотребно ругаясь и грозя кулаком, выбежал второй знакомец красавец сержант Григорий Томас Грельс. Мужчины выхватили огромные страшные шпаги, встали напротив друг друга в позитуру и принялись тыкать шпагами во все стороны, да так, что синие искры снопом летели.
«Караул! Грабят!!!» – заполошно вскричала баба, но мужчины продолжали, ярясь и подпрыгивая, «шурмовать» (фехтовать), не обращая внимания на испуганную, статную и пригожую соседку. Внезапно Григорий Грельс сделал особо удачный выпад и насквозь проткнул Петру Фальку руку. Голая, обнажённая шпага, как вертел из порося, вышла из могучего плеча Фалька. Кровь брызнула в горячую московскую пыль. Пётр пошатнулся, сказал: «У-у-у-у ШАЙЗЕ!!!» – и бросил в лицо Грельса свою широкополую шляпу с пучком нарядных чёрных петушиных перьев. Григорий отпрянул. В это время Фальк сделал коварный выпад и с хрустом вогнал свою, с витым перекрестьем и глубокой резной чашкой эфеса злодейскую шпагу прямо в горло несчастному Грельсу.
Красавец-сержант, как подрубленный клён, упал в молодую крапиву.
«Зарезал! До смерти зарезал, ирод!!!» – отчаянно вскричала баба и бросилась на улицу созывать народ.
Праздный, гулявый московский люд и без того давно с явным, нескрываемым любопытством наблюдал происшествие.
Убийство в те лихие времена было делом скорее привычным, но явно не такое. Обычно, злые ночные тати били добрых прохожих людей гирькой на цепке по затылку, резали засапожным ножом, шибали в лоб нестерпимым пудовым кулаком. Изредка стреляли из фитильной пищали или колёсной пистоли. Молодые ребята дрались в дубовых рощах на дубинах-ослопах, но это так, больше из удальства, от избытка сил, до смерти не доходило. В мирное спокойное время, в ясный весенний божий день, прилюдно резать и тыкать острым боевым оружием друг в дружку, было в диковинку. Московиты такого зрелища ещё не видывали.
На всякий случай послали гонца в Иноземный приказ, что ведал службой и судом всех иностранных наёмников. Примчался на взмыленной лошади приказный пристав и велел вязать немца Петра Фалька, который, впрочем, печально стоял над трупом и даже не пытался бежать с места преступления. Убитого Грельса положили на телегу и тронулись вдаль, провожаемые толпой зевак, в приказ, к самому Начальнику, светлому князю Ивану Борисовичу Черкасскому.
Перво-наперво, светлый князь велел учёному дьяку снять у свидетелей убийства «расспросные речи». Затем с помощью толмача-переводчика зафиксировал на бумаге показания самого виновного. К досаде начальника приказа дело выходило зело сбивчивым, явно сложным и доселе невиданным. Сержант Пётр Фальк утверждал, что не убивал злодейским образом своего земляка, сослуживца и бывшего друга Григория Томаса Грельса, а благородно дрался с ним на «дуэли». Начальник пришёл в недоумение – такого понятия как «дуэль» в русском уголовном праве просто не существовало. Конечно, и раньше случались поединки из-за обиды между дворянами и даже бои с применением оружия, но до убийства редко доходило. Главным было то, что бились противники в присутствии княжеского пристава, честных выборных горожан и священника из ближней к ристалищу церкви. Поединок считался Божьим Судом. Поверженный в бою всегда назначался виноватым и выплачивал в царскую казну особую пеню. Ежели поверженный невзначай помирал, то пеню выплачивали его ближайшие родственники. Выходило честно, благообразно, внятно.
В случае с убийством сержанта Грельса явно проглядывала досадная загогулина. Почему поединок состоялся без пригляда и дозволения? Отчего бились на казённых шпагах? Зачем смущали криком обывателей? За что дрались до смерти? Кто являлся зачинщиком убийства? Почему сержант Грельс шурмовал (фехтовал) не приватно, а находясь на царской службе? Как он, хоть и нездешний лютеранин, вообще смел помереть без христианского покаяния? Все эти вопросы требовали немедленных правдивых ответов.
Сержанта Петра Фалька раздели, сорвали шляпу с перьями, шёлковую сорочку, бархатные штаны, шитую золотом перевязь, накинули на голое тело рваный грязный мешок и вздёрнули на дыбу.
Висеть в застенке на дыбе в те времена было делом обычным. Следовало очень быстро отвечать на вопросы, что Фальк, неистово вопя и рыдая, сделал. Всё, может быть, и кончилось для него не так плохо: всё-таки иностранец, законов наших, русских не ведает. Прогнали бы со службы назад в неметчину, забыли напрочь, и дело с концом, но…
Происшествием заинтересовался сам царь Михаил Фёдорович. Это был первый царь из династии бояр Романовых. Царь был молод, богобоязнен, чадолюбив, добр, задумчив и тих. Во всём слушался своего отца земного и небесного патриарха Филарета.
Велено было везти допросные листы в Кремль и подробно «читать» царю.
Царь ничего не понял. Выходило нелепо и глупо. Немцы, оказывается, добровольно лишали друг друга бесценного дара жизни и навеки низвергались прямо в ад кромешный, всего лишь из-за какой-то дряни – пустого неосторожного слова, греховной гордыни, самолюбия, высокомерия и прочей бесовской гадости. Следовало ещё раз всё обстоятельно проверить.
Несчастного Петра Фалька опять подвесили на дыбу. Первым делом спросили с пристрастием: «А не пьяны ли вы были?» Проще всего было объявить царю, что, дескать, подрались глупые немцы спьяну. Лыка не вязали, с того и тыкались дураки, до смерти на шпагах.
Однако Фальк эту хорошую, правдивую версию отрицал и продолжал кричать, что дрались они с сержантом Грельсом на дуэли, как все честные, благородные дворяне в Европе давно делают. Что ничего, кроме ржаного кислого кваса, не пили и дрались по правилам. Что он готов искупить вину перед русским царём и берётся служить год без всякого жалования и продуктового довольствия. Готов отдать жизнь за царя и даже никогда более не шурмовать на дуэлях. Он, дескать, полностью раскаялся в своём негодном проступке.
Может, и простил бы его Государь, но…
На порог Иноземного приказа внезапно явилась заплаканная баба, супруга стрелецкого десятника Томилы Сенника и сказала ябеду на Фалька. Ценное сведение, что принесла баба, содержало в себе весьма серьёзную неопровержимую улику. Оказывается, баба видела и слышала, как этот самый обвиняемый Пётр Фальк взял взаймы у тогда ещё живого Григория Грельса два рубля(!), а вот отдал или нет, этого она знать не знает, ведать не ведает.
ДВА РУБЛЯ! В те скромные времена была сумма огромная. На два рубля избу можно было срубить или стадо свиней купить, али жеребца арабского, чистокровного из кызылбашских степей. И за меньшее людей убивали. Бедолагу Фалька опять подвесили и выпытали правду.
Оказывается, сержант Фальк, действительно взял в долг у Григория Грельса два рубля, а отдать вовремя забыл. Притомился на службе и забыл напрочь. Грельс стал грубо требовать, навязчиво настаивать, ругаться в нестерпимых для дворянской чести выражениях. Вспыхнула ссора, и Грельс вызвал Фалька на дуэль. Чем кончилось, всем известно. Так царю и рассказали.
Государь повелел посадить Фалька в острог, а дело предать справедливому суду. Убийство из корысти наказывалось строго. Хорошо если просто повесят или голову отрубят, бывало, за такие дела и на кол сажали.
Несчастный должник и «невольник чести» просидел в тюрьме с 1637 по 1642 год и скончался, так и не дождавшись полного судебного разбирательства по своему делу.
Так закончилась правдивая история самой первой дуэли по европейскому образцу на ещё далёкой от западных веяний русской земле.



Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-content/themes/Master/index.php:22) in /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-content/themes/Master/includes/includes/contactform.gif on line 2136