Годы и тропы Валериана Правдухина

Валериан Павлович Правдухин. Кому-то это имя ничего не скажет, кто-то вспомнит, что был такой писатель и писал об охоте, некоторые даже восхищаются им, я же считаю, что невозможно стать настоящим русским охотником, не прочитав его книгу «Годы, тропы, ружьё». И я сейчас совсем не интересничаю и не пытаюсь с пафосом выступить. Я, внук и сын заядлых охотников, стал по-настоящему любить охоту только после того, как мальчишкой первый раз прочитал эту книгу. Можно и нужно читать Эрнеста Хемингуэя и Джона Хантера. Тогда потянет в Африку, и ты станешь поклонником африканской охоты. А вот русская охота для тебя не откроется, не поймёшь ты её, не почувствуешь. При­выкнешь ходить за спиной пиэйча и никогда не увидишь пробуждение весны и «осенней поры очарованье». Как сказал один «африканец», есть африканские охоты и есть неинтересные. Что ему «хорканье» вальдшнепа, «щёлканье» глухаря, «жвяканье» селезня и гогот гусиной стаи. Мне жаль этого охотника.

 

О самом Валериане Пав­ло­виче известно немного. В советское время он даже не упоминался как соавтор писательницы Лидии Сейфуллиной. В интернете о нём всего несколько строк. Правдухин родился в семье псаломщика, позже сдавшего экзамен на дьякона. Учился в духовной семинарии (исключён за участие в первомайском митинге), окончил Орен­бургскую гимназию. Получив диплом народного учителя, в 1911 – 1913 г.г. преподавал в посёлке Ак-Булак. Поехал в Москву, где слушал лекции на историко-филологическом факультете народного университета Шаняв­ского (1914 – 1917). Участвовал в эсеровском движении (1912 – 1918). В 1919 – 1920 вместе с женой жил в Челябинске, где заведовал губернским политпросветом. Написал там своё первое произведение, пьесу «Новый учитель». С 1921 обосновался в Ново­сибирске, стал одним из основателей и редактором журнала «Сибирские огни», опубликовал там ряд литературно-критических статей. В 1923 переехал в Москву, был заведующим отделом литературной критики журнала «Красная нива». Сотрудничал в журнале «Красная новь». В 1937 г. выступал в защиту Михаила Булгакова. Был арестован 16 августа 1937 г. Военной коллегией Верховного суда СССР по обвинению в участии в террористической организации 28 августа 1938 г. приговорён к высшей мере социальной защиты и в тот же день расстрелян на полигоне «Коммунарка». Реабилитирован 4 августа 1956 г. В городе Уральске установлена мемориальная доска на доме, где он жил.
Вот, собственно, и всё. Но сколько откроется добросовестному читателю, взявшему в руки книгу «Годы, тропы, ружьё». Становится ясно, что только человек, беззаветно любящий свою Родину и природу родного края, мог написать эти строки. Любовь к охоте Валериану досталась от отца, страстного охотника и незаурядного стрелка. «Охотой я начал жить с самых малых лет. С тех пор эта горячая волна страсти заполняет моё существо, непрерывно живо бьётся во мне. Всё моё существо томит неуёмная тоска по степным просторам, по бродяжничеству, тоска, не покидающая меня и по сей день. Эту страсть, неизлечимый сладкий недуг моей жизни, принёс в нашу семью отец из Верхотурских лесов, унаследовал её от пермских промышленников, заразив ею всех своих сыновей, – меня, кажется, больше других». Право на ружьё маленький Валька заработал, получив от отца пять зарядов с обязательством добыть три птицы. В случае выполнения этого задания он получал в полноценное пользование шомпольную одностволку. Если же ему не удастся добыть трёх птиц, отец, верный своему слову, грозился не брать сына с собой на охоту в течение года. Валериану удалось добыть три куропатки, ружьё и право на самостоятельную охоту ему было вручено, и будущий писатель не расставался с ним до конца жизни. В 16 лет отец подарил ему новенькую курковую одностволку, выписанную с тульского завода. За годы охоты Правдухин поменял множество ружей, по которым можно судить об эволюции охотничьего оружия на рубеже Х1Х и ХХ веков. Последним ружьём Валериана Павловича, упоминавшимся в литературе, был бельгийский полуавтомат «Браунинг Авто 5».
Правдухин, преданный охоте, и поле для рабочей деятельности выбирал согласно своим предпочтениям. «Одержимый неуёмной страстью к охоте, я часто забывал, зачем сюда, в Закавказье, послан. Моё звание инструктора сельского хозяйства мне было приятно единственно потому, что в борьбе с мышами-полёвками я всё время кружил по зелёной долине реки Алазань, где до сих пор сохранилось ещё много фазанов. А я всегда возне с мышами предпочитал бродяжничество за птицей». Отправляясь в научную экспедицию по Саянам, он писал: «Мне немного совестно думать, что не помани меня таёжная охота, я едва ли выбрался бы в такое трудное путешествие». Тем не менее польза от охотничьей деятельности Правдухина для экспедиции была ощутима. В момент, когда настали трудные дни, а попросту, члены экспедиции голодали, нашему охотнику удалось добыть утку и гуся и накормить всех. Что сделать в тайге бедной дичью было довольно трудно.
В своей книге Правдухин знакомит нас с природой самых разных уголков России. Оренбургские степи, Урал, Кавказ, Сибирь, Алтай, Казахстан – и везде писателю приходилось бродить с ружьём в руках. Соратник Ленина Глеб Кржижа­новский, прочитав книгу, сказал: «Знаете, какая чудесная книга мне попалась с несколько странным названием «Годы, тропы, ружьё» – я прямо не мог оторваться! Не часто встречаются такие художественные искренние произведения». Но, несмотря на лестный отзыв, правдивые очерки автора об уральском казачестве, вошедшие в книгу, совсем не нравились «строителям новой жизни». Ведь казачество было «чуждым» классом для советской власти. Ему не простили, к примеру, строки его воспоминаний детства: «В оврагах бушевала мутная коловерть. Будто сало в кипятке, плясали по воде обмякшие льдины, комья снегу. Как-то мы запоздали, и в темноте наша тяжёлая кошева застряла в овраге… Кто же по такой распутице, ночью поедет спасать нас? Кому мы нужны? Я уже знал, как неповоротлив мужик на чужую беду и как он не любит сползать по ночам с тёплой печи. Но мы были среди казаков. Отцу не дали выговорить и трёх слов, – десяток верховых, выросших из земли, не дожидаясь отца, помчались «спасать людей», засевших в «жяман чункуре» – «злой яме». Прошло не больше часа, показавшегося мне томительной и страшной вечностью, как из густых сумерек донёсся до нас свист, зычные крики и широкий человеческий гогот. С шутками, с хохотом, смехом, прямо в сапогах и холщовых шароварах, казаки моментально выволокли нашу кошеву из снежной трясины». Или слова о том, что до революции во время нереста на реке Урал запрещалось даже звонить в колокола, чтобы не пугать красную рыбу. Сейчас же пароходы и моторные лодки непрерывно бороздят реку, вот и не стало осётра, белуги и стерляди. На следующий день после февральской революции московский студент Правдухин был избран заместителем председателя Революционного правительства Закатальского округа и представлял там Временное правительство. Такие вещи не прощаются.
Надо сказать, что Валериану Павловичу очень повезло с женой. Лидия Николаевна Сейфуллина была не только его коллегой, в соавторстве с которой он написал немало произведений, одно из которых, «Виринея», было экранизировано и стало классикой советской литературы. Лидия Николаевна была и его попутчиком в некоторых охотничьих экспедициях. Одно такое путешествие по Уралу, где в их компании был и Алексей Толстой, она описала в рассказе «Из дневника охотника». Посмотрите, с каким юмором и в то же время, гордясь им как неутомимым охотником, описывает она страстность Валериана Павло­вича. «Небо совсем потемнело. В этот миг по склону из степи скатилась из степи (пойнтер) Грайка. Она тяжело вздымала запавшие бока с очевидными рёбрами и трясла сильно высунутым языком. Вслед за ней у костра появилось существо ещё более запаленное. Оно было гражданином, не лишённым избирательных прав. В уголовном розыске о нём наверняка выдали бы в критическом случае справку: «Не судился, не приводился и не разыскивается». Я это знаю. Это мой муж – Валериан Павлович. Но что он такое по внешнему виду? В обрывках нательной сетки и из порыжевших, протёртых штанов видно худое, прокалённое дочерна солнцем, обветренное тело. На лице только большой нос и запылённые очки. Головную покрышку он вероятно где-то в траве потерял. Глаз под пропыленными очками не увидишь. Ружьё на левом плече подрагивало от напряжённого дыхания. Прямо беглый, осуждённый по мокрому делу. Он упал у стана, прямо на спину, в полном бессилии. Дыша громче хрипящей, свистящей Грайки, он прерывистым голосом сообщил: «Туда, сюда…Стрепетов по степи искал. Потом – на гусиные пески. Вёрст восемь отсюда…ну, может, побольше… Понимаешь, помёту! Штук тысячу их было… И дня два назад… А сейчас ни одного!»
Скажу честно, мне иногда лень бывает тащиться на глухариный ток за 5 километров по болоту или «объезжать» лисицу на лыжах по целине, но я вспоминаю вот такого Правду­хина и иду. И буду ходить, пока есть силы. Потому что хочу быть таким охотником, как он, а не тем, который к дичи подъезжает на машине и снегоходе. Когда же читаешь его описание охоты, то невольно оказываешься рядом с ним и так же испытываешь всё то, что чувствует в этот момент Правдухин. Послушайте, разве не хочется вам сейчас оказаться рядом? «Вдруг в ухо до жути близкое, по-домашнему спокойное: га-га-га-га… Ищу испуганно птиц в небе и не вижу. Но ведь гогот рядом. Да где же они? Трясёт озноб. Га-га-га… Ещё ближе… Вот они. Прямо на меня, низом, по земле, за кустами, летят штук двенадцать гусей спокойным, ровным треугольником. Красиво, ритмично покачиваются, и уже видны их темные носы, сероватое оперение… Не шевелюсь. Шепчу: Спокойно, друг, спокойно… Встать успею, лишь бы не свернули. Вот они. Серые, черноватые, круглые, живые гуси. Впервые в жизни вижу так близко стаю. Впервые пожираю глазами вольный лёт диких гусей. Они наплывают на мой куст. До них метров сорок, уже можно стрелять. Но я не буду целиться сквозь густые ветви. Я не побегу к ним навстречу. Спокойно, друг, спокойно! Пропусти их набок, на поляну. Быстро меняю позу. Стволы выкинуты на голубую полосу неба, где должны проплыть птицы. Мгновение огромно. Небо нависло надо мной в немом и жгучем ожидании. Гуси вылетают на поляну, чуть-чуть обеспокоенные. Крепко, уверенно целюсь в передового. Две четверти вперёд. Жму гашетку. Спорый удар заряда отзывается во мне крепким поцелуем. Гусь мёртвым, грузным комом стукает оземь. Есть! Второй выстрел делаю в радостном ознобе, не целясь, прямо по смешавшейся и загоготавшей стае. Это всегда промах. Ну, ничего, почин сделан. Гусь убит. Вот он. Лежит, раскинув крылья по снегу. Взвешиваю его на руке. Тяжёлая, крепкая птица. Осматриваю со всех сторон. По чёрному носу – жёлтое кольцо. Гусь – кольценос, гуменник. В нём нет живописной прелести оперения, как в глухаре и особенно в дрофе, – гусь прост, одноцветен, но разве не он летел этими нескончаемыми просторами, разве не он пересёк целый мир с юга на север? «Милый гусь», – шепчу я успокоено. И уже по-другому, без зависти, слушаю буханье по сторонам». За эту охоту, на которой он был с писателем-охотником Ефимом Пермитиным, Правдухин добыл за неделю всего четырёх гусей. Но, почитайте, сколько эмоций принесла ему каждая добытая птица. А какой бесценный совет даёт Валериан Павлович начинающим стрелкам? Многие ведь делают выстрел просто по стае. Правдухин, основываясь на своём огромном опыте незаурядного стрелка, прямо пишет, что это «всегда промах». Учитесь, пригодится.
В прошлом году меня неожиданно пригласила одна турецкая оружейная фирма, чтобы опробовать на охоте их продукцию. С удивлением, я узнал, что охотиться предстоит на дрофу, или, как её называл Правдухин вместе с казахами, дудак (доудак). Сразу вспомнился очерк из книги «На дудаков». «Лежать в овраге удобно. Не надо особенно и прятаться. Я вижу, как Борис, лёжа на боку, осматривает ружьё. Между нами теперь не больше восьмидесяти шагов. Дудакам не заметить нас из-за бугра, и я смело приподнимаю голову и гляжу, что делает Василий Павлович. И как раз в этот момент раздаются крики загонщиков. Я напряжённо всматриваюсь вперёд, перебрасывая взгляд направо, налево. Мгновенье – и три дудака, сторожко вращая глазами по сторонам, тянут между мной и Борисом. Первого я пропускаю, он ближе к Борису, и, не видя, знаю, что он целит в него. Встаю навстречу второму, беру мушкой четверти на полторы впереди него – и ударяю. Дудак, выбрасывая из-под себя ноги, задерживается в воздухе. Не раздумывая, бью в него же второй раз, и он, ослабив крылья, мотнув шеей, падает вниз. Слышу ещё выстрел, слышу возбуждённо-торжествующие крики сзади. Держу дудака в руках и вижу, что Борис, двигаясь вперёд, следит за лётом обстрелянных им дудаков. Бегу за ним. В сотеннике от нас одна из птиц падает комом в ковыль. Скоро глаз радостно, успокоено схватывает жёлто-пепельное пятно. Это дудак. Борис около него. Мы стоим рядом и возбужденно кричим, не слыша друг друга. Поминутно оглядываюсь на дудаков, как бы опасаясь, что, может быть, это во сне. Вокруг нас гвалт. Уже прискакали охотники и загонщики. Откуда-то, словно с неба свалившись, выросли два белесых подпаска. Я вынимаю папиросы и сую их в руки молодому парню, совершенно не думая о том, что его с нами раньше не было. Парень бросил на дороге воз с сеном и, махая руками и взвизгивая, прибежал к нам. Лица у всех горят, глаза возбуждены и сияют восторгом. Кто-то божится вовсю и уверяет, что третий дудак ранен и упал сотенника за три отсюда. Я пытаюсь закурить папиросу не с того конца и упорно сую зажжённую спичку Борису, который уже дымит папиросой».
Я знаю, что в России дрофа занесена в Красную книгу, но неужели и мне удастся испытать нечто подобное? Турки в тот раз надули и вместо дудаков подсунули куропаток, но мечта осталась, и раз у них охота разрешена, я всё ещё надеюсь. А пока утешает одно – Сергей Аксаков в своих «Записках ружейного охотника» жалуется, что так и не убил за всю жизнь ни одной дрофы.
Сегодня многие охотятся на выпущенных фазанов под Москвой или ездят за ними в Европу. Можно настрелять в Венгрии или Польше сотни этих кур и набить столько инкубаторских петушков, сколько сможешь оплатить. Но разве это настоящая охота? Я, например, горд тем, что так же, как Валериан Павлович обдирал куртку в Казахстане, лазая за фазанами в колючие заросли джиды. Только прочитав его очерк «В Алазанской долине», поймёшь, что такое настоящая охота на фазанов. И не надо оправдываться тем, что такие охоты были раньше. Уверяю вас, и сегодня ничего не изменилось – дикий фазан и по сей день живёт в тех же колючих кустах. Как волнует его описание охоты на фазанов: «Наконец на одной крошечной полянке нам удалось врасплох захватить пасущийся выводок. Я увидел фазанов на земле. Самка, мотнув хвостом, юркнула в кусты, уводя за собой молодёжь. И только два петуха, молодой и старый, симметрично взвились над кустами. Я быстро послал в них по заряду и в спокойном торжестве сквозь дым увидел, как, безвольно застыв в воздухе, они упали в высокий терновник. Молодого петуха моментально нашёл Осман, старого не было видно. Я громко звал Алыбаша (собаку), унёсшегося за выводком. Мы пролазили по колючкам минут двадцать, но фазана не было видно. Я с болью на сердце уже решил, что петух для нас потерян, хотел было двинуться вперёд, как неожиданно заметил чуть видимый пушок птицы на одной из верхних веток держидерева. Взглянув по этой линии ниже, увидел перо, ещё ниже – и мой взгляд с живостью схватил длинный хвост фазана. Петух, головой вниз, лежал, закрытый ветками, в развилках деревца. Бар… есть… здесь… бар, – лепетал я, успокоенно продираясь меж колючек. Изодрав рукав пиджака, я достал фазана. Это был крупный петух с длиннейшим хвостом, с перьями тёмно-красного цвета, оранжевым ожерельем на шее. Тёмная голова отливала сизыми бликами. Так же, как и утром, лил с меня пот, изодрался я ещё больше, до невероятия томила жажда, я дрожал от усталости, но всё моё существо было пронизано слепым торжеством счастья».
Несмотря на то, что Правдухин явно отдаёт предпочтение охоте по перу и в его книге подробно описаны охоты на куропатку, стрепета, глухаря, утку, гуся, вальдшнепа, кеклика, улара, фазана и других птиц, он так же с удовольствием принимал участие и в охотах по зверю. Охотам на медведя, лося, серну, волка посвящены целые очерки его книги. Ну, а охота на зайца была одной из любимейших охот автора. Особое предпочтение Правду­хин, как уроженец степей, отдавал русаку. А вот завзятым рыболовом Валериан Павлович не был, и увлечение удочкой упоминается только в очерках о детских годах.
Когда-то, начав писать, я зарёкся описывать красоты природы. «В багрец и золото одетые леса» мне всё равно не написать, а значит, и совсем не надо. А вот Правдухин писал и имел на это право. Послушайте, как он чувствует природу: «Осенний день умирал тихо и ласково. Поля ещё поблескивали, после дождя и стаявшего снега. Неслись к западу клочкастые облака. Солнце прорывалось сквозь них мягким багрянцем». Или. «Я увидел снежные горы. Целую полосу поднебесных снежных великанов. Днём, сквозь марево солнечного воздуха, горы не были видны. В вечернем воздухе они отчётливо выступили над долиной. Невыразимой белизной своей они мягко упирались в облака, нежась в голубом разреженном воздухе. Они были близко и в то же время далеко. Среди буйной зелени лесов, тёмных рощ, бегущих беспокойно по долине к горам, они казались нездешними странниками. Величавое удивление пронизало меня, до краёв наполнив моё сердце щемящим и тихим ликованием. Самая высокая и острая пика гор, показалось мне, поднялась ещё выше, схватила последний луч солнца и заструилась синими искрами». Думаю, что ради того, чтобы увидеть всё это мы, и ходим на охоту, а не только за добычей.
Наиболее ярким произведением Валериана Правдухина считается роман «Яик уходит в море», в котором он описывает быт уральского казачества Х1Х века (Яик – старинное название реки Урал). Но его вклад в охотничью литературу, благодаря книге «Годы, тропы, ружьё», поистине бесценен.

«… Шли по Туле мастера…»

Гляньте:
С удалью похвальной
Утирают пот с лица,
Наклонясь над наковальней,
Два весёлых кузнеца.
И приплясывают дружно
Озорные молотки:
«У России будут ружья,
Будут острые штыки!..»
Валерий Савостьянов, тульский поэт

Сергей Александрович Епишкин

С раннего детства лично для меня слова «тульский оружейник», «тульский кузнец», «тульский мастер» были наполнены почти мифологическим смыслом. Мне тогда казалось, что тульские кузнецы-оружейники такие же былинные персонажи, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Став взрослее, увлёкся охотой и неоднократно посвящал этому досугу своё свободное время на тульской земле, а вот в самом городе довелось побывать только в самом начале этого года – видимо, пришло время.

Писать о г. Туле и тульских оружейниках задача сложня. Знаковый коренной город русской истории и оружейной славы, город-воин, город-созидатель. Писать о его мастерах можно в формате энциклопедии – настолько богата его история и современность большими свершениями и выдающимися достижениями в области конструирования и производства самых разных видов оружия, а самое главное – талантливыми людьми. Моя задача несколько проще – рассказать о двух современных мастерах-оружейниках Олеге Сергеевиче Семёнове и Сергее Александровиче Епишкине. А проще ли? Ну что же, дорогу осилит идущий.
Мы с женой выехали из Москвы и направились в Тулу на встречу с мастерами. Договорились заранее, хотя они меня совсем не знали. Это был добрый знак. Въехав в город, буквально через несколько километров увидели новое здание Тульского музея оружия, стилизованного под древнерусский шлем. А когда, после осмотра ещё не до конца развёрнутой экспозиции, вышли на улицу, нас встретил малиновый звон колоколов Христорождественского (Николо-Зарецкого) храма. Возникло непередаваемое ощущение лёгкости, праздничности, правильности того, что мы делаем.
Первая встреча у нас состоялась с Сергеем Епишкиным. По моей просьбе, она проходила в мастерской и кузнице мастера. Но сначала немного биографического материала. Сергей родился в 1978 г. в Зеленограде. В Тулу приехал учиться и здесь встретил свою любовь, и остался на тульской земле, и, по-моему, не жалеет. Кузнечному мастерству обучался у Е. Лапуш­кина, а граверное дело осваивал под руководством таких корифеев, как С.Данилин и А.Сальников. Автор­ским холодным оружием начал заниматься с 1997 г. Член гильдии мастеров-оружейников России, член Творческого союза художников России. Участник многих престижных выставок.
Основным в творчестве Сергея является ковка клинков. Хочется отметить, что в процессе общения Сергей ни разу не употребил слово «дамаск». Он говорит «мозаичная сталь». Сначала я не обратил на это внимание, а потом понял, насколько он прав. Действительно, мы уже привыкли говорить «дамаск», а что это на самом деле? Дальше начинается полёт фантазии и бесчисленное множество версий. Сергей говорит «мозаичная сталь», и каждому понятно, о чём идёт речь. Так что же это такое «мозаичная сталь» в исполнении Сергея Епиш­кина?
По составу пакета у него нет никаких секретов: ШХ15, ХВГ, У10 на режущую кромку клинка, никель и СТ3 на его тело (обушок). По мнению Сергея, этот апробированный многими состав пакета даёт наиболее гармоничное сочетание твёрдости РК на сохранение режущих свойств и удержание ударных нагрузок, а также достаточную упругость для удержания нагрузок поперечных. Никель в составе пакета играет исключительно декоративную роль, отделяя одну зону от другой. Мастер подчёркивает, что никель ни в коем случае не должен попадать на РК, поскольку резко ухудшает её режущие свойства. На готовом клинке (см. два клинка снизу) это выглядит так.
Согласитесь, такой рисунок может сделать далеко не каждый кузнец!
Обращают на себя внимание тончайшие линии чередования чёрного и светлого, что говорит об очень высоком качестве ковки. При этом Сергею удаётся поместить ещё и самостоятельный узор в средней части некоторых клинков, что, безусловно, свидетельствует о высоком мастерстве. Хочу обратить внимание читателей на то, что именно в зоне РК у клинков Сергея преобладают чёрные, т.е. наиболее твёрдые слои, что так же говорит о продуманности в изготовлении клинков в процессе ковки.
Таким образом, даже не проводя какой-либо инструментальный анализ, только визуально можно определить, что клинки Сергея обладают очень высокими эксплуатационными характеристиками. Хочу при этом добавить, что и ТО мастер делает в оптимальных параметрах. Закалка до отпуска обычно в пределах 61 ед. и после отпуска 58-59 ед. Не стоит забывать, что у нас довольно холодные зимы. И такой уровень твёрдости позволит избежать неприятностей в условиях зимней охоты. Это тем более важно, что закалка одинакова для всего клинка, зонный вариант Сергей не применяет.
Оставаясь прекрасным кузнецом, Сергей непрерывно совершенствует своё мастерство и как сборщик, и гравёр, и резчик по дереву. В последние несколько лет он успешно самостоятельно изготавливает законченные ножи.
Обратите внимание на дизайн и исполнение рукоятей. Такое исполнение мне ещё видеть не приходилось. Они не обременены излишним металлом и при этом смотрятся очень красиво, стильно. Всечка серебром совершенно уместна и не перегружает общий вид ножей.
Сергей предлагает и своё решение для оковки (деталь ножа, на которую осаживается передняя часть рукояти), делая её как бы с наплывом на рукоять и используя полученное пространство для гравировки того или иного узора, орнамента, головы животного и т.д. Сами оковки выполняются из стали, а ручная гравировка и оксидирование придают им очень достойный стильный вид. И что важно при этом подчеркнуть, выбор изображений осуществляется в точном соответствии с каноном – изображение должно показать либо объект охоты, либо способ, т.е. должно соответствовать прямому назначению ножа.

Заслуживает внимания и выборка по нижней части рукоятей. Не уверен, что такая деталь необходима, однако то, что она выглядит гармонично, бесспорно.
Верхнюю часть рукоятей ближе к обушку мастер часто украшает резьбой с растительным орнаментом. И этот элемент декора совершенно уместен и делает ножи очень привлекательными. Понятно, что на зверовой охоте такой нож (точнее рукоять) уязвим для жира, крови и т.д., что неизбежно при разделке копытного зверя. Поэтому напрашиваются две версии таких ножей: подарочная, богато декорированная, и рабочая с минимальным количеством декора, особенно резьбы по дереву. Или же использование таких ножей на других, не зверовых, охотах. Но это сугубо моё мнение, на котором я не настаиваю. В эстетическом же плане они безупречны.
На творчество Сергея Епишкина большое влияние оказывает и то, что он является не только кузнецом, гравёром и дизайнером своих ножей. Помимо этого, Сергей настоящий охотник с подружейной собакой (у него прекрасный обученный курцхар), что мне, как легашатнику, особенно приятно.
Практическая охота с подружейной собакой, безусловно, подсказывает мастеру не только конструкцию и исполнение, но и декор охотничьих ножей.
Посмотрите на эти ножи: лёгкие, надёжные, очень красивые и, безусловно, функциональные. Как раз для ходовых охот. Основной боковой профиль – нормальный нож. Реже встречается профиль clip point. Спуски, как правило, от обушка. Сведение примерно до 0.3 мм. Поперечный профиль – симметричный клин. Такими ножами решаются любые задачи, связанные с ходовыми охотами по перу или на мелкого (заяц, лиса) зверя, а также с обеспечением бытовых потребностей охотника в процессе такой охоты.
Ещё одна немаловажная деталь – ножны. У Сергея это, как правило, кожаные ножны без вкладыша с фиксацией по рукояти, которая утапливается примерно на две трети длины – функционально, безопасно, надёжно. При этом применяется и довольно симпатичный декор. Подвес – свободный.
Следует добавить, что Сергей формирует образ будущего ножа, полностью отковывает и доводит клинок, собирает нож. А вот гравировку, резьбу по дереву по его рисункам или замыслу делают другие мастера, как, собственно, и изготовление ножен. В общем-то это нормальное разделение труда, иначе временные затраты и себестоимость таких ножей были бы просто запредельными.
Помимо ножей с фиксированными клинками, Сергей делает и складники. И в этих ножах присутствует стильный дизайн и надёжность конструкции.
В творческих планах Сергея Епишкина изготовление кинжальных клинков и кинжалов в стиле кавказских клинков типа «кама». Сложность их изготовления определяется как геометрией, так и той техникой ковки, которую применяет Сергей. Пожелаем ему успехов и будем ждать новых интересных работ.
В целом, говоря о творчестве Сергея, конечно, нельзя ограничиваться только ножевой тематикой. Когда мы ехали в кузницу мастера он сказал, что недавно закончил ковку заказа из двух деревьев – одно будет использоваться как вешалка (и я могу это представить), а второе… в качестве дивана. Вот тут моё воображение забуксовало, и я в очередной раз убедился: мастера (Сергей Епишкин) и обыкновенные люди (автор статьи) существенно отличаются друг от друга.
Хочется пожелать мастеру успехов, и будем ждать новые интересные работы.

Содержание №217

МАСТЕР-NEWS

СОБЫТИЕ
Orsis. IDEX 2015

ОХОТА
Готовимся к охоте на токах
С. Лосев

ТВОЁ РУЖЬЁ
Husqvarna на русском рынке (ч. 2)
Ю. Маслов

КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Blaser R8 Professional Success
Д. Шерман

АРСЕНАЛ
Почему я выбрал «турка»
М. Галась

Некоторые мифы стрелкового дела
М. Шукис

ОПТИКА
Ночные прицелы ПН23, ПН23-3, ПН23-5
Е. Обской

ШКОЛА ПРАВИЛЬНОЙ СТРЕЛЬБЫ
О предохранителях, безопасности и здравом смысле
М. Шукис

Советы для домашнего пользования
Ю. Константинов

ЧАСТНЫЕ ОРУЖЕЙНИКИ РОССИИ
Старая Москва. «Я. Зимина вдова и Ко»
Ю. Маслов

НАМ ЕСТЬ КЕМ ГОРДИТЬСЯ
«…Шли по Туле мастера…»
В. Тюрников

Годы и тропы Валериана Правдухина
С. Лосев

СНАРЯЖЕНИЕ
Не просто резиновые сапоги

«Его невозможно сломать, но переломать им кости вполне реально…!»

СПОРТ
«Зимний кубок Nikon»
В. Маренков

ВЫСТАВКА
«Охота и рыболовство на Руси». Весна 2015
И. Суслов

ФОТОРЕПОРТАЖ
Клинок 2015

Orsis. IDEX 2015

В феврале в Объединённых Арабских Эмиратах прошла выставка вооружений и военной техники IDEX 2015 – одна из наиболее представительных международных выставок вооружений, технологий безопасности. Выставка проводится раз в два года и всегда привлекает внимание производителей и заказчиков вооружения и военной техники.
В этом году участие в ней приняли более 1000 компаний из 59 стран, включая Россию, которую представляли все основные российские производители техники и вооружения для сухопутных войск, систем ПВО, стрелкового оружия и боеприпасов. Всего более 40 российских предприятий. И впервые в этом году участником IDEX стала российская компания «Промтехнология».
Хотя компания уже настолько популярна среди соотечественников, что не нуждается в представлении, напомним основные моменты. «ПРОМТЕХНОЛОГИЯ» начала промышленный выпуск охотничьих и спортивных винтовок под торговой маркой ORSIS в марте 2011 года. Название бренда произошло от латинизированной слоговой аббревиатуры словосочетания «ОРужейные СИСтемы». Московский завод компании оснащён современным уникальным оборудованием не только зарубежного производства, но и разработанным инженерами собственного конструкторского бюро компании с использованием самого передового мирового опыта и технологий, что позволяет получать стволы с практически идеальной внутренней геометрией. Станочный парк для производства стволов такого класса в Европе больше нигде не используется.

Некоторые мифы стрелкового дела

В нашем стрелково-охотничьем деле иногда происходят довольно странные вещи: некоторые мифы со временем обрастают массой якобы фактических подтверждений, а поскольку в них просто начинают верить, то их нелегко опровергнуть.
Ну, например, как можно расценить утверждение, что единственной винтовкой, достойной внимания настоящего охотника, является болтовик. По меньшей мере, это близоруко. Я сам люблю и обычно предпочитаю болтовики для охоты. Но великое множество охотников горой встанут за полуавтоматы Браунинга, Ремингтона и Бенелли. А рычаговые «Марлины» и «Винчестеры»? Они разве оленину второго сорта добывают? А как же элегантные и классические однозарядки, будь то переломки или с падающим затвором? В общем, не «Маузером» единым… Прав тот, кто делает.
А легенды о прирождённых стрелках чего стоят! Я сам из Сибири и уверяю вас, что далеко не все тамошние мужики белкам по глазам стреляют. Настоящий снайперский талант – это явление более редкое, чем абсолютный музыкальный слух. Мне, например, довелось встретить только одного парня, которому я безоговорочно поверил, что он прирождённый стрелок. «Я, – скромно сказал он, – как правило, могу попасть в предмет, но при одном условии: я должен его видеть». Вот бы мне так! У меня перед газами мгновенно пронеслось с дюжину красавцев оленей, антилоп и гризли, размером с паровоз, которые до сих пор, наверное, благодарят своего бога, что именно меня встретили на своём лесном пути. А почему я ему поверил? Да потому что у него дома десятка два медалей разного достоинства имеется, в том числе и золотая олимпийская. Большинство из нас, простых смертных, являются довольно посредственными стрелками, и поэтому тренироваться нам необходимо как в определении дистанции, так и в улучшении координации «рука – глаз». А истории о дальних выстрелах (без лазерного дальномера и свидетелей) чаще всего стоят не более чем байки о той большой рыбе, которая из садка выпрыгнула.



Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-includes/post-template.php:169) in /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-content/themes/Master/includes/includes/contactform.gif on line 2136