Охота – мой образ жизни

Нашему журналу очень повезло с авторами. Мы можем совершенно уверенно и с гордостью сказать, что для нас пишут люди, увлечённые и талантливые, разбирающиеся и думающие, профессионалы, специалисты в своих областях. А те, кто регулярно читают «МастерРужьё», знают, что с журналом сотрудничают и зарубежные авторы. В этом номере мы хотим рассказать об одном из них, нашем французском корреспонденте Доминике Шермане.
Мы знаем Доминика как опытного охотника, отлично разбирающегося в оружии, оптике и боеприпасах, это видно и из его статей. Но сегодня нам хочется познакомить вас не просто с профессионалом своего дела, хорошим журналистом, а ещё и с тонким, страстным, ироничным человеком, которого не всегда возможно увидеть за журнальными статьями.
Мы задали Доминику несколько вопросов. И, даже зная его открытую натуру, были поражены степенью откровенности и смелости его ответов. Мы благодарны ему за искренность и интересную беседу. Итак…

Так держать, юниоры!

Многие любители стрелково-стендового спорта всерьёз были обеспокоены отсутствием резерва для сборной команды России в классических видах спорта. Действительно, хотя Алексей Алипов и Валерий Шомин в своём уже почтенном возрасте продолжают достойно выступать на международной арене, защищая честь нашей страны, отсутствие им на смену достойного поколения тревожило. И вот произошло событие, позволяющее более уверенно смотреть в будущее нашего стендового спорта.
В городе Лонато (Италия) в сентябре этого года прошли чемпионат и первенство мира по стендовой стрельбе. Юные спортсмены-траншейники Максим Кабацкий, Никита Бекасов и Никита Егоров победили на этом первенстве.
В командном зачёте победу в упражнении «трап» среди юниоров одержали стрелки сборной команды России. Мастер спорта из Москвы Максим Кабацкий (тренеры: Павел Глебов, Сергей Любомиров), мастер спорта из Москвы Никита Бекасов (тренеры: Сергей Малахов, Владимир Малахов, Максим Косарев) и мастер спорта из Москвы Никита Егоров (тренеры: В. Малахов, С. Малахов) поразили 342 мишени из 375 возможных. Серебро завоевали Адриан Дробный, Филип Прай и Майкл Сламка из Словакии – 337 поражённых мишеней. На третью ступень пьедестала почёта поднялись Митчел Вильям Илес-Креватин, Джек Валлас и Самэль Джон Билсма из Австралии – 333 поражённые мишени.
Командную победу среди «мужчин» так же одержали стрелки из России. Заслуженный мастер спорта из Москвы Алексей Алипов, мастер спорта международного класса из Липецкой области Максим Смыков и мастер спорта из Москвы Денис Зотов показали лучший результат, поразив 356 мишеней из 375 возможных. Однако сегодня для нас важнее будущее классических видов стендовой стрельбы, поэтому мы встретились именно с ребятами-юниорами после их возвращения на Родину и задали несколько вопросов.

Как рождается уникальный нож

Размышления о мастере-оружейнике Сергее Емельянове и его творчестве

КРАТКАЯ СПРАВКА

Я знаю Сергея уже несколько лет. Через мои руки на реальных охотах прошли десятки его ножей. Во многих из них воплощены и собственные наблюдения, рекомендации. Казалось бы, о творчестве Сергея знаю если не все, то почти все. Однако, беря в руки его очередной нож, понимаю, что знаю очень мало.

МАТЕРИАЛЫ

В особенности это касается направления эксклюзивных высокохудожественных ножей, где основным материалом рукоятей и даже ножен является бивень мамонта.
Известно, что это не только очень дорогой, но и благодатный материал. В его фактуре иногда проявляются замечательные узоры, сделанные самой природой. Он прекрасно поддаётся обработке в любой гравёрной технике. Его можно тонировать. Сергей делает это составами растительного происхождения собственной разработки. А после окончательной полировки любая вещь приобретает истинно благородный немного матовый блеск, который присущ только ему. В то же время он может обладать и скрытыми дефектами, некоторые из которых могут проявиться, когда изделие уже почти готово. И вот здесь и видно мастерство Сергея, который может так выстроить рисунок и выполнить гравировку, что микротрещины просто исчезают. Иными словами, качество его работы остаётся безупречным.
Кроме бивня мамонта, мастер использует рога лося и оленя, клык моржа. Каждый из этих материалов имеет свои достоинства и специфические свойства.
Конечно же, для ножей с явным практическим применением Сергей использует и различные породы дерева: венге, красное дерево, кап клёна и берёзы и др.
Кроме того, для оковок, больстеров, тыльников и проставок используются мельхиор, бронза, эбонит, алюминий.

ТЕХНОЛОГИИ

Для рукоятей. Иногда, для придания конечному изделию больших прочностных характеристик, Сергей подвергает их процедуре стабилизации, в процессе которой микропоры рога или древесины насыщаются полимерными смолами. Стабилизация позволяет решить и некоторые дизайнерские задачи. Особенно это касается рукоятей из различных пород дерева. Используя фирменные красители, мастеру удаётся добиться многоцветья или различных оттенков.
В результате иногда возникают просто фантастические картины, сделанные самой природой и выявленные через применение данных технологий мастером. Если же речь идёт о бивне мамонта, роге лося или оленя, то здесь также могут применяться и стабилизация, и тонирование.
Для клинков. Практически весь спектр технологических решений для изготовления клинков доступен мастеру. Его излюбленными являются стали 95Х18 и Х12 МФ. Термическая обработка клинков из них производится в соответствии с технологическими картами и даёт на выходе твёрдость в 57-59 ед. для первой и 60-61 ед. для второй. Основной способ финишной обработки кликов – полировка с чистотой обработки до 10 класса. Сергей берёт в работу и клинки, изготовленные другими мастерами. Это могут быть булатные авторские сплавы, мозаичные или порошковые стали. Такие клинки могут подвергаться чернению, травлению, азотированию или сатинированию.
В изготовлении оковок и тыльников применяется литьё. Причём мастер делает оригинальные литьевые формы, образцы для которых вырезаются вручную из бивня мамонта.

ТЕХНИКА ГРАВИРОВКИ

Будучи большим мастером, Сергей Емельянов владеет всеми известными гравёрными техниками. В резьбе по кости это плоскостная резьба, а также рельефная, барельефная, объёмная (скульптурная) и прорезная. Наибольший эффект, конечно же, производит их творческое сочетание. В этих случаях удаётся создать настоящие трёхмерные картины.
Вот пример сочетания различных техник (плоскостная и рельефная резьба по кости) в исполнении Сергея. А вот так ему удаётся объёмная резьба (клинок Игоря Пампухи)
Вещь, бесспорно, музейного уровня. Обратите внимание на голову медведя, выражение глаз. Особенно точно показаны не только эти детали, но и длина передних клыков. А ведь голова скульптурная – можно рассмотреть с двух сторон. И, конечно, сама фактура бивня мамонта создаёт ощущение тепла. Очень красиво. Сам декор, общая композиция, головы кабана и оленухи – и всё это на такой маленькой площади! И в этом небольшом объёме художнику удалось очень точно воспроизвести состояние зверя, выражение глаз, общую пропорцию. При этом вся композиция носит цельный характер. Она органична.
Помимо резьбы, Сергей активно применяет технику скрим-шоу, точнее пирографии, для декорирования своих изделий. Это, безусловно, делает их нарядными и оригинальными. Однако наносимые изображения несут и информационную нагрузку, говоря о предназначении ножа. Вот, например, его очень оригинальная ножевая пара:
Ножи называются «Большой Тагар» и «Малый клёпик». Их рукояти декорированы древнерусскими рисунками ХII века, изображающими охотника с луком и рыбака с вершей. Таким образом, можно сразу понять, что пара универсальная: большой нож предназначен для целей охоты, а малый – для рыбалки. Иными словами, мастер выдерживает и каноны, присущие декорированию именно охотничьего оружия.

КОМПОЗИЦИЯ

Говоря о композиции, нельзя не упомянуть такой важный аспект, как выбор темы. У Сергея излюбленной является тема охоты. Однако он сделал прекрасные вещи и в темах фэнтези, русский фольклор, жизнь моря, русский узор. Но вернёмся к композиции.
Как правило, композиционное решение у Сергея Емельянова подчинено главной идее темы. При этом основной центральный элемент композиции помещается либо в центре, либо в правой части. Остальные же элементы как бы подчинены главному. Всё же вместе отражает общий замысел. Характерно также применение приёма разно удалённости вторичных элементов по отношению к главному. Таким образом, формируется не только ощущение объёмности, но и сопричастности. Особенно это удаётся в сценах охоты. Внимательно изучая сюжеты и их исполнение в работах Сергея, нельзя не обратить внимания на наличие скрытого конфликта (в искусствоведении это называется закон контраста). Действительно: легавая собака и куропатка, рысь и заяц, моряки и морское чудовище, волки и олень. Но этот закон реализуется и другими средствами: соотношением размеров (большой главный и малые по размерам второстепенные элементы), а также средствами тонировки, которые дают определённую контрастность изображения всей сцены.
Давайте посмотрим композиционные решения Сергея Емельянова на примере его работ.
Вот, например, известная работа «Проклятье Карибского моря». В сочетании подставка и собственно клинок трудно выделить доминирующий элемент. Настолько вся работа носит композиционно цельный характер.
Всё подчинено единому замыслу – показать драматизм, полную опасностей и приключений жизнь пирата. В то же время герои сюжета узнаваемы, а его интерпретация носит оригинальный характер.
Нож (корабль), опасность (щупальца Кракена) и сражающиеся пираты – всё это производит довольно сильное впечатление.
Вот еще одна замечательная работа художника «Легенда о драконе», сюжет которой навеян русскими сказками.
В центре композиции Дракон. Справа на рукояти ножа изображён Витязь, наносящий удар мечом. Становится понятным, что во всей группе действующих лиц главным становится именно нож как олицетворение богатырского меча (вспомните меч-кладенец из русских сказок), на лезвии которого ещё видны искромсанные части крыла чудовища.
Стоит заметить, что концы крыла Драконы были выбраны гравёрной машинкой из цельной части клинка. Это не литьё! Согласитесь, такая работа – объёмная гравировка по металлу – встречается редко.
Вот ещё одна интересная композиция по мотивам басни Крылова, которая так и называется «Ворона и лисица».
Материалы: бивень мамонта, кованая сталь 95х18, дерево африканский макассар. Резьба по кости, гравировка по металлу. С детства знакомый сюжет обыгран мастером в присущей ему манере. И опять клинок со стилизацией под кусочек сыра становится центральной частью композиции, а ворона и лисица создают контраст.
И конечно, хочется ещё раз обратить внимание на качество гравировки, тщательность проработки каждой линии, каждого штриха!

ОХОТНИЧЬИ НОЖИ

Эта тема вынесена в самостоятельную часть статьи неслучайно. Всё-таки эксклюзивный охотничий нож мечта любого охотника. В определённой мере это показатель его статуса. Наличие охотничьего оружия (и ножа в том числе) такого уровня древнейшая и неотъемлемая составляющая охотничьего мировоззрения, традиций и, если хотите, охотничьего тщеславия в хорошем значении этого слова. Охотник всегда стремился иметь не только надёжное, верное, эффективное, но и красивое оружие. На Востоке, например, оружие без украшений считалось не только простым, но и низкого качества. Но это так, к слову.
Вот один из охотничьих ножей. Называется «Тигр» (клинок А. Приказчиков).
Здесь мастер использует технику резьбы по мамонтовой кости в сочетании с пирографией. В результате зверь как будто заглядывает в твои самые потаённые уголки, невольно поёживаешься, сразу соглашаясь – это опасный зверь.
А вот этот нож называется «Волк».
Несмотря на свою эксклюзивность, это абсолютно рабочий инструмент по своим возможностям. Однако далеко не каждый охотник может похвастать таким ножом.
Легко заметить, что если в плане выбора главной идеи и сюжетных линий Сергей находится в глубоком творческом поиске (а значит, нас ждут ещё многие шедевры!), то в плане технического воплощения конкретного замысла он уже бесспорно достиг высот мастерства.

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Давайте теперь заглянем в творческую мастерскую художника и посмотрим, как же рождается эксклюзивный нож? У нас есть такая уникальная возможность.
Этап первый – работа с заказчиком, формирование замысла, создание эскиза будущей композиции.

На этом этапе в процессе работы с заказчиком были сформулированы основные требования: использовать клинок работы С. Епишкина, жанровая тема – охота с легавой собакой на фазана, основной используемый материал – бивень мамонта.

Приступаем к прорисовке эскиза.
Эскиз понравился заказчику, и мастер приступает к его реализации в материале.
Вначале из бивня мамонта изготавливается форма для отливки оковки. Затем она дорабатывается, устраняются заусенцы, более рельефным делается декор. Можно приступать к изготовлению рукояти. Для этого берётся подходящий кусок бивня.


Вытачивается собственно рукоять, подгоняется модель, а затем и сама оковка.
Производится «примерка». Нужно добиться полного сочленения деталей без зазоров. Когда это достигнуто, наступает этап прорисовки рисунка на поверхность рукояти.
Вначале это делается карандашом и чертилкой, а затем в дело вступают инструменты гравёра – гравёрная машинка и различные штихеля.


Первичная резьба по одной стороне рукояти сделана.
То же самое делается и с другой стороны рукояти. А затем начинается тонирование. Это не менее ответственный этап в изготовлении ножа, поскольку неправильное распределение раствора или передержка могут просто испортить всю композицию, и исправить её будет весьма сложно. Вот как это получается у мастера.
А вот как выглядела эта же сторона на промежуточном этапе изготовления. Даже неискушённый читатель может увидеть, сколь длительным и трудоёмким является процесс изготовления такой уникальной вещи, где все этапы и способы работы с материалом имеют первостепенное значение, а любая неточность становится сразу видна.
Вот так выглядит нож уже в готовом виде.
Остаётся только поздравить будущего владельца с приобретением ножа экстра-класса. А мастеров: Сергея Емельянова (автор) и Сергея Епишкина (клинок) поблагодарить за великолепную работу и пожелать им дальнейших творческих успехов.

Три драгоценности Валерия Янковского – «Тигр, олень, женьшень»

«Тигр, Олень, Женьшень» Валерия Янковского, несомненно, входит в «Золотую серию» произведений, написанных о русской охоте. Но давайте зададимся вопросом: а стоит ли вообще читать об охоте на тигров и изюбрей-пантачей? Почти наверняка никому из нас не придётся на них охотиться, так что даже и мечтать нечего. Тем более никому не придёт в голову бродить по тайге с палочкой, пытаясь найти «корень жизни»? Действительно, зачем? Наверное, затем, зачем мы с детства читаем об индейцах-могиканах и мушкетёрах короля, охоте на бенгальских тигров-людоедов и путешественниках-первооткрывателях. Но не это главное. Читая книги, написанные такими русскими писателями-охотниками, как Валериан Правдухин, Ефим Пермитин, Егор Дриянский, Александр Черкасов и Валерий Янковский, начинаешь понимать, что охота это не просто приятное времяпрепровождение или добыча трофеев, а что-то ещё. Что-то гораздо большее, чего я не могу назвать или объяснить двумя словами. А вот они могут. И, лишь познакомившись с произведкниями этих писателей, не только обогащаешь себя, но и открываешь что-то
важное.

Я утверждаю, что охотники, прочитавшие книги этих авторов, не ведут себя на охоте как жлобы, уважают дичь, не стремятся добыть её любыми способами и любят природу. Пускай немногие из нас занимаются охотой с борзыми собаками, но поучиться поведению в охотничьих коллективах у героев книги Егора Дриянского «Записки мелкотравчатого» стоит всем охотникам. Братья же Янковские научат неутомимости в преследовании зверя, мужеству на охоте, взаимовыручке и меткой стрельбе. Я, к примеру, в общем-то, неплохой стрелок, читая книгу Янковского, просто удивлялся умению отца и братьев обращаться с винтовкой. Причём самой обычной, без всяких оптических наворотов: «Утром следующего дня они шли увалами по лесовозной тропе, когда из орешника, сверкая белыми «салфетками», выпорхнули три серо-бурые косули. Брат скинул с плеча винтовку и свистнул. Они сделали несколько замедленных прыжков и остановились шагах в двухстах, прислушиваясь к странному звуку. Арсений был меткий стрелок. Раз! Два! Три! – все три козы оказались на снегу; Кузьмич не успел опомниться, для него такая техника была недосягаемой».
А вот как стрелял сам автор книги «Тигр, олень, женьшень» Валерий Янковский: «Солнце уже садилось, когда я заметил всю группу охотников, завершавшую обход: она спускалась по противоположной стене. И почти тут же – пару горалов, выскочивших из расселины. Было неблизко, но они хорошо проектировались на заснеженной стенке, и я свалил обоих. Они скатились в ущелье, а наблюдавший издали Тяджуни издал победный клич». Я, конечно, сам много стреляю из винтовок, на моём счету более четырёхсот только копытных зверей, но вот так снять с открытым прицелом пару скачущих по скалам за триста метров козлов, не знаю, смог ли. Так что давайте читать эти книги и не только получать удовольствие от прочитанного, но и учиться у авторов охотиться по-настоящему, не бояться трудностей и с уважением относиться к природе. Для начала несколько слов об авторе книги «Тигр, Олень, Женьшень» и его семье.
Янковские – потомственные дальневосточные зверобои. Дед, Михаил Иванович Янковский, за отличную стрельбу прозванный Четырёхглазым, один из первопроходцев Уссурийского края, передал свой опыт и страсть к охоте сыновьям, в частности, отцу Валерия Юрию Михайловичу, а тот своим детям.
Валерия и братьев учили стрельбе и верховой езде с четырёх-пяти лет. В шесть, в числе рождественских подарков, Валерий получил старинное шомпольное ружьё 14-го калибра, с которым начинал охоту отец. В восемь лет он начал ходить на куликов и уток. В двенадцать добыл первого козла, а в тринадцать уже из завещанной дедом трёхстволки подстрелил первого кабана.
Уникальное хозяйство на полуострове Янковского под Влади­востоком, созданное дедом и усовершенствованное отцом (конный завод, пантовые пятнистые олени, плантация дикорастущего женьшеня и многое другое), просуществовало сорок два года. В 1922-м оно было национализировано большевиками. От них семья бежала в Корею, где в долине среди покрытых лесом гор были построены ферма и дачный посёлок Новина. В свободные от текущих дел сезоны отец и все три сына много времени уделяли охоте на перелётную дичь, фазанов, лисиц, коз, кабанов, хищников. С годами стали наезжать в богатую зверем Маньчжурию. Весной и летом главным трофеем были панты изюбра. В Новине постепенно подобралась большая коллекция рогов косуль, горалов, оленей, изюбров, клыков кабанов, черепов хищных зверей.
Хозяйство там повелось с нуля. Началом конного завода в 1879 году явились невзрачный российский жеребчик Атаман и десяток крохотных корейских, маньчжурских и монгольских кобылок, четырёх из которых со всем приплодом в первую же зиму задрал тигр. Пантовое оленеводство началось с трёх забредших на полуостров из тайги пятнистых оленей. Первая в России плантация женьшеня возникла из горсти корешков и семян, доставленных аборигенами – тазами. С годами в семье Янковских появилось четыре сына и две дочери.
Хозяева Сидеми с первых шагов встретились, казалось, с непреодолимыми препятствиями. В те годы, помимо четвероногих хищников – тигров, барсов, волков и медведей, переселенцев грабили профессиональные маньчжурские разбойники хунхузы: неохраняемая граница пролегала всего в полусотне километров. Но Янковский не оставил идею разводить и совершенствовать горячо любимых лошадей. Всего с одним помощником отправился за пять с половиной тысяч вёрст и пригнал своим ходом из Западной Сибири, не раз рискуя жизнью, табун производителей томской породы, затратив на это путешествие десять месяцев! А сын Юрий двадцатилетним парнем отправился в Америку и привёз на пароходе из Сан-Франциско чистокровных английских скакунов.
К концу XIX – началу XX столетия имение Сидеми стало образцом для Уссурийского края. Сотни прекрасных лошадей пополняли кавалерию и артиллерийские части, тянули плуг русского переселенца-хлебопашца, с блеском выступали на бегах и скачках.
Стадо оленей за эти годы перевалило за две тысячи голов. Плантация женьшеня насчитывала десятки тысяч корней. Для борьбы с четвероногими и двуногими хищниками на всех вершинах гор были установлены егерские сторожки, связанные телефонами с центральной усадьбой. А двое вооружённых дежурных ежедневно совершали верхом объезд полуострова.
В этом хозяйстве никогда не возникало палов, за десятилетия поднялись прекрасные леса, едва ли не всех дальневосточных пород. Хозяйство процветало.
Однако к лету 1922 года и началу экспроприаций Янковские эмигрировали в Корею. Первые годы эмиграции в корейском городе Сейсин (Чонгджин) были трудными. Жили скудно, зарабатывали на жизнь как могли. Одной из статей дохода стала охота.
Только через несколько лет Юрий Михайлович сумел приобрести участок земли около горячих ключей Омпо, в 50 километрах к югу от Сейсина. Создал там хутор и дачный посёлок, который и нарекли Новиной. Развели пойманных в лесу пятнистых оленей.
Самым популярным и любимым занятием мужской половины семьи Янковских всегда была охота. На фазанов и гусей, на коз, кабанов, медведей, пантачей-оленей и изюбров, на хищников. Но трофеем номер один всегда оставался тигр.
Отец Валерия рос в те годы, когда тигры были непримиримыми врагами животноводов. Давили не только лошадей и оленей, но и коров, свиней, собак. Пятнадцатилетним юношей Юрий с братом Александром убили тигрицу, стащившую с коня и рвавшую на снегу их любимого «дядьку» богатыря Платона Фёдорова. Всё
это, несомненно, породило особую страсть к охоте на тигров. В конце концов, отец писателя сам угодил в лапы разъярённой тигрицы. Но в последний момент его спас сын Юрий.
Юрий Михайлович написал книгу «Полвека охоты на тигра», которая прославила его, но мы сегодня поговорим о писателе Валерии Янковском и его книге «Тигр, Олень, Женьшень».
Три драгоценности, составляющие богатство Дальневосточного края, о которых писал Янковский, это тигр, панты оленя-марала и «корень жизни» – женьшень. Почему они так дорого ценились во все времена? Дело в том, что за шкуру, мясо и даже кости тигра китайские купцы платили баснословные деньги. Так же дорого стоил пантокрин, вырабатываемый из ещё не отвердевших молодых рогов изюбря (пантов). В своей книге Валерий пишет, что после продажи двух пар крупных пантов, добытых им и братьями весной, все их семьи могли целое лето отдыхать на морском курорте. А уж о стоимости корня женьшеня и говорить не приходится. Этот корень возвращает молодость и гарантирует излечение практически от любых болезней. И не только по преданиям, уникальные лечебные свойства «корня жизни» доказаны и современной медициной. Во времена, когда охотились Янковские, любой китайский мандарин (правитель) ради того, чтобы похвастаться перед гостями этими дарами тайги, готов был заплатить любые деньги. А высшим шиком было достать из мешочка сухой неказистый корешок, напоминающий по форме фигурку человека. «Хозяин медленно, без выражения на застывшем, как восковая маска, лице открывает фамильный, окованный серебряными цветами ларец и выкладывает на малиновый бархат очищенные и сухие, как мощи, желтоватые кости тигра, сваренные и высушенные в самой поре панты пятнистого оленя, невиданной величины, классической формы «человек-корень»… «В отдельной шкатулке – для врагов – усы тигра. Измельчённые и подсыпанные в пищу, они, по преданию, умерщвляют медленно, но неотвратимо. Затихли сипевшие опийные трубки; высокие гости церемонно наклоняют головы: они созерцают величие хозяина. Слуги-евнухи в почтительном отдалении пали ниц…
Так, веками превыше всего ценились на Востоке три сокровища – дары дальневосточной тайги: панты, женьшень, кости тигра. Дорог соболь, дорог хвост изюбра, дорог для бесплодных жён и наложниц лутай – выпороток – не родившийся ещё оленёнок; пушистая шкура рыси и опиум… Но всё это мелочь по сравнению с тем, что показал хозяин. Чтобы иметь всё это, не жалели ни золота, ни серебра, ни жизни людей!»
Деньги деньгами, но давайте вспомним, как вёл себя по описанию Арсеньева его проводник Дерсу Узала, когда нашёл женьшень. Заметив цветок, он повалился на колени и долго читал благодарственную молитву своим богам. Затем расчистил место вокруг соцветия ножом и как величайшую драгоценность дрожащими руками извлёк корень. Не менее торжественно такая сцена описана и у Янковского. Читая книгу, ты будто вместе с ним, бросив случайный взгляд в сторону, замечаешь кровавые капельки ягод на легендарном стебле. Ощущаешь восторг при виде пятилистника, венчающего ствол, и понимаешь, что это самый крупный корень, которому, возможно, не одна сотня лет. Нечто подобное испытывает подмосковный грибник, исходивший впустую десятки километров, при виде огромного, крепкого боровика. Пример, конечно, жиденький, но всё-таки. Четырёхсучковый корень, найденный Валерием во время «корневания», позволил стать ему настоящим таёжником: «Мы забираем немного влево, и вдруг ещё левее, шагах в пяти-шести, глянул на меня из-за куста какой-то яркий глазок и спрятался тут же, ибо я успел сделать по инерции ещё шаг. В два прыжка около куста. Заглядываю – смотрит! Опускаюсь к нему ниже, ниже, смотрю и глазам не верю – ОН! Конечно, это он глядит на меня из пышных зарослей невидимыми, таинственными, древними глазами. Листики – те, что я помню с детства, красные семена-ягодки. Кричать? Или нет, может быть, мне мерещится, я так долго и напряжённо ждал этого…Нет, он – кричать… Сдавленным, совсем чужим голосом я просипел: «Панцуй!» (крик, издаваемый таёжниками при нахождении «человека-корня» – ред.). Судя по количеству колец на шейке, женьшеню было много лет: как все лесные старики, он был оливково-жёлтый. Небольшой относительно рост ничуть не умалял его красоты, и я был поистине счастлив в этот памятный день. Мне казалось, что сегодня я был посвящён в одну из самых главных, самых сокровенных тайн наших лесов. Как много лет назад, когда добыл первого тигра, первого пантача. Потому что ТИГР, ОЛЕНЬ, ЖЕНЬШЕНЬ – «три кита» Уссурийской тайги.
Но довольно о собирательстве, перейдём к главному – охоте. Вот описание одной из первых охот юного Валерия. «Я прошёл уже полпути, когда, заглянув очередной раз в теневую покать, замер… Что-то очень большое и тёмное, но не похожее на камень или пень выглядывало из орешника. Прильнув к толстому стволу сосны, я долго рассматривал странный предмет, и… он двинулся! «Медведь встал с берлоги!» Я стащил с плеча ружьё. Чудовище медленно развернулось в кустах, и я увидел длинное, низко опущенное рыло – кабан, огромный секач! Здесь я проявил выдержку, воспитанную отцом и шомполкой. «Спокойно, не торопись», – зашептал себе под нос и повторил эту фразу несколько раз. От волнения накатывались слёзы, сердце стучало, как дятел, но я не торопился. Чёрный горб плыл над кустами…«Пусть выйдет на более чистое место»…Тем временем я поднял лежащую на шарнире прицельную рамку, сдвинул рычаг, взвёл курок, уговаривая себя не волноваться. Кабан медленно двигался влево и, почти миновав кусты, остановился, как бы прислушиваясь или принюхиваясь. Шагов сто. Опершись на сосну и переводя дыхание, я подвёл бронзовую мушку к лопатке и нажал. Чах-хх! Он рванулся вперёд, ломая кусты, резко повернул вправо вниз и мгновенно скрылся в густых жёлтых зарослях молодого дубняка…«Про­мазал! Боже мой, какой позор! Мазила, каждый бы убил на твоём месте!…Что делать? Умолчать? А вдруг слышали выстрел и спросят? Что мне рассказать?» Я был совсем потерян. И тут мелькнула мысль: а что если отец спросит: «Ты на следу побывал, кровь смотрел?» Не был…Я постоял и начал нерешительно спускаться к тому месту, где пасся кабан. И вдруг – я не поверил глазам! – на кустах и сухих листьях яркая полоса крови из правого бока! Стрелял в левый: значит, пробило навылет! Ранил, ранил! Пусть теперь даже уйдёт, важно, что не промазал…Это, кажется, было самым главным в тот момент. Однако идти по следу в такую чащу за раненым секачом я не рискнул. Слишком много страшных случаев довелось слышать с раннего детства. Взяв значительно правее, я быстро зашагал лесом к дну распадка, зная, что там есть тропа. Вскоре я уже видел эту тропку сквозь заросли, но тут чуть левее заметил что-то странное: из-за куста торчал чёрный согнутый сук – словно толстая нога с копытом…Ещё шаг, копыто, точно… Ещё – и я ахнул: на спине, всеми четырьмя копытами кверху, лежал огромный чёрный, с проседью кабан с большим пятном на горле! Загнутые желтоватые клыки отворачивали чёрные губы…». Разве можно равнодушно читать эти строки и не испытывать волнение и восторг вместе с этим мальчишкой? Тот, кто не мечтает оказаться на месте этого мальчишки, может смело отправляться на прикормленную вышку стрелять глупых голодных поросят.
Или вот такое описание одной из охот на драгоценного изюбря-пантача. Зверя, которого, наряду с тигром и женьшенем, Янковский в своей книге называет не иначе, как – ОН. «Хорошо, что мысли и мошка не мешают слушать. Далеко внизу ухо уловило какой-то звук: то ли переломилась ветка, то ли под чьей-то ногой чавкнуло болото. Я осторожно выставил голову и… увидел ЕГО! Огромный рыжий бык уверенно шагал через болото, направляясь к одному из проломов в старой стене. Он был ещё метрах в двухстах, но шёл прямо, как по шнуру, не оглядываясь по сторонам. Над ушами едва различимы невысокие тёмные панты. Воодушевлённая моим внезапным равнодушием, мошка с остервенением впилась в уши, шею, лоб. Я чувствовал её прикосновение, но боли уже не ощущал. Берёг только глаза, они теперь были нужнее всего. Тихо потянулся и взял в руки маузер: «Не подведи!» Я предусмотрительно с вечера подкрасил белой эмалевой краской мушку винтовки, это сейчас очень пригодилось. Бык проходил мимо моего поста, внизу, метрах в полутораста. Я свистнул. Он остановился и прислушался. С тёмно-зелёного фона сумеречного болота беленькая мушка маузера переползла на рыже-бурый бок изюбра. Трах! – еле заметный язычок пламени, как из пасти змеи, на мгновение выплеснулся из кончика ствола, слегка ослепив меня. Бук! – явственно для тренированного уха донёсся звук удара пули в бок животного. Бык дрогнул, но продолжал стоять, чуть шире расставив ноги и слегка пригнув голову. Вторая пуля нашла точку левее, ближе к лопатке. Он подпрыгнул, сделал несколько больших скачков, описывая дугу слева направо, и рухнул на правый бок. Я вскочил на ноги, схватил лежавшие в стороне верёвку, сетчатый рюкзак и прямо сквозь кусты ринулся с горы. Оказывается, немного поторопился. Сзади первого в зарослях речушки стоял второй. Вероятно, ещё немного, и он тоже вышел бы на поле. Сейчас он издал глухой низкий лай – «боу-боу-боу!» – стали слышны его удаляющиеся прыжки. Но это не так уж огорчило. Я кубарем скатился с горки к рыжему пятну, замершему среди высоких кочек. Приподнял огромную рыжую голову и с минуту любовался сочными драгоценными пантами. Розовато-серые, покрытые нежным пухом, они грели ладони и учащённо бившееся сердце…Вот они, панты, у меня в руках!»
Охота на тигра для всех жителей края стояла особняком, и встреча с «хозяином тайги» была событием из ряда вон выходящим. «Я навёл свой бинокль и – увидел ЕГО! Сначала показалось, что слева направо вдоль заснеженного и заросшего косогора медленно плывёт одно из деревьев, вернее толстое бревно. На этом расстоянии огромный хищник казался совсем чёрным. Он, он! Какое чудо! Я впервые видел живого тигра в его родной стихии. Сердце отчаянно колотилось, лоб взмок, но я не мог оторваться от окуляров. А «бревно» всё плыло, медленно, то скрываясь в зарослях, то появляясь в просветах, – плыло как по шнуру. Видимо, тигр шёл звериной тропой, проложенной в глубоком снегу, потому что лап не было видно. Да и расстояние значительное: без бинокля он был едва заметен». «Освежёванного тигра выносили вдевятером. Мне досталась необезжиренная шкура, которая показалась свинцовой, на пути к палатке пришлось не раз отдыхать. Взвесить груз целиком не удалось, однако, по общему подсчёту, он тянул не менее 350 килограммов. Но что удивительно – розовое жирное мясо хищника оказалось на редкость вкусным. Мы натопили несколько литров янтарного жира, на котором жарили лепёшки. А мясо, законсервированное начальником лесоучастка по-японски, со специями, было просто превосходным! Рас­стелив шкуру тигра посреди чисто выметенного двора, японец скрупулёзно измерил её длину от носа до хвоста. Вышло одиннадцать с половиной футов – более чем три и три четверти метра! Очищенные кости, почти по цене пантов, взяли китайские аптекари; шкура украсила роскошную гостиную семейства Бринер в Харбине. А огромный череп с желтоватыми клыками – с большой палец каждый – в отцовской коллекции рогов, клыков и черепов занял самое почётное место».
Поражает безрассудное упорство братьев Янковских при преследовании тигра. После выстрела оба брата кинулись бежать за подранком, не разбирая дороги (что само по себе, на взгляд нормального человека – сумасшествие). Во время погони брат Валерия наскочил на сук, который глубоко проник в ноздрю. Несмотря на обильное кровотечение (как не убился-то насмерть?), брат приказал Валерию оставить его и продолжать гнать подранка. Причём стрелял Валерий из маузера небольшого калибра, и ранение у тигра вряд ли было смертельным. Уверен, что здесь в первую очередь, сыграл охотничий азарт, а не меркантильный интерес.
Один точный выстрел обычно решал в тайге не только проблему трофея, но иногда спасал охотникам жизнь или не давал умереть от голода. Однажды после долгого голодания брат Юрий одним выстрелом добыл пантача. «Кусок мяса, который он принёс на стан, вернул их к жизни. А за панты андохёнские аптекари выложили столько, что обеспечили охотников на полгода и позволили прекрасно провести лето: принимать на источниках Омпо горячие ванны, купаться с весёлой компанией в синем Японском море, танцевать до утра, играть в теннис и волейбол».
Отдельная глава в книге заинтересует охотников-гусятников. В ней описывается весенняя охота на пролётного гуся на Колыме и мастерская стрельба охотника из полуавтомата «Браунинг» Авто5: «Вторая цепочка-треугольник забирала правее, прямо на нас. Из-за розоватых, освещённых последними лучами вершин стройных лиственниц вынырнули серые, с более короткими, чем у гуменников, шеями и аккуратными головками стремительно летящие птицы. Хорошо видны округлые, пестрящие чёрными полосками брюшки. В тридцати-сорока метрах отчетливо различимы жёлтые лапки, прижатые к нижней части живота. И вот они уже надо мной. Ловлю на мушку надутого от важности передовика, чуть выношу – раз! Он ломается в воздухе: сложив вдоль тела острые крылья, откинув назад голову, камнем валится почти на крышу нашей будки».
Думаю, что если мне удалось заинтересовать хотя бы несколько человек и они впервые прочитают книги авторов, о которых я написал, то, надеюсь, настоящих охотников у нас станет больше.

Легенда стендового спорта

К юбилею заслуженного тренера России, мастера спорта СССР по стендовой стрельбе Валерия Павловича Коньшина, которому этой осенью исполнилось 70 лет.

Валерий Павлович родился в городе Кыштым Челябинской области (Южный Урал) 2 сентября 1945 года. Уже через 4 года семья, где было ещё три старших сына, переехала на постоянное жительство в подмосковное село Никольское, около Реутова. Новое местожительство оказалось недалеко от стрелкового стенда спортивного общества «Локомотив».
Один из братьев – Борис, начал заниматься стендовой стрельбой и часто брал с собой на тренировки младшего Валерия, которому доверялось нести ружьё до стрельбища и обратно. Когда Валерию исполнилось 16 лет, Борис разрешил ему сделать первый выстрел, определивший дальнейшую жизнь Валерия в этом виде спорта. Но всё это было позднее.
Поступив после окончания 8-го класса в Московский железнодорожный техникум, Валерий продолжал активно заниматься стендовой стрельбой в упражнении «круглый стенд» (skeet) и вскоре стал мастером спорта СССР. Из практики работы в этом виде спорта могу сказать, что столь быстрого спортивного роста добивались только очень талантливые спортсмены.
Во время учёбы в техникуме Валерий, участвуя во Всесоюзных юношеских соревнованиях, неоднократно побеждал в личном первенстве и в составе сборной команды Росохотсоюза. А в матче среди чемпионов Республики ДСО добился победы в основной программе и в дуплетной стрельбе.
После окончания техникума в 1966 г. Валерию был призван в Советскую Армию и проходил срочную службу в одной из частей прославленной Таманской дивизии. В период службы Валерий участвовал в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях в составе команды Военно-Охотничьего Общества Московского военного округа.
Завершив военную службу и уже работая в должности бригадира на Московском заводе по обработке цветных металлов и на номерном предприятии в должности специалиста-испытателя, Валерий не оставил занятия стендовой стрельбой, продолжал участвовать в соревнованиях и стал победителем чемпионата Росохотсоюза, где его соперниками были спортсмены из сборной команды страны.
В 1973 г. в Центральном Совете ВОО был создан отдел стрелково-стендового спорта. Одним из первых Валерий Павлович получил приглашение занять должность старшего инструктора. Работая со спортсменами сборной команды Вооружённых сил СССР в качестве тренера, он добился высоких показателей. С 1973 по 1991 гг. сборная команда одерживала победы в упражнении «круглый стенд» более чем на 5 чемпионатах СССР, а в соревнованиях на Кубок страны – более 7 раз.
В составе команд республик были и армейские спортсмены, а некоторые сборные (например, тогда Казахской и Киргизской ССР) по отдельным упражнениям полностью состояли из стендовиков Военно-Охотничьего Общества. Многие стендовики (мужчины, женщины, юниоры), проходившие подготовку на тренировочных сборах Военно-Охотничьего Общества под контролем Валерия Павловича и получавшие от него огромную помощь в совершенствовании спортивного мастерства, неоднократно становились победителями и призёрами в личном первенстве. Это заслуженные мастера и мастера спорта международного класса В. Андреев, Л. Цуранова (Гурвич), А. Черкасов,
В. Тимохин, В. Серов, Н. Гапоненко, С. Шахворостов,
С. Колос, Г. Сединкин, А. Федоров, А. Скубак, М. Захаров, С. Лосев, С. Аксютин, В. Ткачева (Закордонец), Т. Бог­данова, О. Зусман, Т. Тузлова, И. Белецкая и многие другие спортсмены. Эти успехи не остались без внимания руководителей стендовой стрельбы Госкомспорта СССР. В 1979–1980 гг. и с 1983 по 85 гг. Валерий Павлович был тренером сборной команды страны, которая завоевала золотые медали на четырёх чемпионатах Европы, а на двух из них ещё и установила мировые рекорды. На чемпионатах мира команда дважды награждалась серебряными медалями. Валерию Павловичу также было оказано доверие в подготовке спортсменов к Олимпиаде-80 и международным соревнованиям «Дружба-84» (Москва).
В 1991 г., в связи с распадом Союза ССР, Военно-Охотничье Общество вынуждено было прекратить финансирование стендовой стрельбы, и штатный состав спортивного отдела был сокращён. Незадолго до этого Валерий Павлович перешёл в стрелково-спортивный комплекс ВОО на должность инструктора по спорту. В 1996 г. в стендовой стрельбе произошло большое событие, впервые в России на стенде ВОО в Кузьминках состоялись соревнования по спортингу. Взаимное соглашение о проведении такого турнира заключили представители английской фирмы «Кроуфорд Хилл АСТ» и руководство стрелкового комплекса. Соревноваться нашим стрелкам предстояло с командой стрелкового клуба Королевских военно-воздушных Сил Великобритании.
При формировании нашей команды Рачинский и Коньшин были серьёзно озадачены. У многих стендовиков стрельба в совершенно незнакомом до этого упражнении не получалась, и они, учитывая особенности спортинга, отдали предпочтение тренерам и спортсменам, имеющим опыт стрельбы на охоте. В том числе и стрелкам-любителям из числа охотников, регулярно тренирующихся на стенде и имеющих на то «трудное время» возможность оплачивать патроны, мишени и услуги тренеров.
К исходу третьего тренировочного дня команда обрела определённую уверенность в стрельбе спортинга, однако надежд на успех было мало. Каждая команда состояла из 15 спортсменов, а программа соревнований для одного стрелка предусматривала стрельбу 50 мишеней на спортинге и по 25 мишеней в упражнениях trap и skeet.
По просьбе английской стороны эти соревнования получили название «Турнир Land Rover Discovery Trophy» и состоялись 28 сентября 1996 года. Когда они завершились и были подведены итоги по 10 лучшим результатам каждой команды, то со стороны англичан, имевших достаточный опыт стрельбы в спортинге, и наших спортсменов не было предела удивления. В командном зачёте выиграли российские стрелки, а в личном – первым победителем по спортингу в нашей стране стал Валерий Коньшин.
Это соревнование дало начало интенсивному развитию данного вида стендовой стрельбы в России, и тогда же был создан клуб «Русский спортинг», за которым последовало образование многочисленных клубов и строительство стрелковых комплексов спортинга по всей стране. Была образована национальная федерация спортинга, в состав которой вошли более 20 клубов и организаций. Ежегодно утверждался план-календарь соревнований по спортингу в России и в международных соревнованиях, в которых участвовал и Валерий. Первые два отечественных чемпионата он выиграл среди спортсменов высших разрядов. В дальнейшем, выступая на соревнованиях по разряду ветеранов и суперветеранов, также побеждал на чемпионатах России и стал обладателем 9 золотых медалей.
В соревнованиях на Кубок России на счету Валерия Павловича 11 побед. На международных «Гран-при» на его счету 3 золотые, 3 серебряные и 2 бронзовые медали.
На чемпионатах мира и Европы Валерий Павлович был удостоен 7 золотыми, 3 серебряными и 1 бронзовой медалями. Накануне своего юбилея им была одержана очередная победа в разряде суперветеранов на проходившем в Тольятти чемпионате России.
Заслуги Валерия Павловича в спортинге и его спортивное долголетие связаны прежде всего с большим трудолюбием, образом жизни и, конечно, с незаурядным умом, позволившим ему развить свой талант до высокого уровня спортивного мастерства. Будучи загружен работой, Валерий Павлович находил время для личной подготовки и участия в различных соревнованиях, но, кроме этого, он нередко, имея международную категорию арбитра, выполнял обязанности главного судьи. При этом настройка метательных машинок к соревнованиям, весьма трудоёмкое занятие, всегда проходила при его непосредственном участии. Не забывал Валерий Павлович и тренерскую работу.
В 2010 году Валерий Павлович принял решение оставить постоянную работу. Однако совсем отойти от дел не получилось – многие спортсмены обращались к нему за методической помощью. И он пошёл навстречу этим просьбам: периодически проводит с отдельными стрелками тренировочные стрельбы, передавая им свой опыт и знания, которые сочетаются с высокой культурой обучения и общения.
Есть у Валерия два больших увлечения. Это охота, в которой он такой же мастер, как и в стендовой стрельбе. Особенно предпочитает весеннюю охоту на гусей, не пропускает сезоны утиной охоты и осенне-зимние охоты по копытным диким животным. Вторая страсть, в которой он достиг совершенства, – спортивная ловля рыбы. Особенно его привлекает подлёдная рыбалка, где даже профессионалы вряд ли смогут составить ему конкуренцию. Валерий Павлович из тех, кого называют «мастеровитый человек», он легко справляется с любой хозяйственной работой, может чинить оружие. К тому же Валерий Павлович отличный семьянин: в законном браке, взаимной любви и уважении он состоит со своей супругой Еленой Ивановной 44 года! У них дочь и сын, которые подарили им прекрасных внуков.
Дорогой Валерий Павлович, примите от всех стендовиков старшего и нынешнего поколений, от спортсменов, тренеров, судей и редакции журнала «МастерРужьё» сердечные поздравления и самые добрые пожелания в связи с Вашим юбилеем.
От всей души желаем Вам хорошего здоровья, благополучия, счастья в жизни и удачи в спорте, охоте, рыбалке. А также наилучшие пожелания Вашей дружной семье!



Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-includes/post-template.php:169) in /home/virtwww/w_master-gun-com_7b1a2872/http/wp-content/themes/Master/includes/includes/contactform.gif on line 2136