По историческим местам Севастополя


Не мечтали ли вы как-нибудь ненароком отправиться в необременительную заочную экскурсию по военно-историческим достопримечательностям города-героя Севастополя, главной базы российского Черноморского флота? Не хотели ли пройтись по памятным героическим местам этого легендарного города славы русского оружия? Если это так, мы поможем. Прямо здесь и сейчас…
Начнём, пожалуй, с такого поистине монументального памятника героизму защитников главной черноморской крепости в период Крымской (Восточной) войны, с такого выдающегося произведения русской батальной живописи, как Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.». Автор этого художественного проекта, создававшегося к полувековому юбилею первой обороны – профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, основоположник русской школы панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928).
Напряжённая работа над созданием грандиозного полотна, живо, в ярких красках рассказывающего об одном из эпизодов 349-дневной защиты Севастополя, шла в течение 1901-1904 гг. в предместьях Мюнхена. Эскиз был утверждён в феврале 1902 г. Холст ткался в Брюсселе. Размеры будущей панорамы могли поразить любого неискушённого ценителя прекрасного: площадь живописного полотна – 1610 м2 (14х115 м), предметного плана – 900 м2. В создании шедевра Ф.А. Рубо помогали немецкие художники К. Фрош, Л. Шенхен, Ш. Мерт, а также два десятка студентов Баварской академии художеств.
14 мая 1905 года Панорама начала свою долгую и насыщенную коллизиями жизнь. Специально под неё в Севастополе, на Историческом бульваре, выстроили оригинальное круглое здание с увенчанным ротондой куполом по проекту военного инженера
Ф.-О. И. Энберга и архитекторов С.В. Беляева и В.А. Фельдмана.
В годы Великой Отечественной памятник бессмертному подвигу солдат Крымской войны был фактически уничтожен. В период второй обороны города, 25 июня 1942 г. здание Панорамы подверглось немецкой бомбардировке. Защитники осаждённого Севастополя, спасая горящее художественное полотно, разрезали его на части. Было сохранено 86 фрагментов – почти две трети картины. На эсминце «Ташкент» их вывезли в Новороссийск. В 1944 г. остатки творения Рубо «переехали» в Москву. На «выживших» фрагментах насчитали более 6000 повреждений.
Возрождение Панорамы пришлось на послевоенные годы. Решением партии и правительства её было решено полностью восстановить. Во главе реставраторов – творческой группы из 17 человек – был поставлен академик, доктор искусствоведения В.Н. Яковлев. После его смерти благое дело продолжил другой известный живописец – народный художник РСФСР, академик П.П. Соколов-Скаля. Опираясь на спасённые фрагменты, эскизы, фотографии, старые буклеты, даже словесные описания полотна, досконально изучив события, о которых повествовала панорама, московские художники, по сути, заново написали картину, воссоздали предметный план, внеся в оригинал ряд уточнений, дополнений и даже серию новых эпизодов. Реставрация была завершена к 100-летней годовщине первой обороны. Здание Панорамы реконструировали по проекту архитектора В.П. Петропавловского. 16 октября 1954 года оно вновь распахнуло свои двери публике.
В 1970 году здесь обосновался новый экспозиционный зал Музея героической обороны и освобождения Севастополя, рассказывающий как о событиях севастопольской эпопеи, так и об истории самой панорамы.

Редакция выражает огромную благодарность коллективу сотрудников Музея героической обороны и освобождения Севастополя за неоценимую помощь в подготовке этого материала


Фоторепортаж