«Записки мелкотравчатого» Егора Дриянского


Имя Егора Эдуардовича Дриянского широкой массе читателей вряд ли что-либо скажет. В то же время не найдётся ни одного охотника – любителя собак, который бы не зачитывался произведениями этого «певца псовой охоты». А его «Записки мелкотравчатого» наверняка являлись и являются настольной книгой каждого борзятника и гончатника, к какому бы поколению он не принадлежал. Более того, разные люди, даже затяжные (выражение Дриянского) охотники-ружейники, весьма далёкие от псовой охоты, начав читать эту книгу, не смогут оторваться от неё, не дочитав до конца. И хотя признанными классиками русской охоты считаются Сергей Аксаков и Леонид Сабанеев, многие читатели отдают это звание Егору Дриянскому. Вот мнение Виктора Гуминского.
«Книга Аксакова «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» много специфичнее и как бы «научнее» произведений Тургенева и Дриянского. В центре его записок – звери и птицы, человек же со своей собственно человеческой психологией, страстями устраняется из этого мира или, точнее, подчиняется ему и служит верным его отражением. Он – наблюдатель-натуралист, который наблюдает (а по Аксакову это значит: и любит и блюдёт, то есть с любовью оберегает) открывшиеся ему будто впервые красоту и сложность природного мира, не желая смешивать и портить их своей собственной сложностью. Этот наблюдатель (но никак не охотник как главное действующее лицо) словно находится в зрительном зале, на сцене которого разворачивается великое и вполне самостоятельное действие – жизнь природы. Главные его персонажи – пернатые и четвероногие – равнодушны к человеку, кажется, вполне могут обойтись и без него, но человек уже начинает догадываться, что у природы есть своя душа и свобода. А догадка эта, догадка о родственном, хоть и забытом, ведёт к участию, любви, пусть ещё безответной.